Тюмень вошла в число самых «креативных» российских городов

Областная столица заняла шестую позицию в рейтинге Индекса креативного капитала

Чем нас привлекают города старой Европы? Другие страны? Столичные мегаполисы? Те или иные уголки российской глубинки? В первую очередь своим «креативом». Порою полет человеческой фантазии настолько витиеват, что целые города или поселки превращаются в музеи под открытым небом, когда произведением искусства становятся не полотно, не скульптура, а улица, дом, квартал, само человеческое бытие.

Областная столица заняла шестую позицию в рейтинге Индекса креативного капитала
Наталья Львова раскрыла тему «Сообщество». Фото автора.

На днях фонд Calvert 22 и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers опубликовали данные рейтинга Индекса креативного капитала. Тюмень вошла в число самых «креативных» российских городов. Под креативным капиталом авторы Индекса понимают особенности социальной, культурной инфраструктуры и возможности инновационно-креативного сектора, которые привлекают представителей креативных профессий.

Всего в рейтинг вошли 15 городов России. Тюмень по сумме всех показателей заняла шестое место. По оценке экспертов, Индекс креативного капитала областной столицы составил 52,14 балла. Лидерами списка с сильным отрывом более чем в 15 баллов ожидаемо стали Москва и Санкт-Петербург. В региональном сегменте Тюмень обогнали только Казань, Екатеринбург и Новосибирск.

Отметим, что тюменский креативный класс решительно настроен развивать свой город. Многие гости сравнивают Тюмень с кораблем, поднявшим паруса, высоко оценивают различные инициативы, культурные, социальные, предпринимательские и образовательные проекты тюменцев. При этом власть готова поддерживать инициативы горожан, выделять бюджетные и грантовые средства на их реализацию. Все это свидетельствует о том, что у Тюмени есть все шансы стать передовой северной столицей, превратиться в город-миллионник, стать местом притяжения для новых интересных людей, их ярких инициатив, идей и проектов.

Кстати, фонд Calvert 22, занимающийся изучением и поддержкой креативных индустрий в регионах России, уже не впервые отмечает, что Тюмень по ряду показателей занимает лидирующие позиции.

К примеру, в Тюмени занимаются постановками более 20 молодежных непрофессиональных театральных коллективов. Уникальной современной сценической и репетиционной базой не только в Тюмени, но и во всей России, является Молодежный театральный центр «Космос». В создании концепции «Космоса» принимали участие специалисты Центра имени Вс. Мейерхольда (г. Москва), что говорит о связи тюменского креативного кластера с коллегами из российских городов-миллионников. Театральные фестивали «Сны улиц», «Театральная революция» вышли на международный уровень, являются территориями культурного и творческого обмена со странами Европы.

Ведущей площадкой по развитию киноиндустрии в регионе является коворкинг «Медиаполис». Тюменские студенты имеют возможность постигать основы кинопроизводства, медиаискусства, регулярно посещать различные мастер-классы, брать уроки мастерства у известных российских режиссеров и сценаристов. В планах у руководителя «Медиаполиса», выпускника ГИТИСа Андрея Зубова — съемки полнометражного художественного фильма «Отряд С». 

Мультицентр «Моя территория» — команда молодых, неравнодушных, амбициозных людей, которые меняют мир вокруг себя и создают современные молодежные проекты на территории региона и за его пределами. Это еще одна площадка по развитию креативной среды Тюмени, место притяжения инициативных студентов тюменских вузов, генератор самых разных проектов, идей, конкурсов, фестивалей. В числе реализованных мультицентром проектов: Школа руководителей молодежных сообществ, «Тюменский кампус», «КИТ-пикник», фестиваль «Морфология улиц», образовательная программа для старшеклассников Profbox, международный блогер-квест Культuritsa, программа профилактики правонарушений «Шанс», многие другие.

На протяжении вот уже нескольких месяцев мультицентром реализуется международный лекционный проект CreativeMornings. Это серия бесплатных завтраков, которые одновременно проходят более чем в 160 городах мира, включая Нью-Йорк, Париж, Лондон, Стокгольм, Тель-Авив и Берлин. И этот список постоянно растет. В России к проекту присоединились Москва, Санкт-Петербург и Тюмень. Проект создан для того, чтобы объединить на коммуникативной площадке представителей разных креативных профессий, дать им возможность создавать новые коллаборации, развивать свои идеи, участвовать в интересных проектах. За чашкой кофе представители креативного класса могут регулярно встречаться и слушать известных и успешных спикеров. Таким образом, тюменцы обсудили уже 15 тем: «Выживание», «Равенство», «Гениальность», «Сострадание», «Пионер», «Смерть», «Контекст», «Тревога», «Любопытство», «Отвага», «Игра», «Обязательство», «Ремесло», «Намерение».

Готовы учиться новому

11 августа на террасе Дома печати состоялась XV юбилейная лекция проекта CreativeMornings. На этот раз в качестве спикера на встречу с тюменской креативной тусовкой была приглашена американо-тюменская художница Наталья Львова. Она придумала и запатентовала свой собственный художественный стиль Twiddle Art: каждый мазок на полотне закручен в спираль. Художнице было предложено раскрыть тему «Сообщество». Интерес к теме и гостье проекта проявили более ста человек!

— Поначалу я подумала, что это будет маленький столик, несколько человек, и мы попросту посидим, попьем чайку с круассанами, — улыбнулась Наталья, приветствуя огромную аудиторию.

Наталья Львова родилась в Тюмени, окончила Тюменский государственный нефтегазовый университет, получив специальность «Реклама и маркетинг».

— Я организовывала большие фестивали. И постепенно чувствовала, что неосознанно культивирую в себе мужские качества: командный голос, контроль, распорядительность. Мне показалось, что они вредят моему женскому имиджу. И лучше бы мне быть художником. Я с детства об этом мечтала, но никогда не рисовала. И когда впервые арендовала студию, то не могла отличить цинковую краску от титановой. В 28 лет стала директором по маркетингу компании 2ГИС. Но желание писать картины у меня не пропало. Я оставила работу в 2ГИС, пошла в магазин, купила десять холстов. Нашла студию и начала готовить свою первую коллекцию картин, — рассказала Наталья.

Через три месяца у нее в Тюмени прошла первая выставка картин. Следом — в Центре современного искусства в Новосибирске. Затем были выставки в Москве, Санкт-Петербурге. Вскоре супруги Львовы переехали в Калифорнию, город Пало-Альто, потому что муж Натальи поступил в Стэнфордский университет.

— Мой английский был слабоват. И целый год мне потребовался, чтобы выучить язык, преодолеть страх, войти в художественную галерею и сказать: «Здравствуйте! Я художник». Этот страх я преодолевала тем, что писала картины. Так написала первую американскую коллекцию картин. Это были гигантские картины, огромные полотна! Как было в России? Напишу — и сразу же продаю, чтобы освободить место для новых работ. В Америке начались заминки. Пошла по галереям, но мне сказали: «Людей с улицы не берем!». Боже! Что же делать?! И тут мне на помощь пришло сообщество художников, — продолжила Наталья.

Почему объединения профессионалов важны как в России, так и за рубежом? Чем сообщество может помочь его участникам? Люди вместе ходят на выставки, занимаются нетворкингом, обсуждают новости. Новаторы всегда в курсе, где какая выставка проходит, какие конкурсы объявлены, за какие гранты можно побороться. Консерваторы нередко полны скепсиса. Но, тем не менее, вместе они чувствуют свою силу и легче преодолевают страх неизвестности. В сообществе можно найти обратную связь, психологическую поддержку. Кем бы мы ни были по профессии, у нас у всех есть спады и подъемы настроения, и сообщество помогает обрести некую гармонию. А еще кто-то в сообществе может помочь организовать выставку, провести рекламную кампанию, найти покупателей, сэкономить деньги.

— Я член целого ряда сообществ: Союза профессиональных художников России, Тихоокеанской лиги художников, Ассоциации художников Сан-Франциско и других. Почему мне понадобились все эти членства? Для продажи своих картин, поиска новых рынков. Если та или иная выставка проходит на конкурсной основе, тот или иной союз может дать рекомендацию для участия в выставке. Оказать юридические услуги. В США, как правило, арт-искусством занимаются молодые, амбициозные люди, либо уже совсем суперстаренькие. При этом все эти божьи одуванчики — милейшие люди, которые открыто ответят на любой твой вопрос, дадут любые контакты, — отметила спикер.

Чтобы стать сильным, нужно знакомиться и общаться с теми, кто сильнее тебя. В Тюмени такими сообществами являются «Цвет города» во главе с Дмитрием Зелениным, «Точка сборки», «Мет эн скетч» и другие. К ним можно присоединиться и набраться у них опыта.

Быть первыми!

Помимо участия в каких-то ассоциациях и объединениях, Наталья Львова призвала слушателей лекции самим создавать некие сообщества. Чтобы сформировать новое сообщество, важно придумать идею и отрепетировать ее так, чтобы за несколько секунд зажечь ею собеседника. А далее необходимо начать быть публичной персоной, пользоваться соцсетями, рассказывать о ходе реализации своего проекта, обо всех изменениях и ресурсах, которые при этом используются. Каждый божий день быть с этим проектом на виду.

Отличаются ли друг от друга технические и творческие сообщества? По словам художницы, все сообщества работают по одному общему принципу, пытаясь развить какую-то тему, сделать ее популярной, завоевать с ее помощью мир. И неважно, кто ты при этом: химик, музыкант или художник.

— Мы должны быть магнитами для других людей. Иметь какую-то свою уникальную идею, некое «персоналити», чтобы люди к нам присоединились. У меня пока нет такого сообщества. Но я думаю, что в будущем к этому обязательно приду. В настоящее время я пишу книгу «Художник, который продает». Она поможет тем, кто пишет картины, создает скульптуры, слагает стихи. Даст пошаговую инструкцию — как зарабатывать на своем искусстве и обеспечивать тем самым свою жизнь. К концу года книга будет готова. Думаю, что я буду формировать свое сообщество благодаря этой книге, помогать молодым художникам встать на ноги, — добавила Наталья.

Гостья поинтересовалась: кому удается продавать свое творчество? Позволяют ли эти продажи полностью обеспечивать свои жизненные потребности? Таких в зале оказалось меньшинство.

— К большому сожалению, — подчеркнула художница, — одного таланта от бога сейчас недостаточно. Художники должны обладать качествами предпринимателя: правильно планировать свой день, встречи с людьми. Важно организовать свою работу по принципам малого бизнеса. Я выпускаю столько-то продукции, должен представить ее на таких-то площадках и получить такой-то доход, чтобы обеспечить свою семью. Кроме того, чтобы быть успешным, нужно следить за трендами. Где-то покупают яркие позитивные картины. Где-то — тотальную абстракцию. То есть нужно понимать, что и где покупают, задавать вопросы, выстраивать коммуникации.

Говоря о перспективах современного искусства в России, спикер отметила, что маркет живописи в России развит слабо. Художников мало, потому что люди не покупают картин. И задача креативного класса, нынешней творческой молодежи — сформировать этот рынок, донести до людей идею о том, что в каждой квартире, в каждом офисе должно быть некое окно в мир искусства, не постер, а реальное художественное произведение. Современное искусство — это как изысканная кухня. И если мы идем на выставку и не понимаем художественных работ, это не повод говорить, что увиденное — «фигня». Это повод позаботиться о своем образовании.

Отметим, что в заключение лекции было объявлено: 19 августа в Тюмени пройдет международный симпозиум NEMOSKVA. В рамках проекта перед молодыми художниками с лекцией о современном искусстве выступит Моника Шевчик (Польша). Лекция пройдет в Тюменском музейном комплексе, а следом откроется выставка «Большая страна — большие идеи». Каждый художник сможет презентовать на портфолио-ревю свои работы, получить обратную связь от признанных экспертов из России, Японии, Великобритании, Эстонии, Германии.

Заявить о себе точно стоит!  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру