Федеральная антимонопольная служба расширяет поле своей деятельности

Игорь Веретенников: «Наше оружие — это аналитика!»

Позади у нас у всех целый год напряженной работы. Об его итогах, достижениях, а также первостепенных задачах и планах на будущее мы поговорили с начальником Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Тюменской области Игорем Веретенниковым.

Игорь Веретенников: «Наше оружие — это аналитика!»
Фото предоставлено УФАС РФ по Тюменской области.

— Игорь Валерьевич, на каких направлениях была сосредоточена деятельность УФАС по Тюменской области в 2018 году?

— На решении задач, которые стоят перед Федеральной антимонопольной службой в целом. Речь идет о защите конкуренции в Тюменской области, устранении монополистической деятельности в любых ее проявлениях, допуске предприятий малого и среднего бизнеса к торгам, борьбе со сговорами на торгах, контроле в сферах госзаказа, рекламной деятельности, корпоративных закупок. По всем этим направлениям мы проводим контрольно-надзорные мероприятия, в основном рассматривая заявления физических и юридических лиц. На протяжении многих лет примерно 80 процентов заявлений поступают именно от физических лиц. Люди жалуются на сферу ЖКХ, на проблемы, возникающие при подключении к инженерным сетям, и многое другое. Правда, хочется отметить, что многие заявления не соответствуют требованиям законодательства. Мы предлагаем заявителям привести их в соответствие с установленной формой, приложить соответствующие аргументы и доказательства. Если заявитель устраняет недостатки, мы продолжаем рассмотрение заявления, если нет — такие заявления не рассматриваются.

— На сайте УФАС есть образец заявления?

— Конечно! Проблема заключается лишь в одном: человек эмоционально реагирует на какую-то ситуацию, приходит домой, открывает ноутбук, пишет какое-то письмо и отправляет его нам по электронной почте. Видимо, ожидая, что наши специалисты-эксперты сразу же начнут проводить контрольно-надзорные мероприятия. На самом деле, заявителю важно соблюсти установленный законом регламент.

От предупреждений к уголовному преследованию

— Каковы основные итоги и достижения ушедшего года?

— В стране происходит трансформация антимонопольного законодательства. После принятия четвертого антимонопольного пакета мы отказались от многих жестких карательных мер, которые применяли к субъектам естественных монополий, монополистам, органам власти, компаниям, которые недобросовестно конкурируют на рынке. Раньше, выявив нарушение, мы сразу же привлекали нарушителя к ответственности. Нынче в определенных случаях мы выдаем нарушителю предупреждение. Если он добровольно устраняет нарушение, то к административной ответственности уже не привлекается.

— Есть случаи возбуждения уголовных дел?

— В 2018 году мы направили в правоохранительные органы несколько материалов для рассмотрения вопроса об уголовной ответственности правонарушителей. Из трех по двум возбуждены уголовные дела. Речь идет, в частности, о картельных сговорах на торгах. Компании договариваются между собой и устраняют конкуренцию в целях получения контрактов по наиболее высокой цене. Вместо честной конкуренции и снижения цены в итоге мы получаем неэффективное использование бюджетных средств, а компании незаконно наживаются. Как правило, это происходит не разово на каких-то отдельных торгах, а на системной основе, в течение нескольких лет, в разных регионах.

Мы уже сообщали о привлечении к ответственности участников так называемого «медицинского» картеля. Когда восемь компаний договорились между собой и в течение нескольких лет просто изображали торги, имитируя принцип конкуренции, предварительно распределяя роли на торгах и заранее решая, кто выиграет контракт. УФАС по Тюменской области был выявлен 131 такой аукцион. При этом общий доход участников картеля по контрактам составил 1 миллиард 120 миллионов рублей. По итогам рассмотрения дела все эти компании были оштрафованы на крупные суммы. ООО «Вердана» — на 135 миллионов рублей, ООО «Ливадия» — на 47,5 миллиона рублей, «Спектр» — на 26 миллионов, «Электра» — на 17 миллионов, Региональная медицинская компания — на 10 миллионов рублей.

Суммы штрафов обычно составляют от 10 до 50 процентов от начальной максимальной цены торгов.

Основным итогом года стало как раз возбуждение рекордного количества дел по картелям. В общей сложности наши сотрудники выявили 11 таких картелей. Причем в самых разных регионах. Для этого мы даже получали из центрального аппарата ФАС соответствующие полномочия, поскольку торги велись за пределами региона, но в них участвовали, в том числе, тюменские компании.

Таких сговоров становится все больше. Их непросто выявлять. Компании пытаются замести следы либо надеются на то, что их противозаконные сделки никому не будут интересны. Тем не менее, мы это делаем. У нас есть автоматизированная многопараметрическая модель, позволяющая проводить мониторинги торгов и находить признаки картельных сговоров.

— То есть ваше оружие — это аналитика?

— Аналитика и различные каналы получения информации о хозяйствующих субъектах. Поэтому в судах у нас практически нет отказных дел, суды нас поддерживают. В 2018 году 100 процентов всех дел по картелям были рассмотрены в пользу УФАС. Хочется отметить, что компании могут воспользоваться инструментом смягчения наказания, таким как явка с повинной. Если какая-то компания первой сообщила в антимонопольную службу о том, что приняла участие в картельном соглашении, такая компания освобождается от административной ответственности.

— Какова роль УФАС по обеспечению конкуренции и свободы предпринимательства в регионе?

