ПОРА: экологическое воспитание в школах Арктической зоны диктует время

ПОРА: экологическое воспитание в школах Арктической зоны диктует время
Фото Сергея Карпухина.

Так считают эксперты Прокетного офиса развития Арктики "ПОРА", которые провели очередное заседание в дискуссионном клубе.

Дата проведения заседания, 15 июня, была выбрана неслучайно - в этот день исполнилось 100 лет юннатскому движению в России, поэтому и главной темой дискуссии стало экологическое образование в школах российской Арктической зоны.

Открывая заседание Александр Воротников, доцент РАНХ и ГС, эксперт ПОРА, кандидат химических наук отметил, что Арктика – особый регион, с уникальной флорой, фауной и экосистемой в целом, поэтому уже сегодня в общеобразовательных школах Арктической зоны вводятся уроки, цель которых - повышение экологической грамотности детей. Страна взяла курс на "зеленое" развитие, но мало кто знает, что это. Прежде всего, под термином "зеленое" подразумевается устойчивое развитие, предполагающее появление новых технологий. 

Учителя, специалисты по экологии находятся на острие этого вопроса, именно им отводится роль в обучение детей, от которых зависит будущее страны и мира в целом. Педагоги рассказали собравшимся о тех проектах, которые они реализуют в своих образовательных учреждениях. Вместе с тем они отметили проблемы, которые существуют как в сфере экологического образования, так и в области охраны окружающей среды в Арктической зоне. Педагоги из регионов выказались о необходимости увеличить экологическую составляющую в образовании школьников, сделать обучение практикоориентированным, усилить методическое обеспечение и ввести  в школах новый предмет- экология.  

Важность создания специального курса, учитывающего экологическую уникальность Арктики, традиций его коренного населения отметила эксперт Лиги здоровья нации по вопросам семьи, эксперт Деловой России Ирина Несивкина.

Проекты онлайн-образования для школьников и педагогов представили сторонники современного подхода в экологическом образовании Эльвира Зинатуллина, координатор проекта «Экокласс», МОЭО «ЭКА», «Экологические уроки для каждой школы» и Анна Баженова, заместитель директора ФГБОУ ДО "Федеральный детский эколого-биологический центр". Они отметили необходимость повышения имиджа учреждений, вузов и профессий, связанных с экологией, подчеркнули важность согласования образовательных программ и проводимых экологических мероприятий.

Совместный проект Экофонда СФУ и Экспертного центра ПОРА «Сохраним белого медведя» представила собравшимся Олеся Кужель, менеджер региональных программ ПОРА. Суть программы - создание пилотного просветительского центра в г. Норильске, где будут проводиться занятия с детьми с использованием современных технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность. 

Предложение Владиславы Ковалевской, руководителя Экологического пресс-центра  Общественной палаты РФ, о привлечении к работе детей вызвало интерес и поддержку участников Дискуссионного клуба. Проект «Детский экологический пресс-центр», ставит перед собой задачу  вырастить поколение журналистов-профессионалов, понимающих неразрывную связь Человека и Природы, умеющих грамотно освещать экологическую проблематику. Экспертный центр ПОРА поддержал  инициативу и выразил готовность принять активное участие в создании детских экологических пресс-центров на территории Арктики.

О необходимости подготовки на государственном уровне региональных лидеров для формирования "зеленой" экономики заявил Петр Кирюшин, доцент кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ, сооснователь проекта «ВузЭкоФест». По его мнению, именно они будут поддерживать устойчивое развитие. Он сообщил, что фестиваль ВузЭкоФест проходит с 2015 года и объединяет более пятидесяти вузов-участников, которые ежегодно внедряют "зеленую" инфраструктуру в своих учреждениях. Эксперт отметил, что решения, разработанные на базе школ и институтов, могут в дальнейшем приниматься и для городов.

Подводя итоги мероприятия, Александр Воротников выделил основные аспекты внедрения экологии в школах и повышения экологической грамотности в Арктической зоне:

- обучение детей должно опираться на традиции северных регионов, не забывая о приезжающем и работающем в  Арктике населении; 

- обучение экологии нужно начинать с детского сада, когда дети наиболее восприимчивы к информации; 

- в школах предмет "экология" нужно вводить не как отдельную дисциплину, а как междисциплинарный курс с обязательной прикладной частью;

- метод донесения экологической информации следует изменить на современный и интересный подрастающему поколению; 

- необходимо разработать курс экологии для Арктической зоны с учетом региональных особенностей; 

- на базе «Атласа новых профессий», состоящего из профессий будущего, нужно сформулировать список  профессий,  необходимых для Арктики; 

- создать единый центр в Арктической зоне, который станет координатором всех экологических мероприятий.

В заключение Александр Воротников отметил, что инициативы тогда эффективны, когда они поддерживаются и сверху и снизу. На днях в структуру Министерства природных ресурсов и экологии РФ включены два новых департамента: государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и в области гидрометеорологии, изучения Арктики и Антарктики. Деятельность новых департаментов усилит экологическую составляющую в работе министерства в целом.  Каждый шаг в Арктике и на ООПТ связан с экологией,  и здесь очень  важно согласование интересов бизнеса и государства,  распределение рисков между ними при реализации задач социально-экономического развития Арктической зоны.

Фото Сергея Карпухина.
Фото Сергея Карпухина.
Фото Сергея Карпухина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру