Туризм становится полноценной отраслью региональной экономики

«Тобол» нам в помощь

13.06.2018 в 08:48, просмотров: 894

В результате предпринимаемых управленческими структурами усилий по развитию в Тюменском регионе туристической отрасли область поднялась в соответствующем национальном рейтинге с 36-го на 22-е место. А в рейтинге Министерства культуры среди субъектов РФ по развитию туризма - с 57-го на 31-е.

Туризм становится полноценной отраслью региональной экономики
Андрей Пантелеев уверен в туристической привлекательности Тюменского региона. Фото автора.

- Я уверен, что мы удержим эту динамику и в следующем году, - отметил директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Андрей Пантелеев.

По оценкам экспертов, если активно заниматься продвижением Тюменского региона и не снижать темпов, то уже года через три поток экскурсионных групп в Тюменскую область станет регулярным. Еще пять–семь лет, и Тюмень по туристической привлекательности выйдет на уровень Казани.

Холодные снаружи, горячие внутри

Маркетологи, краеведы, историки, специалисты отрасли провели большую работу по брендированию региона, закреплению в массовом сознании привлекательного туристического образа Тюмени. Восприятие Сибири может быть разным: холод, медведи, комары, нефть, тайга… В результате отбора и долгих обсуждений перевесила геральдическая традиция. Ключевым брендом, вмещающим в себя энергию края и его красоту, стал соболь, размещенный на гербе Тюменской области. Изящное сибирское животное, с пушистым, густым, теплым мехом, подвижное, с одной стороны, а с другой – бесстрашное и сильное.

Теперь утвержденному бренду необходимо найти применение. Его можно будет увидеть на одежде, значках, продуктах питания, сувенирной и полиграфической продукции.

- Нам, сибирякам, свойственна некая дуальность. С виду мы суровые, но после знакомства и общения с нами никто не хочет от нас уезжать. И эта наша черта делает нас узнаваемыми, отличными от других. Поэтому везде, где можно: на фотографиях, сувенирах, футболках - также будет изображаться солнце и солнечный свет, - добавил Андрей Пантелеев.

По его словам, на туристическом ландшафте края особо выделяется треугольник из трех городов: Тюмень, Тобольск, Ялуторовск. В настоящее время идет процесс закрепления за городами серии различных брендов, чтобы каждый житель региона мог однозначно ответить на вопрос, чем привлекательны Тюмень, Тобольск, Ялуторовск. Безусловно, Тюмень - это «врата Сибири», это «первый город Сибири». Тобольск – «духовная столица Сибири», «отец городов сибирских», начало освоения сибирских просторов, вплоть до русской Америки. Ялуторовск – «маленький город больших людей», город фестивалей, известный гигантскими блинами, огромной яичницей, чудо-самоваром емкостью 150 литров.

Знакомство с Сибирью стоит начать именно с этих городов, а также тех известных всему миру людей, которые в них проживали. Это декабристы, Ермак, Менделеев, Распутин, Мамонтов, Ремезов, Ершов, Алябьев, разведчик Кузнецов, писатели Михаил Пришвин и Владислав Крапивин.

Культурное и историческое наследие края понемногу вплетается в брендовые маршруты, реализуемые под эгидой Министерства культуры РФ и Федерального агентства по туризму: «Императорский маршрут» и «Чайный путь «Врата Сибири».

«Императорский маршрут» объединяет города Санкт-Петербург, Москва, Тюмень, Тобольск, Екатеринбург. Проект разработан совместно с Елизаветинско-Сергиевским просветительским обществом. И в нем участвуют девять регионов страны. Таким образом, к «Золотому кольцу России», «Транссибирской магистрали» добавится третий национальный маршрут, который расскажет туристам об Урале и Сибири. Здесь надо понимать, что данный проект не только о трагедии самодержца и его семьи, но и о 300-летней истории Дома Романовых, присоединении Сибири и истории России в целом. Уже в июле 2018 года проект будет активно продаваться туроператорами страны. 

