О направлениях деятельности Главного управления строительства Тюменской области в эфире программы «Час Тюмени» на радио «Вести FM» рассказал начальник ведомства Павел Перевалов.
Огромными темпами
Руководитель Главного управления строительства Тюменской области Павел Перевалов сообщил, что Тюменская область — в лидерах по строительству жилья. На рынке ежегодно предлагается порядка 17–20 тысяч квартир. Мониторинг потребительских предпочтений ведется постоянно. Жилье строится разного класса в расчете на любой кошелек. При этом в Тюмени и регионе реализуются программы по расселению аварийного жилья. И хотя на сельских территориях рынок жилищного строительства не так сильно развит, но и там возводится жилье с учетом жилищных программ. Благодаря им порядка 1,5–2 тысяч семей различных категорий ежегодно улучшают свои жилищные условия.
По оперативным данным, в 2024 году тюменские застройщики сдадут 1300 тысяч квадратных метров. Это связано как с естественными потребностями рынка жилья, так и с готовностью наших земляков его осваивать.
2023 год стал рекордным для Тюменской области, застройщики сдали 2486 тысяч квадратных метров жилья, включая многоквартирные дома и индивидуальное жилье.
— В Тюмени и области идет миграционный прирост, реализуются программы по расселению аварийного жилья. И все это вкупе требует активного жилищного строительства, — подчеркнул руководитель.
Безусловно, огромными темпами разрастается областная столица. На втором месте по приросту жилья — Тюменский район. Так, микрорайон «Тюменская слобода» перешел административные границы города.
Комплексно и деликатно
При застройке Тюмени активно применяется механизм комплексного развития территорий (КРТ). Реализация механизма КРТ ныне активно ведется в микрорайоне «Тура» города Тюмени, где должен возникнуть крупнейший в России промышленный технопарк ДСК-500. Там идет активное расселение ветхих деревянных двухэтажных домов, ведется строительство нового жилого комплекса.
Программа комплексного развития территорий подразумевает, помимо возведения жилья, параллельное строительство дорог и объектов соцкультбыта. В реализации такой программы Тюмень является пионером. По показателю использования данного механизма регион входит в число лидеров по стране.
— Мы прекрасно понимаем, что реализация таких проектов весьма важна для жителей тех или иных территорий. Люди порой привыкли к конфигурации своего района, их волнует и заботит все, что возникнет на месте, где снесены старые дома или промышленные объекты. Поэтому я в известной степени буду действовать деликатно: если необходимость применения механизма КРТ уже где-то объективно назрела, то нужно обсуждать это с людьми, и тогда все будет хорошо, — отметил начальник Главного управления строительства Тюменской области.
Безусловно, активная жилая застройка в областном центре и области влечет за собой потребность в школах, детских садах, поликлиниках, спортивных и других объектах. За прошедшие пять лет, с 2019 по 2023 годы, в регионе введены в строй 72 различных объекта социальной направленности. В их числе 26 школ, 18 детских садов, пять объектов культуры, 12 — здравоохранения, 11 — объектов спорта.
В ближайшие три года предстоит сдать в эксплуатацию еще 37 подобных объектов. В поселке Московском Тюменского района граждане очень ждут школу, совмещенную с детским садом. Изначальный план подразумевал школу на 1100 учебных мест, детский сад на 350 мест и сдачу этих объектов в 2025 году. Но ввиду высокой общественной необходимости планы были скорректированы — и теперь речь идет о вводе данного строительного комплекса до конца 2024 года.
В микрорайоне «Березняки» местные жители осуществляли контроль строительства детского сада и школы. Ныне детский сад уже работает. Школа в Березняках строится. А общественность продолжает контролировать ход строительства здания.
В целом же таких объектов соцкультбыта несколько, где люди активно интересуются ходом строительства.
Кроме того, в регионе реализуется программа замены ветхих деревянных школ в сельских поселениях. До конца 2027 года для сельских школьников будут построены 27 новых школьных зданий. Кстати, двенадцать новых школ уже введены в эксплуатацию. В марте этого года распахнулись школьные двери в селах Овсянниково Тобольского района и Большой Карагай Вагайского района. Каждая — на шестьдесят учебных мест. А до конца года будет сдана новая школа в деревне Большой Краснояр Ярковского района.
Без дорог никуда
Ситуация по ремонту и строительству дорог в регионе примерно аналогична прошлогодней. На территории области ежегодно ремонтируется порядка четырехсот километров дорог. Этому способствует национальный проект «Безопасные и качественные дороги». В 2024 году благодаря национальному проекту будут отремонтированы 254 км автомобильных дорог. А непосредственно за счет областного бюджета ремонт пройдет еще на 150 км автодорог.
На базе Управления автомобильных дорог Тюменской области действует специальная лаборатория, которая проводит соответствующие диагностические мероприятия, и по их итогам определяются самые изношенные участки, которые требуют ремонта. Кстати, несмотря на ситуацию с паводком, программа ремонтных работ на областных дорогах выполнена практически на 60%.
— И у нас нет сомнений, что до начала сентября оставшиеся работы будут закончены, — уточнил Павел Перевалов.
Руководитель ГУС Тюменской области напомнил, что дорожники региона активно участвовали в ликвидации последствий паводка. Возводили насыпи там, где это было необходимо. Ныне специалисты проводят большую работу по оценке нанесенных местным и региональным дорогам повреждений. Важно спланировать дальнейшие мероприятия по восстановлению таких дорог.
Отметим, что на днях Президент России Владимир Путин по видеосвязи провел совещание с членами правительства РФ. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин доложил о мерах поддержки жителей Тюменской области, пострадавших от паводка 2024 года. Он отметил, что в регионе совместно с правительством Тюменской области, Росавтодором и Минтрансом были проведены оперативные мероприятия по защите федеральной автодороги «Тюмень — Омск» в Абатском районе.
— Все меры были приняты, трасса оставалась проезжей, но необходимые действия нужно предпринять, чтобы в будущем исключить аварийную ситуацию. Стоит задача — поднять уровень дороги на два метра, — сообщил министр.
Напомним, что в апреле этого года Ирек Энварович работал в Тюменской области, и вместе с губернатором Александром Моором оценивал обстановку на территориях, которые попали в зону подтопления.
От развязки к развязке
В настоящее время ведется ремонт транспортной развязки в районе Верхний Бор, на пересечении объездной дороги и Салаирского тракта. В середине июля работы на объекте планируется закончить. А дальше дорожники перейдут на ремонт развязки между микрорайонами «Березняки» и «Казарово». При этом продолжается строительство новой развязки на Червишевском тракте в районе Комарово. Павел Перевалов не стал скрывать, что работы идут очень сложно. В первую очередь это связано с необходимостью переноса значительного объема различных коммуникаций, электрических линий. Их важно вынести за периметр данной развязки.
— Но я уверен, что к концу 2024 года с этим объектом мы справимся, — подчеркнул руководитель.
Развязка станет частью обхода районов Ожогино и Комарово.
Добавим, что в Тюмени построена единственная в своем роде трехъярусная транспортная развязка в районе улиц Дружбы и Мельникайте. Она также очень помогла разгрузить данный участок. Водители, не тратя время у светофора, могут с Мельникайте повернуть в микрорайон «Тарманы», а с улицы Дружбы — на Мельникайте.
Но и это еще не все задачи, которые должна решать данная развязка. В настоящее время проектируется пробивка улицы Мельникайте до улицы Тимофея Чаркова и далее на Велижанский тракт.
Планируемый проект непрост. Вокруг много собственников земельных участков, и с ними нужно провести соответствующую работу, соблюсти все юридические формальности.
Что касается Южного обхода Тюмени, то проектирование и техническое оформление земли под его строительство продолжаются. Объект не менее сложный, он будет иметь протяженность 21 км, несколько мостовых переходов.
— Данный объект очень нужен городу, нашему региону в целом, потому что он соединит федеральные трассы, которые входят и выходят из областного центра. В итоге город и его объездная получат разгрузку, как минимум, от транзитного автотранспорта. Мы планируем начать строительство Южного обхода в 2025 году, — сообщил начальник Главного управления строительства Тюменской области.
Павел Перевалов также осветил проблематику с автотрассой на Тобольск. Четырехполосная дорога не может не радовать автомобилистов. Однако на определенном участке она заканчивается, и вновь приходится ехать по двухполосной. По словам Павла Анатольевича, работы ведут федеральные коллеги, Росавтодор, Федеральное дорожное агентство, Уралуправтодор. В этом году в районе деревни Тоболтуры часть работ будет завершена, и это будут еще семь километров четырехполосной дороги. Впереди самый сложный этап — переход через реку Иртыш в районе подъезда к Тобольску. Там будет построен еще один мост, и специалисты уже ведут проектные работы.
Трасса «Тюмень — Ишим — Омск» также находится в ведении федеральных коллег. И на ней ведутся аналогичные работы по расширению. Они будут завершены до конца 2024 года. Кстати, в дальнейших планах — расширение Салаирского тракта.