«Главным капиталом Тюменской области должна быть не нефть, а мозги»

Губернатор Владимир Якушев и профессор ВШЭ Владимир Гимпельсон обсудили трансформацию человеческого капитала

26.04.2018 в 14:01, просмотров: 534

В регионе активно идет формирование единой системы работы с человеческим капиталом, способной обеспечить мощный синергетический эффект. Многим эта сфера покажется новой, однако понимание важности этого вопроса возникло уже давно.

«Главным капиталом Тюменской области должна быть не нефть, а мозги»

В век информационных технологий и высокотехнологичную эпоху развития цивилизации главным капиталом успеха должны стать не нефть и золото, а мозги, и формирование базы для процветания страны должно начаться с воспитания детей в самом раннем возрасте. Такой вывод прозвучал во время очередных, XXXII Губернаторских чтений в Тюмени.

— Тема человеческого капитала давно находится в фокусе нашего внимания. И не только на Губернаторских чтениях. Уже не первый год она является одним из приоритетов всей политики развития Тюменского региона. Сделано немало… И все-таки есть ощущение, что мы способны на большее. Нашим отдельным начинаниям еще только предстоит сложиться в целостную систему и обеспечить тем самым мощный синергетический эффект, — задал тон и вектор перед лекцией губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

Вкладывать инвестиции в детей нужно в раннем детстве

В качестве основного приглашенного эксперта выступил директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Гимпельсон.

Он отметил, что наша система образования выпускает много и инженеров, и других квалифицированных кадров, но «что-то здесь все равно не то». Эксперт объясняет, что постепенно к исследователям пришло понимание, что зачастую, когда говорят о квалифицированных работниках, это означает, что специалист не только знает свое дело, но и умеет работать в команде, организован и дисциплинирован. Одним словом, он обладает необходимыми компетенциями, чтобы делать свою работу качественно и профессионально. Кроме того, стремится взаимодействовать с коллегами.  

— Речь идет о том, что, кроме собственно профессиональных навыков и качеств, есть большой набор социальных компетенций. Когда мы говорим о мотивации, то это одна из социальных характеристик. А когда мы говорим о целеполагании, то это нужно не только руководителю, но и каждому работнику. Все должны понимать, чего хотят в жизни и к чему стремятся. Без цели невозможны инвестиции в человеческий капитал, — указывает профессор.

Самые последние исследования показывают, что такие качества закладываются в самом раннем возрасте, причем дошкольном.

— Без этого человеческий капитал, даже с системой образования, стоит мало. Именно это оказывается в дефиците. Мы часто ждем, что школа или университет сформируют эти качества. Но этого никогда не будет. Зачастую то, о чем мы говорим, закладывается еще до школы. Вся современная литература говорит о том, что социальные когнитивные характеристики формируются в раннем возрасте, зачастую ребенок уже приходит с ними в школу. Она может их укрепить, усилить, подправить, но если в семье нелады, если у родителей совершенно нет времени и желания заниматься с ребенком в раннем детстве, то это становится очень большой проблемой, — подчеркивает Гимпельсон.

По его словам, без таких качеств ребенок будет плохо учиться. У современных взрослых, даже при наличии диплома, следствия пробела в воспитании в раннем возрасте проявляются сплошь и рядом: неумение взаимодействовать с коллегами, плохая дисциплина и организованность.

— Никакие знания и никакой человеческий капитал в таком случае работать не могут. В целом система образования не настроена на формирование социальных или когнитивных навыков, но именно они сегодня особенно востребованы и именно их отсутствие обесценивает профессиональные навыки, — утверждает гость.

Профессор ВШЭ делает важный для родителей вывод: вложения в раннее развитие детей дают самую высокую отдачу в будущем. И при этом лектор предупреждает, что придется запастись терпением — результатов ждать придется долго, но тут ничего не попишешь.

Сегодня, по статистике, каждый четвертый школьник в России, увы, не усваивает школьную программу и как следствие не приобретает человеческий капитал для успешной взрослой жизни.

— Если мы посмотрим, кто такие эти дети, то увидим, что зачастую это дети из неблагополучных семей, дети, которые не получили когнитивных навыков, потому что их некому дать, потом они попали в плохие школы — и поехало дальше, — констатирует эксперт.

При этом отсутствие когнитивных навыков не мешает нашим отличникам быть лучшими из лучших в мире по своему уровню. В то время как такая дисперсия менее проявляется, например, у скандинавских школьников, у которых разброс между лучшими и худшими — очень маленький.

Среда, в которой живет человек, — один из главных составляющих развития человеческого капитала

Такой тезис озвучил губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Глава региона подчеркнул, что тема человеческого капитала — актуальная для области.

— Меньше недели прошло с момента, когда я рассказывал в Думе о достижениях правительства области за 2017 год. Естественно, в каждом выступлении нельзя говорить только о том, что сделали. Нужно еще и осветить короткий горизонт планирования на будущее. Думаю, все, кто присутствовал и ознакомился с докладом, отметили, что большая его часть посвящена именно теме человеческого капитала. С тем, что сегодня главное — не нефть, не золото, а мозги, никто спорить не будет, — заявил Владимир Якушев и подтвердил, что формирование человеческого капитала должно начинаться с дошкольного образования, а затем планомерно укрепляться на остальных ступенях обучения детей.

Для этого в Тюменской области созданы все условия. Губернатор подчеркнул, что в регионе сегодня выстроена единая система образования: от детских садов до высшей школы. Тюменских детей буквально ведут с пеленок, стараясь не выпускать их из внимания на каждом из этапов. Однако, какими бы ни были успехи в этой сфере, все будет напрасно, если не будет создана комфортная окружающая среда.

— Если у нас не будет скверов, мест отдыха, библиотек, школ, детских садов и другой жизненно важной социальной инфраструктуры, молодые ребята будут отдавать предпочтение Москве, Санкт-Петербургу, зарубежным странам. Даже если мы предложим им зарплату в три раза выше, но у молодежи не будет возможности качественно потратить эти деньги, их будет сложно удержать на месте, — отметил глава региона.

Неслучайно сегодня в Тюменской области уделяется огромное внимание озеленению территорий, созданию мест отдыха, строительству современных студенческих общежитий и многому другому.

— Все это и называется «инвестиции в человеческий капитал», вкладывать которые необходимо. Только тогда мы можем получить современного человека, с высоким уровнем самообразования, правильными ценностями и пониманием себя в структуре развития региона, его человеческих ресурсов, — добавил Владимир Якушев.

«Человеческий капитал должен приносить проценты»

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев, говоря о человеческом капитале, сделал важное замечание.

— Как и всякий капитал, он также должен находиться в постоянном обороте и приращении, должен приносить, если хотите, проценты. А это вопрос не только наличия капитала как такового, но и мотивации и целеполагания… Как на региональном, так и на индивидуальном уровне. Я думаю, это тоже нужно рассматривать как элементы человеческого капитала, который далеко не сводится к образованию, профессиональной подготовке и здоровью. Мы ведь помним притчу о талантах? Таланты, капитал были у всех. Вопрос был в том, как ими распорядиться. Если мы зароем наши таланты в землю, то все усилия, приложенные к их производству, пропадут впустую, — заявил глава региона.

Он подтвердил тезис о том, что обычного образования для достижения успеха — недостаточно. Нужно постоянно работать над собой, и главное — не жалеть на это времени, ведь потом будет поздно. Владимир Якушев на собственном примере убедился в этом и посетовал, что в молодости не выучил английский язык и сейчас «чувствует себя неполноценно», особенно на международных встречах.

— Люди, которые сами себя развивают, дополнительно читают, сами себя формируют, — эти люди и достигают результатов: получают хорошую работу, высокую заработную плату. Надо постоянно задавать себе вопросы: чего я в этой жизни достиг? Что я делал до тридцати лет, чем занимался в садике, в школе, в высшем учебном заведении, в профессионально-техническом училище? И так далее. Когда у меня были эти возможности, почему я этого не делал? Вот я до сих пор задаю себе вопрос, что мешало мне учить английский язык? Ничего не мешало, — отметил он. — Поэтому, естественно, те люди, которые уделяют больше внимания своему образованию и тратят на это больше времени, достигают больших результатов. А когда мы получили диплом, формализовали свое образование в бумаге, скажем так, и после этого говорим: вот теперь наличие этой бумаги должно гарантировать мне высокую заработную плату… Хочу сегодня прийти на предприятие, получать 100 тысяч рублей, через год по контракту — квартиру, на машине ездить еще вчера должен… А к кому вопросы, извините? А вопросы к себе.

У Тюменской области есть весь необходимый потенциал

На Губернаторских чтениях дебютировал и финалист — победитель конкурса «Лидеры России» от Тюменской области Максим Скворцов. В своем докладе он также подтвердил выводы профессора Гимпельсона и добавил, что необходимый потенциал у нас имеется.

— Я хочу подчеркнуть, что много возможностей для личностного и профессионального роста создано в нашей стране и нашей Тюменской области. Если мы хотим быть завтра готовыми к вызовам, то надо работать с детьми, и надо работать в школе и до нее. А я бы предложил еще до рождения детей работать с родителями, — отметил содокладчик. — Наша страна обладает значительным управленческим кадровым потенциалом. Есть много молодых, очень интересных, мотивированных ребят, в которых можно и нужно вложиться, чтобы получить управленцев самого высокого уровня. Чем выше мы поднимаем эффективность управления, чем больше у нас хороших профессиональных управленцев на всех уровнях, тем большего мы можем добиться.

Кстати, высказанные на мероприятии тезисы были проиллюстрированы ярким примером — рассказом о том, как внедрялась программа по раздельному сбору мусора в европейских странах. Даже там пришлось потратить на это более двадцати лет. Выход был найден в кардинальных мерах. Секрет заключался в том, что прививать экологическую культуру нужно, формируя новое поколение, взрослых уже невозможно приучить. И результат был достигнут.