К слову, по заказу Федерального агентства по туризму разработан еще один брендовый проект – «Черное золото Сибири». Туристам представится возможность ощутить всю красоту и драматизм освоения нефтяного края и глубину человеческого подвига. Узнать, как добывается нефть и даже отведать ухи с нефтью. В дальнейшем проект может быть связан с ойл-турами, которые разрабатываются у соседей – в ЯНАО и ХМАО-Югре.

Бренд «Сибирское здоровье» объединяет целых три направления: термальные источники, санатории и медицинский город. С НИИ курортологии ведется работа по изучению и обобщению документов, разработанных еще в советское время, благодаря которым у Тюменского региона есть все шансы стать полноценной санаторно-курортной зоной. В массовом сознании давно сложилось представление о таких зонах. В их числе - Краснодар, Крым, Минводы, Алтай, Кавказ. Хочется, чтобы Тюмень вышла на аналогичный уровень. И регион делает уверенные шаги в этом направлении. Очередной весомый шаг – открытие в областной столице крупнейшего в УрФО аквапарка «ЛетоЛето». Очевидно, что объект, способный вмещать до двух с половиной тысяч человек, может стать еще одной точкой притяжения для российских туристов.

В дальнейших планах – работа с другими муниципалитетами, в том числе по теме писателя-земляка П. П. Ершова и Ишимского крестьянского восстания. Главы муниципальных образований в ближайшее время представят в департамент туристические паспорта своих территорий, чтобы можно было понять, каков их туристический потенциал: инфраструктура, природа, чьи имена и какие события прославили тот или иной уголок Тюменской земли.

- Недавно я побывал в Заводоуковском районе. И там на одной из турбаз есть просто все! И рыбалка, и охота на фазанов, и домик с пчелами, и верблюды на острове, и яки, и банька с горячим источником, и квесты для детей. Но об этой турбазе с ее насыщенной программой отдыха мало кто знает. Наша задача – вывести ее из тени, сделать всеобщим достоянием. Лично мне хочется побывать там еще не раз, - отметил руководитель.

К данному времени в регионе разработаны пять охотничьих туров. Пять охотхозяйств региона активно развивают данное направление, приглашая туристов поохотиться на медведя, кабана, косулю, лося. Наиболее красочен проект «Царская охота», когда группа туристов выезжает бить зверя на лошадях в сопровождении казаков и гончих собак.

Удивить и очаровать…

Потоки туристический и экскурсионный увеличиваются в регионе с каждым годом. Развивается, в том числе, деловой туризм.

- И здесь для работников туротрасли встает вопрос о том, как достучаться до бизнес-туриста, чтобы он нашел несколько часов или дней на знакомство с природой, культурой и историей региона. Для решения этого вопроса Агентством по туризму и продвижению Тюменской области разрабатывается целый комплекс мероприятий, направленных на развитие коммуникаций с другими регионами, - рассказал Андрей Пантелеев.

Агентство планирует дальнейшее продвижение местных турпродуктов, своего рода распространение молвы о Тюменском крае. Участие в отраслевых выставках. Пиар-акции и проведение инфотуров и блог-туров. Подробно о туризме в Тюменской области, достопримечательностях, событиях и людях края расскажет портал visittyumen.ru. На нем выложена информация о ключевых событиях в сфере туризма, гастрономии, турмаршрутах, экскурсиях, туроператорах. В приоритете - установка информационных стендов, выпуск брендбуков, открыток, сувенирной продукции с логотипами, организация выставок и круглых столов, участие в отраслевых конкурсах. Интерес к региональной истории не угасает. И его также необходимо использовать в целях развития туризма.

Кроме того, в городах и других муниципальных образованиях появятся дорожная и туристская навигация, указатели, стенды, которые позволят туристу лучше ориентироваться в пространстве.

Аэропорт, дороги, отели, комфортабельные автобусы – все это составляющие туротрасли, требующие к себе внимания. В частности, решается вопрос по организации парковочных карманов для туристических автобусов. Разработан соответствующий план, и он поступательно реализуется. Санитарные остановки – вопрос по-прежнему немаловажный. Среди отзывов попадаются и такие: «Дороги у вас хорошие, но все остальное – «дас ист фантастиш».

- Такие моменты, конечно, необходимо дорабатывать. Думаю, отличное впечатление у туристов оставит придорожный сервис в селе Покровское, на пути из Тюмени в Тобольск, - добавил руководитель.

Он отметил, что обучение работников туротрасли, подготовка молодых кадров – еще один приоритет в развитии туризма. Технологии работы с людьми совершенствуются и множатся. Чтобы не отстать от времени, важно знать экономику отрасли, психологию, этику, историю. Кафедра туризма действует в Тюменском государственном университете. Ведущим центром подготовки специалистов в сфере туризма стал Межрегиональный центр компетенций (МЦК). Он предоставляет обучающимся широкий спектр специализаций: ресторанный бизнес, гостиничный сервис, поварское дело и т. п. В настоящее время в регион приехала команда из Татарстана, которая на базе МЦК будет внедрять постоянно действующий цикл образовательных программ в области туризма, в том числе для ныне действующих работников отрасли. Дополнительное внимание будет уделено тем работникам, которые трудятся на брендовых маршрутах региона.

- С каждым из них мы точечно отработаем всю тематику: питание туристов, гостиничный бизнес, экскурсионный тур… Чтобы туристы получали качественную услугу и оставались довольными, - пояснил спикер.

По словам Андрея Пантелеева, если раньше процент трудоустройства молодых специалистов отрасли составлял около 30%, то в настоящее время благодаря активной совместной работе, участию в ней профессионалов отрасли, помощи Ассоциации туроператоров находят работу до 86% выпускников. Причем многие трудоустраиваются еще во время учебы.

…И заставить приехать снова

Впереди главные события лета – фестивали «Небо и Земля», «Абалакское поле», «Лето в Тобольском кремле», «Стальной характер», «Августовские спасы» и другие. 21–23 июня в регион съедутся представители 13 малых городов, входящих в ассоциацию, а также мэры ряда муниципалитетов, которые заинтересованы в обсуждении общих тем, таких как архитектура малых городов, роль личности в истории города и других. Это тысячи новых туристов.

- Относительно цифр мы не ставим себе высоких планок. Туристы едут к нам в любом случае. Мы ездим, к нам ездят. УрФО у нас очень активный. Другое дело, что нам нужно учиться работать с туристическими потоками, бизнес-туристами, детьми, - подчеркнул руководитель.

Конкуренция в данной сфере нарастает. Многие регионы предпринимают попытки сделать туризм полноценной отраслью экономики. Но если жители региона не объединяются и не начинают жить «одним дыханием», тема не «летит» и не «движется».

По словам Андрея Пантелеева, однажды вторую поездку в Казань ему продал обычный таксист:

- Я ехал в аэропорт, и по дороге водитель рассказал мне столько всего интересного о своем городе, его истории, что я воодушевился и поехал туда снова. Это навело на мысль использовать для развития туротрасли потенциал самых разных людей, различных компаний и корпораций, чтобы они тоже стали носителями исторических знаний, промоутерами нашего региона.

В заключение руководитель сообщил, что своим опытом с тюменцами щедро делятся коллеги из Москвы, Казани и других городов. Помогают команда проекта «Ядоверяю!» и даже создатели фильма «Тобол»:

- В данный момент мы интегрируем тематику и образы кинокартины в продукцию местных товаропроизводителей. Будем надеяться, что два–три продукта, отсылающие потребителей к этому фильму, у нас рано или поздно появятся. Помимо этого, свою роль сыграет сама книга «Тобол», которая может стать отличным подарком из Тюмени наряду с конфетами, водкой, рыбой, резной костью.