— Минувший год ознаменовался рассмотрением большого объема жалоб от участников конкурсов на пассажирские перевозки в муниципальных образованиях. Предприниматели часто жаловались на администрации районов, заказчиков, которые проводили эти торги. Для нас главное, чтобы процедура отбора поставщиков товаров, работ или услуг была справедливой для всех участников торгов. Мы рассмотрели примерно 80 жалоб из 26 муниципальных образований. Примерно половина из них были признаны обоснованными. Речь шла и о неправильно подготовленной документации, и о неправильно начисляемых баллах во время торгов. И до сих пор у нас идут суды. Но в конечном итоге мы видим, что доступ для предпринимателей на этот рынок стал более открытым.

Также мы предпринимаем усилия по предотвращению недобросовестной конкуренции. В качестве примера можно привести появление на рынке бренда «Крепкое и слабое». Предприниматели практически скопировали товарный знак «Красное и белое». Правообладатели обратились к нам с заявлением о нарушении своих прав. Аналогичное дело возбуждено в отношении бренда «Темное и светлое». И тот и другой хозяйствующие субъекты просто решили использовать уже раскрученный товарный знак «Красное и белое», не имея на то никаких законных оснований.

В 2018 году мы судились с аэропортом «Рощино». Он злоупотребил своим доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг, препятствуя доступу на рынок бортового питания компании «Сила вкуса». А все потому, что сам занимается производством бортового питания. В результате аэропорт получил наше предписание о том, чтобы условия для доступа на рынок бортового питания были равными для всех поставщиков. Получить предписание получил, но не внял. В результате было возбуждено административное дело за невыполнение предписания в установленные сроки. На данный момент предписание выполнено. И мы надеемся, что подобных нарушений там больше не возникнет. 

В УФАС — за справедливостью

— Насколько остра в регионе тема госзакупок с учетом того, что она находится в поле зрения общественников?

— Общественники часто готовят жалобы и заявления, рассылают их по разным инстанциям, но в конечном итоге они оказываются у нас и рассматриваются нашими специалистами. У нас есть несколько дел, инициированных общественниками, хорошо проработанных, с аргументами и фактами. Но есть и другие примеры, без доводов, с голословными обвинениями. Предположения нас не интересуют. С такими заявлениями мы не работаем.

— Как осуществляется контроль над регулированием тарифов естественных монополий? За ходом «мусорной» реформы?

— В общем формирование тарифов осуществляют федеральные, региональные структуры и органы местного самоуправления. Мы рассматриваем лишь вопрос применения этих тарифов субъектами естественных монополий. Что касается «мусорной» реформы, то нам дано поручение центрального главка следить за ситуацией, и мы за ней следим. Все жалобы, которые поступают от физических и юридических лиц по вопросу тарифообразования, мы направляем в центральный аппарат ФАС. Аналогичные жалобы, которые поступают в иные федеральные структуры, в правоохранительные органы, в конечном итоге перенаправляются в наше ведомство. И будут рассматриваться на федеральном уровне. Только там могут дать заключение, правильно установлены тарифы или нет. В нашей компетенции останется контроль над ходом торгов по отбору перевозчиков мусора. Безусловно, в тарифообразовании по вывозу мусора много чего не учтено. По той простой причине, что недостаточно фактуры, на основе которой можно вывести тот или иной тариф. Должно пройти какое-то время, чтобы все пазлы сошлись и установленные тарифы устраивали все категории населения. Не исключено, что их размер уменьшится.

— Какие задачи стоят перед управлением ФАС РФ по Тюменской области на 2019 год?

— Совместно с правительством Тюменской области нам предстоит внедрить в органах власти антимонопольный комплекс, а именно систему правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства. В каждом департаменте данные функции должны быть закреплены за конкретным лицом.

Мы продолжим решать те задачи, которые возложены на антимонопольную службу, а также сделаем акцент на реализации национального плана по развитию конкуренции. В нее также вовлечены органы власти региона, правоохранительные структуры, местные органы самоуправления. В итоге этой работы будет видно, какие условия в регионе создаются для развития конкуренции. Содействие развитию конкуренции — это не наши полномочия. Но мы должны защищать этот принцип. Это позволит появляться новым игрокам на рынке, получать каналы сбыта продукции. Тюменская область на хорошем счету по развитию конкуренции. Но все равно есть куда стремиться.

Напомню, что 80 процентов заявлений к нам поступают от физических лиц. Предпринимательским структурам нужно научиться обжаловать действия органов власти и хозяйствующих субъектов, если те препятствуют свободе их деятельности и нарушают принцип конкуренции. Практически ежеквартально мы проводим с предпринимателями беседы, где рассказываем им о том, какие нарушения закона мы устраняем и как следует себя вести при нарушении их прав и законных интересов. Увы, на такие встречи приходят в основном представители органов власти, а не предприниматели.

Умелое использование правовых возможностей и средств помогает восстановить баланс на рынке, поумерить аппетиты конкурентов, быстрее получить доступ к сетям инженерно-технического обеспечения, таким как газ, электричество, тепло, вода. Ведь некоторые организации либо отказывают в заключении договоров, либо затягивают сроки подключения и выдачи техусловий. Кроме того, основной потребитель продукции — это бюджетные учреждения, органы государственной власти, субъекты естественных монополий. Все закупки проходят через торги. И основной защитник предпринимателей во всех этих случаях — это антимонопольный орган.

Поэтому каждому предпринимателю важно знать пакет антимонопольных законов и пользоваться ими. Как минимум, законом о защите конкуренции. И тогда удача ему улыбнется.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру