В Тюменском технопарке состоялась «Ярмарка вакансий» для студентов и молодёжи

От увлечения до профессионального мастерства

Достижения тюменского студенчества широко известны: в регионе немало победителей различных олимпиад, конкурсов, турниров, чемпионатов. Учебные заведения и органы образования ведут таких студентов от победы к победе. Тем не менее, большинству работодателей приходится сталкиваться не только с победителями и чемпионами.

От увлечения до профессионального мастерства
На «Ярмарке вакансий» побывали сотни тюменских студентов. Фото автора.

О том, насколько выпускники образовательных организаций региона готовы к трудоустройству, шла речь на круглом столе, состоявшемся в рамках «Ярмарки вакансий» для молодежи. Во время учебы немногие студенты интересуются будущим трудоустройством. Как правило, за изучение рынка труда они берутся уже после получения диплома. А студентов, совмещающих учебу и работу, не так уж много. Более того, студентов порою учат не совсем так, как необходимо работодателям, с другой стороны, сами студенты не совсем готовы к тем условиям, которые им предлагаются. У многих студентов завышенные требования к уровню зарплаты. Но старт всегда ниже, чем дальнейшая карьера. У вчерашних студентов зачастую нет готовности начать с малого, получить первоначальный профессиональный опыт.

В обсуждении данной проблематики приняли участие представители образовательных организаций региона, предприятий-работодателей, руководители Центра занятости населения г. Тюмени и Тюменского района.

По словам начальника управления занятости департамента труда и занятости Тюменской области Вадима Самсонова, «система требует наладки, чтобы все механизмы трудоустройства выпускников работали как надо».

Как отметила Марина Дронова, начальник отдела кадров компании КПК «Сибирский капитал», кредитный потребительский кооператив привлекает на работу экономистов, юристов, бухгалтеров. В прошлом году в Тюмени состоялся первый выпуск специалистов по экономической безопасности. И у КПК есть потребность в такого рода сотрудниках. У предприятия налажено сотрудничество с Центром занятости населения г. Тюмени и Тюменского района. Заключены договоры о стажировке с тюменскими вузами. Заявки на специалистов поданы. А в ответ — тишина. Ни один человек не пришел в организацию от вузовских центров карьеры. Студенты ничего не знают о таких договорах и о том, что могут прийти на стажировку в кооператив.

— Мы с удовольствием берем молодых специалистов на стажировку, приглашаем на обучение. У нас есть хорошие примеры, когда молодые выпускники приходят на должность помощников специалистов и вырастают до уровня начальников отделов. Есть молодой человек, который успешно трудится и одновременно учится на маркетолога. Для него мы специально разработали график работы, чтобы он мог и учиться, и работать. Но нашли мы его сами, пользуясь сарафанным радио, — сообщила Марина Дронова.

По ее словам, порою в организацию приходят выпускники с дипломами, но при этом имеют весьма смутное представление о своей специальности. И это серьезная проблема.

— Иногда приходят бухгалтеры, которые не знают план счетов! Мы готовы обучать специалистов, но не с азов, — отметила руководитель.

По мнению Вадима Самсонова, в этой ситуации, когда студенты имеют смутное представление о полученной профессии, самое правильное — влиять на образовательный процесс через корректировку профессиональных стандартов. Если работодатели сталкиваются с тем, что в подготовке специалистов упущены какие-то темы, можно привлечь возможности профессиональных объединений работодателей. Тогда организации будут получать не отдельных нужных специалистов, а смогут повысить качество вузовской подготовки в целом.

— Путь долгий и далеко не простой, но, тем не менее, самый правильный: корректировать профстандарты через сообщества работодателей. Они могут оценить соответствие образовательных программ профессиональным стандартам и внести свои предложения по их усовершенствованию, — подчеркнул Вадим Самсонов.

Стенды или соцсети?

Безусловно, студенты не могут не понимать, что интересоваться будущим трудоустройством во время учебы и получения специальности — это нормально. Для этого в Тюменской области созданы центры содействия трудоустройству выпускников учебных заведений. Есть механизм стажировки, на которую выделяются бюджетные средства, благодаря чему на тюменских предприятиях могут пройти стажировку до 300 выпускников.

Вадим Самсонов сообщил, что в Тюменской областной Думе прорабатывается вопрос законодательного закрепления стажировок для студентов тюменских вузов. Не все предприятия умеют и хотят работать со студентами-практикантами. Возможно, необходим какой-то дополнительный механизм, который помог бы предприятию найти взаимоприемлемые формы сотрудничества со студентами.

Одна из участниц круглого стола два года назад окончила ТюмГУ по специальности «управление персоналом».

— В нашем университете информирование выпускников о вакансиях реализуется через стенды. Если студента привлекла вакансия, он обращается в организацию. Таким образом я устроилась на стажировку в Газпроме. Кроме того, в вузе проходят Дни карьеры. Случаются визиты работодателей в вуз, которые рассказывают, как работают их карьерные и обучающие центры, — рассказала она.

Увы, практика показывает, что на приглашение посетить подобного рода встречи с работодателями студенты реагируют, мягко говоря, без воодушевления. Даже если те — весьма солидные люди. Поэтому вопрос о том, где и как размещать информацию профориентационного характера, чтобы она доходила до целевой аудитории, остается открытым.

Возможно, стоит сделать упор на соцсетях, создании в них групп и сообществ, где бы пересекались интересы образовательных организаций, работодателей и самих студентов.

Некоторые образовательные учреждения, кстати, пошли именно по этому пути. В Тюменском индустриальном университете, например, обсуждалась идея разработки мобильного приложения, уведомляющего студентов о новостях на рынке труда.

Тюменский колледж экономики, управления и права уже давно практикует работу со студентами через группу в соцсети «ВКонтакте». В ней размещена самая разная информация, в том числе расписание занятий. А параллельно администраторы размещают данные от службы занятости. Отдельная закладка по трудоустройству есть и на сайте учебного заведения. Как и стенд с вакансиями в самом здании колледжа.

Все образовательные программы колледжа согласуются с работодателями. Ряд программ проходит у работодателей аккредитацию. План мероприятий, связанных с будущим трудоустройством выпускников, расписан на весь год. Можно сказать, что работодатель внедрен в учебный процесс. В каждом профессиональном модуле выделяется по 20 часов на установление контактов с работодателями.

Детям — о профессиях

До студентов порою сложно достучаться. Поэтому, как правильно отметила одна из участниц круглого стола, профориентацию важно начинать уже в начальных классах. Тему преемственности профориентационной работы поддержал заместитель начальника отдела профессиональной ориентации граждан Центра занятости населения г. Тюмени и Тюменского района Леонид Захаров.

— Многие ребята думают: окончу школу и решу, куда пойти учиться. А, по идее, определяться нужно уже в школе. И в идеале не только с профессией, но и с местом работы, где хотелось бы трудиться. И с этой целью для детей разработан элективный курс, способствующий углублению профильного обучения, который включен внутрь образовательной программы. Мы подготовили педагогов, и они ведут плановую работу с детьми. В итоге ребенок, обучаясь в 8–9 классах, уже начинает выстраивать траекторию своего развития в последующие десять лет своей жизни. Выбирает подходящих ему работодателей. И эту же практику можно внедрить в вузах, — отметил он.

Директор Центра занятости населения г. Тюмени Ирина Микрюкова подчеркнула:

— Говорить о том, что образовательные организации ведут профориентационную работу, неправильно. Они презентуют лишь свои специальности. Но ориентировать детей на поступление лишь в свою организацию несправедливо по отношению к ним. Я наблюдала случай, когда весь 9-й класс полным составом ушел учиться в лесотехникум, потому что с ребятами очень хорошо поработали. А через год они почти все забрали оттуда свои документы.

Вадим Самсонов поддержал коллегу:

— Нельзя ждать готовых решений, нужно активно участвовать в этом процессе обеим сторонам: и работодателям, и представителям отрасли образования. Разрабатывать элективные курсы для студентов. Тем более что ныне приходится говорить о пожизненной непрерывной профориентации, а также усилении конкуренции на рынке труда. Количество претендентов на одно рабочее место с каждым годом будет только расти.

Среди прочих мер усиления профориентационной работы среди подростков и молодежи Вадим Самсонов назвал создание в Центре занятости уголков предприятий и образовательных учреждений. Они там уже представлены, но далеко не все.

Наглядный пример эффективности проф­ориентационной работы с молодежью и подростками — экскурсии в Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района с участием студентов Тюменского медколледжа. Они совсем недавно вышли из школьных стен, но у них уже другой социальный статус, позволяющий им заинтересовать нынешних школьников профессией медработника. И те и другие говорят на одном языке и хорошо понимают друг друга.

Другой пример: Тюменьводоканал оборудовал в Центре занятости свой профориентационный кабинет. Ведет активную работу с молодежью и по другим направлениям. Результат не заставил себя ждать: сотрудники колл-центра организации несколько раз становились победителями на чемпионате Европы по профессиональному мастерству.

Нельзя упускать из виду и работу с родителями и родительской общественностью, у которых в руках основные рычаги влияния на выбор детьми той или иной профессии. Родители также должны быть сведущими относительно того, как развивается рынок труда.

Между учёбой и работой

Проблема еще и в том, что психологическая подготовка выпускника к выходу на рынок труда разработана и задействована слабо. Надо устроить так, чтобы студенты уже во время учебы искали место приложения своих сил, изучали рынок труда. А для этого необходимо заняться их психологической готовностью к дальнейшему трудоустройству. И внедрять эти занятия прямо в образовательный процесс. Специалисты в этой области есть.

Начальник управления занятости департамента труда и занятости Тюменской области Вадим Самсонов отметил: студентов важно убедить, что мало получить квалификацию. Ее еще нужно применить и правильно ею распорядиться, чтобы не оказаться с вузовским дипломом в должности водителя или менеджера по продажам.

Помимо разработки каналов донесения до студентов актуальной информации, нужно усилить психологический настрой студентов, их заинтересованность в поиске своего места в жизни. Студентов учат составлять резюме. Это хорошо. Но первоначально им стоит осознать взаимосвязь своей внутренней мотивации с тем, что их ждет в будущей карьере.

Возможно, решить эту задачу студентам должны помочь специалисты-психологи. Своего рода комиссары-агитаторы по трудоустройству. Так, чтобы вузовские центры карьеры наполнились реальной интерактивной работой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру