Будущее нефтегазовой отрасли — в руках молодёжи

В Тюменском индустриальном университете обсудили тему «Будущее нефтегазовой отрасли: геологоразведка, новые технологии, кадры»

Журнал «Эксперт-Урал» совместно с Тюменским индустриальным университетом запустил проект «Гость редакции». Проект предполагает серию встреч студентов ТИУ с эффективными управленцами, успешными бизнесменами и политиками, известными учеными — потенциальными работодателями выпускников университета.

В Тюменском индустриальном университете обсудили тему «Будущее нефтегазовой отрасли: геологоразведка, новые технологии, кадры»

Задача площадки — обсудить актуальные вопросы экономического и общественного развития, кадрового потенциала. Помимо дискуссионного и медийного содержания, проект включает и образовательное направление. Студенты-«индусовцы» смогут получить уникальные знания о развитии региональной экономики, нюансах управления бизнесом, не только задать вопросы на интересующие их темы, но и презентовать свои идеи.

На первую встречу со студентами был приглашен крупнейший специалист в области геологии нефти и газа — генеральный директор НАО «Сибирский научно-аналитический центр», доктор геолого-минералогических наук, член Академии горных наук Анатолий Брехунцов.

В беседе с корреспондентом «МК» в Тюмени» Анатолий Михайлович напомнил, что правительство СССР озаботилось развитием производительных сил за Уралом во время и сразу же после Великой Отечественной войны. Несмотря на разруху, нашлись средства на осуществление геологоразведочных работ. И результат не заставил себя ждать. В 1948 году была создана Тюменская комплексная экспедиция, а уже в 1953 году недра Сибири дали первый газовый фонтан. Он известил мир о том, что Западная Сибирь — это кладовая полезных ископаемых. В 60–80-е годы прошлого века названия нефтяных и газовых месторождений не сходили с газетных полос. Документы свидетельствуют: одна только Мегионская экспедиция в 1966–1975 годах прирастила более 4 млрд тонн нефти; Уренгойская экспедиция в эти же годы прирастила 5 трлн кубометров газа. На всю страну прогремели имена начальников экспедиций, знаменитых геологов: Ивана Гири, Александра Власова, Модеста Синюткина, Генриха Худорожкова и многих других.

Именно они создали предпосылки для развития нефтегазодобывающей отрасли в Тюменской области. Благодаря подвигу тюменских геологов Западная Сибирь дает сегодня 95% российского газа и 70% российской нефти.

В настоящее время значительную часть в формировании федерального бюджета России составляют сырьевые доходы, получаемые от реализации нефти, газа и нефтяных продуктов. Данные отчисления составляют около 50%.

Хорошо это или плохо? Если учесть, что ни одна страна в мире, кроме России, не самодостаточна в плане полезных ископаемых, то вывод напрашивается сам собой. В наших недрах содержится вся таблица Менделеева. И в ближайшей перспективе богатства недр будут составлять основу российской экономики. Мы еще долго будем ведущей нефтегазовой державой. В России в год добывается чуть более 550 млрд кубометров газа, а имеющиеся ресурсы оцениваются в 160 трлн кубометров. Поэтому очевидно, что тот же газ мы будем добывать еще лет триста.

Учиться ответственности

Огромную лепту в освоение Западной Сибири внес Тюменский индустриальный институт. И ныне нельзя представить, чтобы развитие отрасли, развитие Тюменского региона было возможно без этого вуза.

Анатолий Брехунцов напомнил, что в советское время существовала система распределения выпускников. Молодого специалиста ждали на производстве, где он должен был отработать три года. Нынче этого условия нет. И чтобы трудоустроиться, выпускнику важно показать свою конкурентоспособность. Выпускники вуза должны активно вливаться в производственные процессы, обладать технологическими навыками, знать оборудование, отечественное и иностранное, управлять процессами, которые происходят в скважинах.

— Есть еще одно направление, которое бы позволило студентам активнее интегрироваться в профессиональную среду. Это наука, научные исследования. И я уже предложил Тюменскому индустриальному университету создать при вузе систему научных центров. В свое время учебный план предусматривал изучение таких специальностей, как палеонтология, кристаллография, минералогия, стратиграфия и других. К сожалению, специалистов в этих областях осталось мало. В вузовских лабораториях под руководством ученых-практиков можно было бы приобретать необходимые на производстве навыки, умение анализировать полезные ископаемые и геологические среды, — отметил гость.

Анатолий Брехунцов стал главным геологом нефтеразведочной экспедиции в 26 лет.

— Конечно, это была большая нагрузка и ответственность, потому что в 26 лет я еще и жизни толком не видел. А уже требовалось руководить коллективом экспедиции, буровиками, транспортниками, испытателями, — рассказал спикер.

У Анатолия Брехунцова дети тоже окончили Тюменский индустриальный институт. И даже внучка, которая, получив диплом, уехала трудиться техником-геологом в Тарко-Сале, в компанию «НОВАТЭК». Там очень трепетно относятся к молодым специалистам. Для них проводятся конференции, обучающие семинары, встречи с профессиональными консультантами, за каждым закреплен наставник.

— Поэтому студенту важно формировать правильное целеполагание. На первом плане должны быть не деньги и блага, а возможность самореализации и набора необходимых компетенций и производственных навыков. И вот тогда со временем полученный опыт будет конвертирован в какие-то материальные ценности, — обратился к аудитории руководитель.

