Александр Мирзаян: «Наше русское дело — ведать и петь»

Певец приходит к племенам и формирует из них нацию

Советский и российский бард, ученый-физик, поэт, писатель, философ Александр Мирзаян прочел множество книг, древних и современных. Откуда мы? Кто мы? И куда идем? В поисках ответов на эти вопросы сделал для себя немало открытий. Так родилась необыкновенная лекция «Песенно-поэтический принцип организации Мира, Мышления и Бытия».

Певец приходит к племенам и формирует из них нацию
Поэт, музыкант и философ Александр Мирзаян. Фото из соцсетей.

Александр Мирзаян выступил с нею перед тюменской молодежью, и это было впечатляюще.

— То, что я говорю, иногда звучит неправдоподобно и пафосно. Но это говорю не я! Это говорят философы древности, священные писания, целые культуры и философские школы! Допустим, я привожу слова Платона. Но сам Платон вырос из целой цивилизации! Он обобщил определенные идеи греков, египтян, иудеев, — начал Александр Мирзаян.

Все сказанное им далее было похоже на гимн Слову и Музыке. А еще удивительной взаимосвязи красоты и генетики, чисел и образов, духа и материи.

Человек рождается из Слова

Если открыть Священное Писание, притчи Соломоновы, то в главе 18, стихах 20–22, написано: «Жизнь и смерть — во власти языка. И любящие его вкусят от плодов его, и наполнят чрево свое. Произведением уст своих насыщается человек». То есть все в действительности творит то слово, что было в начале. И произошли мы не от пап и мам, а от языка!

Наукой установлено: человек рождается двухправополушарным. Как и обезьяны. Правое полушарие отвечает за образное, нелогическое мышление. Язык, взаимодействуя с материей, с мозгом, выращивает левое полушарие, словное, логическое. Структуру, которой мы мыслим.

Немецкий философ, один из столпов философии XX века Мартин Хайдеггер пишет: «Сущность человека вырастает из языка. Мышление есть поэзия. А поэзия — это системный язык мозга». Она охватывает оба полушария, и мы мыслим целостно.

«Поэзии магический кристалл!» — написал Пушкин. Именно этот кристалл создает оптику, которая собирает все элементы в целое. Без поэтического начала никакой оптики быть не может.

Когда мы говорим, что язык создал человека, это надо понимать в нейробиологическом смысле. Родители дают нам лишь тело! Нейробиологами доказано, что певец «впевает» в нас национальный язык. Даже в Священном Писании сказано: «И слово плоть бысть, и вселися в ны». То есть язык взращивает в нас то, что становится человеком. Без языка ребенок превращается в Маугли. Если до шести лет он не был в речевом пространстве, ему уже никогда не приобрести человеческий интеллект.

Так происходит рождение человека из слова.

Наш великий славянофил Хомяков говорил, что «Мы — русский народ — многокровный, даже многорасовый. Но как нация мы растем из слова. Поэтому мы суть славяне». А Аксаков писал: «Мы не кровники. Мы — словники!». Позднее Василий Розанов напишет: «Истинный русский вышел из русской литературы».

И все они говорят об одном и том же!

Русский язык — язык мозга

Мы существуем в полной зависимости от языка, и поэты это прекрасно понимают. Поэтому они говорят: «Не я владею языком, а язык владеет мною». Это фраза Бродского. Но еще ранее ее произнес Огарев. А затем великий русский философ Константин Леонтьев напишет: «Я хочу не социалистического, не капиталистического человечества, а поэтического. Ибо только поэт видит мир целиком и понимает, что значат божественные законы».

Очень много работали со словом евреи. Они всегда позиционировали себя книжными людьми. Родины у них не было, но была Книга. И они погружались в нее, как в Родину. И русский человек также абсолютно логоцентричен. Он тоже существует в слове. Оно для него — все!

Таким образом, русский мозг — онтологичен. Он восходит не к материальности, а к тому, что стоит за материей, к тому, что ее творит, к слову как к творящему началу.

«Русский язык испробовал все арфы мира и выковал такие звуки, которые предназначены для какого-то величайшего служения», — писал Гоголь. Служения! Иосиф Бродский вторит: «Пока существует такой язык, как русский, поэзия — неизбежна». А дальше: «Перо на русском стремится к святости».

А святость — это и есть служение. Работа. Труд. Русские монахи построили Русь, все ее монастыри. Монахи создали азбуку! «Русский язык — это язык переводчиков, и на нем звучит весь мир», — писал Осип Мандельштам.

Андрей Курбский, поссорившись с Иваном Грозным, пишет ему из Литвы: «Иване! Давай жить, как Европа живет!». А Грозный ему ответил: «Ты мне говоришь про Европу, а Россия не Европа! Россия — есть Израиль!». В те времена Израиль означал священное православное царство. И Романовы построили в последующие столетия Новый Иерусалим — новый град на холме, который должен светить миру. Не править миром, как американский Капитолий, а светить.

Позже Иван Ильин, великий русский философ, так и напишет: «Не мир для нас, а мы для мира, которому мы будем светить светом слова!».

Поэзия — математична

Все философы древности считали, что они должны быть математиками и поэтами. Наука, по выражению нобелевского лауреата Ильи Пригожина, «есть поэтическое вопрошание природы и попытка воспроизвести ее ответ в строгой логической форме». Как появилось слово «формула»? Дословно — «точность заклинания», «фор» и «мелос»: формула. Мы все знаем геометрию Евклида. Но перед ним был Евдокс. И он говорил, что «Евклид был поэтом, а я всего лишь музыкант». Следом великий Декарт напишет: «Поэт — учитель математиков». Это повторил великий русский математик Андрей Колмогоров, создатель лучшей в мире математической школы, где изучали и поэзию, и музыку.

Академик Колмогоров написал немало научных работ, посвященных математике в поэзии. Это означает, что структура поэтического текста — математична. В музыке существует закон октав. И точно так же устроен наш геном. В свое время академик Румер говорил, что генетические и поэтические тексты обязаны быть идентичными.

Нейробиологи считают, что именно через поэзию открываются смыслы, которые линейным текстом и мышлением не открыть. Поэзия — это своего рода канал. Именно двадцатый век стал веком русских научных открытий. И параллельно это был век поэзии и музыки. Куда бы ни пришла наука, там уже побывала русская поэзия.

Кто главный герой русских сказок? Иван-дурак. Дурак, а всегда находит нужные ответы. Первое название муз — фурии. Безумные, бушующие, вдохновенные. Фурия — фуро — дуро — дурак — дурачиться, безумствовать, выходить за общепринятые рамки. Вот в чем призвание русских, по мнению Александра Мирзаяна. Вести мир к свету, и лучше всех остальных решать тупиковые с точки зрения линейной логики парадоксальные задачи.

Великий математик Федор Богомолов считает: «Язык будущей научной элиты — русский». Он более других приспособлен для обживания белых пятен в науке. Ученый уже 30 лет преподает в США. И значит, эта его фраза сказана неспроста.

Поэт необязательно предсказатель. Он просто подготавливает сетевые структуры мозга к восприятию нового. Однако есть и поэты-провидцы. Андрей Белый еще в 1921 году предвидел атомную бомбу и жертвоприношение в Хиросиме и Нагасаки. Известный поэт Леонид Губанов — феноменальная фигура в русской поэзии. «Другое знамя будет виться, другие люди говорить…» — писал он еще в 60-х годах прошлого века.

Как они это делают? Они используют магический кристалл поэзии, о котором писал Пушкин. Задействуют сетевые структуры мозга, которые видят мир в его целостности. Слово, музыка, поэзия способствуют возникновению синоптических связей между нейронами мозга. И потому поэты, певцы гармонии так часто становятся провидцами и пророками.

Песня как преображение

Первый учебник по музыке был написан Дамоном, учителем Платона. И он писал: «Песня может созидать, песня может разрушать, песня может исцелять, песня может ввергать в безумие. Изменение в песнопении влечет за собой изменение в государственном устройстве». Ни больше, ни меньше.

Песня — это опыт, концентрация жизненной энергии. И поэтому «властью песни быть людьми могут даже змеи, властью песен из людей можно делать змей». Татьяна Черниговская, очень известный ныне ученый, биолог, филолог, говорит, что когда мы поем песни, музицируем, то это влияет на нашу генетику. Песни и музыка включают гены, которые при других обстоятельствах молчат. Поэтому в народе есть замечательная поговорка: «Песенка — к богу лесенка». И в Коране сказано, что Аллах сотворил человека из поющей глины. А песня — это власть, царство, основание, красота, разум.

Александр Мирзаян выразил сожаление, что в современном социальном и культурном пространстве чаще всего мелькают посредственные поп-звезды, а не люди жреческой культуры и высочайшего интеллекта, к примеру, такие, как российские академики Петухов, Смольянинов, Топоров и другие, внимать которым — одно удовольствие:

— Порою находишься в их обществе и думаешь: боже мой! Вот она — русская жизнь! Вот она — неизбывная Россия! Это люди, которые досконально знают и математику, и поэзию, и живопись, и музыку! У них феноменальная память!

К слову, тезаурус барда и философа Александра Мирзаяна не менее потрясающ. В нем тысячи имен, терминов, названий книг, научных работ, музыкальных произведений, философских трактатов.

— Как свершается чудо жизни, я пытаюсь понять уже 25 лет, — говорит он. — Ушел из физики, занимаюсь только языком, философией, этимологией. Вы бы видели, что у меня творится в комнате. Это ужас: кругом одни книги. И закладок больше, чем книг!

Наверное, это тоже своего рода подвиг. Причем не отшельнический, во спасение своей души. Наоборот, подвиг русского человека, обращенный ко всем людям Земли. «­А чего с ней церемониться, чего ее беречь?» — писал о душе великий предшественник Мирзаяна Булат Окуджава.

— У нас у единственных в мире такой колоссальный заряд поэзии, песни и музыки. В отечественной авторской песне присутствует вся мировая поэзия! Это инструмент, благодаря которому мы можем создавать то поэтическое человечество, о котором мечтали Константин Леонтьев и наши предки, — говорит Александр Мирзаян. — Когда поэзия вышла из недр нашего народа, мы сумели сделать то, чего не сумели другие. Мы показали, что мы — не владетели мира. А свет миру! Ведь в итоге все в жизни сводится к красоте, славе, гимнам и пению. И наше русское дело — ведать и петь, славить и нести свет. А слово — это и есть свет, который и во тьме светит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру