Поездка в зарубежные университеты позволила снять розовые очки

Где-то там, в европах и америках

23.01.2019 в 09:00, просмотров: 777

Исследование проводилось в университетах Великобритании, Франции и Германии. На минувшей неделе Александр Сорокин познакомил студентов ТюмГУ с полученными результатами.

Поездка в зарубежные университеты позволила снять розовые очки
Руководитель кафедры отечественной истории ТюмГУ Александр Сорокин. Фото автора.

По его словам, университет, высшая школа во всем мире меняются. И в Великобритании, и в Германии, и во Франции работа в университете считается престижной. Но есть два глобальных тренда: цифровизация и массовизация. Возникает очень много электронных курсов. Увеличивается количество студентов и число самих вузов. В цифровизации и продвижении онлайн-курсов особенно преуспевают британские и американские вузы. Даже происходят дискуссии о том, не отказаться ли вообще от лекционных форм преподавания. Впрочем, общих рецептов не существует.

Как эти тренды отражаются на жизни университетских сообществ? На студентах и администрациях вузов? Предметами исследований также стали социальный облик студенчества и профессуры, культурные ценности, траектории профессионального роста, корпоративная идентичность преподавателей и их социальный статус.

Исследователи побывали в Кембридже и Оксфорде — двух старейших университетах Великобритании, а также в Манчестере и Бирмингеме. Что общего между университетами Великобритании и России? Современному преподавателю мало быть хорошим лектором, классным ученым. Он должен быть хорошим управленцем, администратором, автором проектов, обладателем тех или иных soft skills — мягких компетенций.

В момент визита российских ученых в вузах Великобритании шла стачка преподавателей. Профессора вышли на забастовку в связи с тем, что зарплата администраций вузов растет, а оклады преподавателей нет.

Бросилось в глаза то, что меняются взаимоотношения со студентами. Вузы становятся все более коммерческими. Например, университет Бирмингема на 50% финансируется за счет средств, которые зарабатывает на платном обучении, коммерческих исследованиях, инновационных малых предприятиях. От чисто образовательной организации вуз движется в сторону корпорации. И профессора вынуждены находиться в диалоге со студентами, которые для них выступают в качестве клиентов и заказчиков.

Особенностями университетских сообществ Великобритании являются индивидуализм в работе, отсутствие в личном круге общения коллег. Высока конкуренция за получение позиции в преподавательском сообществе. Поэтому многие вынуждены работать на коротких контрактах, изо всех сил показывать свои способности и желание войти в преподавательскую элиту.

Несмотря на индивидуализм, британцам свойственен интернационализм. Они входят в различные ассоциации, стараются быть частью того или иного предметного комьюнити. При этом очень часто меняют место работы, не привязываясь ни к коллективам, ни к конкретному учебному заведению.

В Германии россияне побывали в трех землях — Северный Рейн-Вестфалия, свободный город Бремен и Бавария. У немцев престижно писать докторскую диссертацию. После чего, став доктором, размещать информацию об этом на дверях, визитках, банковских картах и т. п. Менее престижно быть просто научным сотрудником.

В отличие от всех остальных немцы умеют ставить границы между работой и домом. Для них все рабочие вопросы всегда остаются за порогом дома. Лучше они задержатся на работе, чем станут заниматься какими-то рабочими вопросами в личное время.

У германских преподавателей и профессоров высока нематериальная мотивация в их деятельности. Они активны в изучении новых тем, приобретении нового оборудования, даже если это не сказывается на повышении их зарплаты. И если у них есть какие-то проекты, они сразу же начинают над ними работать, без лишнего теоретизирования и раскачки. В Германии есть желание сотрудничать с Китаем. Но сотрудничество не складывается. Потому что в Китае есть ограничения по Интернету, там не работают Google, Фейсбук, многие базы данных. И это сильно мешает научной коммуникации.

Германии, кстати, также свойственна «утечка мозгов», многие ищут варианты трудоустройства в других странах.

Сорбонна — главный университет Франции, основанный еще в XIII веке. Ныне вуз состоит из 13 самостоятельных образовательных организаций. А еще есть университеты в Страсбурге, Лионе, Нанте, Тулузе, Гренобле, Монпелье, в котором когда-то, кстати, учился Нострадамус.

— Высшая школа Франции очень специфична, — пояснил Александр Сорокин. — И нужно отделять университеты от гранд эколь, высших школ. Ныне наиболее престижно учиться даже не в университетах, а в этих самых гранд эколь. Потому что там дают редкие профессии, стараются привлекать самых успешных и квалифицированных преподавателей.

Поступить на первый курс университета во Франции очень легко. Страна находится на третьем месте в мире по количеству иностранных студентов. При поступлении в вуз в России важно получить поддержку семьи. В Великобритании каждый второй поступает в вуз без какой-либо моральной поддержки. То же самое наблюдается в Германии и Франции.

По мнению французов, обучаясь чему-то, важно быть гибким, любознательным, обладать критическим мышлением, уметь адаптировать свои знания, быть публичным человеком. Интересный факт: во Франции преподаватели вузов считаются госслужащими. Средняя учебная нагрузка французского преподавателя — 200 часов в год. В России — 800. При этом французы считают, что это большая нагрузка, и оплачивается она не очень высоко. Франция слабо интернационализирована с внешним миром, в отличие от Великобритании, и не так активно участвует в каких-то международных исследованиях.

— Во Франции даже есть комитет по защите французского академического языка. Потому что основным считается английский. Но набирает обороты китайский язык. Более того, Китай обогнал США и выходит на первое место по числу публикаций в ведущих научных журналах, — добавил Александр Сорокин.

По его словам, западноевропейские вузы постепенно становятся инновационно-предпринимательскими корпорациями. Растут требования к исследовательским и управленческим компетенциям преподавателей, уже мало быть просто хорошим лектором.

В перспективе исследователи ТюмГУ­ намерены проанализировать вузы и вузовские сообщества Азии, Казахстана и Китая.