Ключевой вектор

Основными недропользователями в Западной Сибири нынче являются ЛУКОЙЛ, Роснефть, Газпромнефть, Сургутнефтегаз, НОВАТЭК, Газпром. Из градообразующих компаний они вышли на уровень территориально образующих предприятий. К сожалению, в Западной Сибири осталось лишь 4% нераспределенных запасов. И в этой связи важно изменить отношение государства к геологии. Анатолий Брехунцов говорит об этом на самых разных площадках при любой возможности. По мнению ученого, вопрос организации и расширения геологоразведочных работ — ключевой.

Впереди уже не будет гигантских место­рождений типа Мамонтовского, Федоровского, Самотлора или Уренгоя. Сейчас специалистам приходится иметь дело с более мелкими месторождениями, более глубокими и труднодоступными. Здесь требуются новые знания, навыки, другое оборудование. Примерно до 1975–1977 годов все технологии, материалы и оборудование в нефтегазодобыче были отечественными. После того, как открылся «железный занавес», появилась поговорка: зачем нам все это производить, мы все купим! В итоге возникло технологическое запустение, хотя по многим направлениям наша держава была впереди западных стран. Что произошло, то произошло. Поэтому даже нынешние антироссийские санкции являются в некотором роде благом для отечественной промышленности. Все нужно производить самим, и нужно быть самодостаточными. Особенно в стратегически важных направлениях. В настоящее время обсуждается вопрос о создании научно-технического центра «Бажен», который, по задумкам экспертов, должен стать центром создания отечественных технологий в нефтегазовой сфере.

Последние результаты, полученные компаниями «Газпром», «НОВАТЭК», говорят о том, что на глубинах четыре–пять километров могут быть уникальные залежи. На Тамбейском месторождении таким образом прирастили 4 трлн кубометров газа. По объему это как Заполярное месторождение. На Гыданском полуострове пробурена скважина №130, где на глубине 5800 метров обнаружены газоносные залежи. А еще есть ачимовские, триасовские, баженовские отложения. В общей копилке ныне более 900 месторождений, более 5000 залежей, а по прогнозу ученых, в том числе члена-корреспондента РАН Ивана Нестерова, таких залежей должно быть более десяти тысяч.

К сожалению, государство оставило за собой только региональные работы. На новом этапе исторического развития государство должно сделать акцент на поиске полезных ископаемых, разработке геологических моделей, проектов, затем выставлять их на конкурс между недропользователями. А затраты, понесенные при проведении этих работ, включать в стоимость участков.

Пока что недропользователям вкладывать средства в геологоразведку невыгодно. Во-первых, это большой риск. Во-вторых, потраченные на поиски деньги не приносят недропользователю мгновенной выгоды.

Арктическое завтра

В Сибирском научно-аналитическом центре, которым руководит Анатолий Брехунцов, немало внимания уделяется арктическим проблемам. На севере Западной Сибири огромными темпами развивается газовая промышленность. В эксплуатацию запущены Бованенковское и другие месторождения с перспективой добычи 250 млрд кубометров газа в год. Начинается разработка газовых месторождений на шельфе Карского моря, это еще 350–400 млрд кубометров газа — половина того, что ныне добывает страна. Величайший проект реализовала компания «НОВАТЭК», запустив на Ямале завод по сжижению природного газа. С участием государства построены морской порт, аэропорт, прорыт морской канал. Ресурсная база Ямала и Гыдана позволяет довести производство сжиженного газа до 100 млн тонн в год. Это серьезные дополнительные поступления в местный и федеральный бюджеты, создание тысяч новых рабочих мест, развитие и усиление Северного морского пути. Причем, по словам главы компании «НОВАТЭК» Леонида Михельсона, продукция первого завода в Сабетте на Ямале законтрактована уже на тридцать лет вперед.

В реализации арктических проектов на севере Западной Сибири участвуют арабы, французы, китайцы. И это говорит о гибкой позиции нашего государства, которое работает над улучшением инвестиционного климата в стране.

В настоящее время, по мнению Анатолия Брехунцова, необходимо сосредоточиться на разработке стратегии развития Арктического региона. Во главе угла должна стоять ресурсная база Арктики: нефть, газ, золото, уголь, редкометалльные руды. Вся информация об этих богатствах должна быть собрана в единое целое, проанализирована и включена в доктрину развития арктических территорий. Нельзя рассматривать Арктику через микрообъектив пятилетних планов, тут необходимо видеть долгосрочную перспективу минимум на 50–75 лет вперед. Речь идет о серьезных капитальных вложениях, ведь наши границы в Арктике почти такие же, как и на юге страны.

Смогут ли тюменские студенты принять участие в реализации арктической доктрины России? Безусловно. Ни одной задачи в Арктике не решить без соответствующих кадров. Чтобы обслуживать только один завод по сжижению газа, нужны 1500 специалистов. У НОВАТЭКа есть планы построить на Ямале и Гыдане несколько заводов. И это еще около 7500 высококвалифицированных работников. И если учесть, что трудиться они будут вахтовым методом, то названную цифру следует умножить на два.

И этих специалистов важно готовить заблаговременно. В том числе геологов, тем более что геологическая картина в Арктике усложняется за счет разного рода факторов. Впереди — выход на большие глубины, до 4000–4500 метров, работа с большими давлениями, поиск новых решений в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых. Образовательным учреждениям необходимо крепить связь с производством, а студентам уже сейчас готовить себя к арктическому будущему.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру