В Тюмени прошли очередные «Губернаторские чтения»

Перспективы и реалии региона

Участников «Губернаторских чтений» поприветствовал глава региона Александр Моор. Он напомнил, что в рамках проекта поднимаются актуальные темы, обсуждаются стратегические и философские вопросы, проходят дискуссии.

Перспективы и реалии региона

— Тюменская область — часть Российской Федерации. И все происходящее в ней и с ней касается жителей области напрямую. При этом мы самостоятельно думаем и выбираем траекторию нашего совместного движения с другими субъектами РФ, — отметил губернатор.

О том, как ныне меняется российское пространство, какие балансы в нем складываются и какие точки роста образуются, рассказал один из крупнейших российских регионалистов и политических географов, доктор политических наук, профессор МГИМО Ростислав Туровский в своей лекции «Перспективы российских регионов: новые пространственные балансы и точки роста».

Спикер сообщил, что поляризация российского пространства не была стартовой точкой постсоветского развития. Но начались распад прежней советской экономики и постепенное формирование новой экономики. В 2000-е годы экономическое развитие усилило неравенство регионов. Если говорить о таком показателе, как валовой региональный продукт (ВРП), то пик регионального неравенства был достигнут в 2006 году. А дальше ситуация стабилизировалась. Российская власть приложила к этому соответствующие усилия.

Ныне вновь наблюдается некоторый рост регионального неравенства. Этот уровень достаточно высок, в том числе по мировым меркам. Политика не обеспечивает выравнивания кардинальных сдвигов, но она небесполезна.

Что происходит в финансово-бюджетной сфере? Здесь уровень неравенства такой же, как и в случае с ВРП. После кризиса 2008 года в данной сфере ситуация также стабилизировалась усилиями финансового блока федерального правительства, которое активно помогало регионам и перенастраивало бюджетные отношения. Хотя в годы кризисов страдают более сильные регионы, чья экономика экспортно ориентирована.

Бюджетная ситуация 2022 года за январь–сентябрь вновь указывает на диспропорции. Они подросли, и существенно. По сути, мы вернулись в 2008 год. Появились признаки турбулентности. Правда, различия в социальной обеспеченности не такие большие, и здесь ситуация более благоприятная. Майские указы президента РФ от 2012 года были направлены как раз на выравнивание зарплат бюджетников в регионах. Но сейчас уже имеется некая отрицательная динамика, поскольку снижение бюджетных доходов регионов все же сказывается. Рост различий в доходах населения заметен с 2015 года. А в 2022 году он стал еще заметнее. Однако рост диспропорций сдерживают федеральные трансферты, которые идут в регионы.

Разноцветный ковёр

Ростислав Туровский заметил, что ныне наблюдается большая разнонаправленность тенденций регионального развития. Одни регионы чувствуют себя очень неплохо и демонстрируют высокие темпы экономического роста. Другие, напротив, их теряют. Если взять такой макрорегион, как Дальний Восток, то диспропорции здесь также весьма заметны. Виден рост экономики в Якутии, но существенно падает экономика на Сахалине. А в Москве экономика стала уже гипертрофированной, переполнилась различными холдингами и корпорациями. Доля Кавказа не меняется на протяжении всей постсоветской истории. А вот доля Приволжского федерального округа стала снижаться. И таких неопределенностей в социально-экономическом развитии страны еще немало.

При этом видно, как подрастают «вторые» столицы страны, включая Московскую область, Ленинградскую и Санкт-Петербург. Итоговый вывод заключается в том, что гипертрофия и централизация экономики связаны не только с Москвой.

Где могут быть новые проблемные территории и новые точки роста?

Положительные тенденции все же есть в восточных регионах страны, уральских и сибирских. Разворот на восток будет способствовать их дальнейшему развитию, а европейская часть России в этом процессе может, наоборот, пострадать.

2022 год предоставил Сибири новые окна возможностей. Сибирские регионы выглядят явно более устойчивыми на фоне всех остальных федеральных округов. Безу­словно, речь идет также об Уральском федеральном округе и Тюменской области. Субъекты «тюменской матрешки» были бенефициарами нефтяного бума 2000-х годов. Но после совместного роста стали накапливаться различия. И между Ямалом и Югрой тоже. В данный момент роль Ханты-Мансийского автономного округа в российской экономике снижается. А у Ямала растет, и регион по собственным бюджетным доходам уже опередил своего северного соседа — впервые в своей истории. Что касается Тюменской области, то ее роль и влияние также росли, но сейчас наступила некая стабилизация. И это можно воспринимать как позитивное явление.

Свои колебания в регионе есть, но с 2010-х годов доля региона в российской бюджетной системе в целом устойчива.

Безусловно, федеральный центр призван сглаживать различия между регионами. И он стал делать ставку на самостоятельное развитие территорий. Даже Крыму поддержка из федерального центра снижается, и пик пройден. Тем не менее УрФО стали помогать больше. Южный федеральный округ также не обделен вниманием.

Ямалу и Югре центр отчислял очень мало, практически ничего. Но эта ситуация стала меняться в последние годы. И текущий год в этом плане оказался самым интересным. Оба региона стали лидерами в получении федеральных трансфертов. Ситуация в Тюменской области с получением федеральных средств остается практически без изменений.

От простого к сложному, и обратно

Какова же государственная региональная политика в России? Ключевые моменты заключаются в том, что федеральный центр собирает ресурсы со всей страны и перераспределяет их по регионам для удержания баланса. В период пандемии федеральный центр резко нарастил поток трансфертов регионам. Это позволило им увеличить расходы на сферу здравоохранения.

Много решений принимается в отношении Дальнего Востока. Результаты не столь однозначны, но там дело приходится иметь с недостатком инфраструктуры, поэтому работы впереди много.

Проблематика заключается в том, что региональная политика распадается на сотни проектов. Все они важны и полезны. Но какова общая картина, никто не знает. Имеют место региональный фаворитизм, корпоративный лоббизм, укрепление связей губернаторов с федеральным правительством и пассивность ряда регионов.

Растут новые риски. Поэтому стратегию пространственного развития страны как подход к региональному развитию придется пересматривать.

Центр и губернаторы — это отдельная тема. В среде ученых идут дискуссии о том, чего на губернаторах больше — политической ответственности или забот о социально-экономическом развитии регионов. К губернаторским отставкам приводят провалы на обоих направлениях. Для губернаторов актуальны инвестиционная деятельность регионов, наполнение регионального бюджета, борьба с бедностью и безработицей. Исследования показали, что те регионы, где четко выполнялись майские указы президента РФ, хорошо справлялись и с пандемией.

Еще одна тема для размышлений — реформа муниципального самоуправления. Она подвисла, и когда будет завершена — неизвестно. Когда-то именно Тюменская область была инициатором поселенческой модели местного самоуправления. И она весьма значима. Финансовая самостоятельность поселений положительно сказывается на строительстве дорог, сфере образования и т. п. Поэтому поселенческую модель стоило бы сохранить и укрепить. Что будет в итоге, станет ясно позднее.

Какой будет региональная политика в России в дальнейшем? Есть некие тенденции к ее упрощению. В столь сложном и разнообразном российском пространстве оправданы и централизация, и наличие различных управленческих уровней, и горизонтальные связи между регионами. Однако все они должны быть хорошо продуманы.

В этом плане Тюменский регион может быть уязвим с точки зрения возможной реформы административно-территориального деления. Оптимизация новой карты России не исключена — опять же в сторону ее упрощения в связи с ростом числа новых территорий.

— Хотя, с моей точки зрения, «матрешка», как у вас, — это весьма гибкая форма, и она вписывается в логику развития горизонтальных связей между регионами. Существует важность развития и укрепления таких связей. Даже появилась возможность межрегиональных трансфертов. И это полезный потенциал, который, на мой взгляд, желательно сохранить, — подчеркнул Рос­тислав Туровский.

Перспективы и стратагемы

Что касается дальнейшего развития Тюменской области, то западный вектор, скорее всего, себя исчерпывает. Историческая логика развития региона связана с Сибирью и Востоком. Возможен и некий разворот на юг, поскольку область граничит с Казахстаном, обладает потенциалом укреп­ления связей с Центральной Азией, Ираном, Китаем, Индией. Важно об этом думать.

Тюменская область имеет ресурсы для их вложения в свое разнообразное развитие, обладает традициями организующего и инновационного центра. Эти роли могут быть использованы и масштабированы. Причем не исключена конкуренция с Екатеринбургом, Омском, Новосибирском.

Если разворачиваться на юг и восток, то необходимо определить — с чем? Волшебных рецептов нет. Но в Тюмени можно создать образовательный центр мирового уровня. Развивать фармацевтику, ИT-технологии. Кстати, в Тюмени сильны нефтехимия и нефтесервис.

Далее участники «Губернаторских чтений» обсудили высказанные Ростиславом Туровским мысли и замечания. Профессор Святослав Каспэ заметил, что Тюменская область имеет уникальное местоположение и может развернуться, если потребуется, в любую сторону — на восток, на юг, на запад. С выходом в Арктику вообще открывается весь мир. Поэтому центральным регионом России стоило бы называть именно Тюменскую область. По крайней мере, с точки зрения географии это абсолютно оправданно.

Подводя итоги встречи, Александр Моор поддержал Ростислава Туровского в том, что в России необходимо сохранять многомодельность управления. Эффективность горизонтального взаимодействия между регионами также доказана опытом сотрудничества между Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом. В эту логику укладываются масштабный межрегиональный проект по созданию Западно-Сибирского научно-образовательного центра мирового уровня и проект создания в Тюмени мощного межвузовского кампуса.

— Мы должны разворачиваться на юг и восток с новыми товарами и услугами. Образование, наука, инновации — сферы, где мы можем развиваться, — подчеркнул глава региона.

Александр Моор также отметил, что мировая потребность в энергии сокращаться не будет, поэтому тюменские компетенции в сфере ТЭК могут быть востребованы не только в России, но и за ее пределами. Речь даже может пойти о создании крупной и конкурентоспособной на мировом рынке нефтесервисной компании.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру