— Тюменская область — часть Российской Федерации. И все происходящее в ней и с ней касается жителей области напрямую. При этом мы самостоятельно думаем и выбираем траекторию нашего совместного движения с другими субъектами РФ, — отметил губернатор.
О том, как ныне меняется российское пространство, какие балансы в нем складываются и какие точки роста образуются, рассказал один из крупнейших российских регионалистов и политических географов, доктор политических наук, профессор МГИМО Ростислав Туровский в своей лекции «Перспективы российских регионов: новые пространственные балансы и точки роста».
Спикер сообщил, что поляризация российского пространства не была стартовой точкой постсоветского развития. Но начались распад прежней советской экономики и постепенное формирование новой экономики. В 2000-е годы экономическое развитие усилило неравенство регионов. Если говорить о таком показателе, как валовой региональный продукт (ВРП), то пик регионального неравенства был достигнут в 2006 году. А дальше ситуация стабилизировалась. Российская власть приложила к этому соответствующие усилия.
Ныне вновь наблюдается некоторый рост регионального неравенства. Этот уровень достаточно высок, в том числе по мировым меркам. Политика не обеспечивает выравнивания кардинальных сдвигов, но она небесполезна.
Что происходит в финансово-бюджетной сфере? Здесь уровень неравенства такой же, как и в случае с ВРП. После кризиса 2008 года в данной сфере ситуация также стабилизировалась усилиями финансового блока федерального правительства, которое активно помогало регионам и перенастраивало бюджетные отношения. Хотя в годы кризисов страдают более сильные регионы, чья экономика экспортно ориентирована.
Бюджетная ситуация 2022 года за январь–сентябрь вновь указывает на диспропорции. Они подросли, и существенно. По сути, мы вернулись в 2008 год. Появились признаки турбулентности. Правда, различия в социальной обеспеченности не такие большие, и здесь ситуация более благоприятная. Майские указы президента РФ от 2012 года были направлены как раз на выравнивание зарплат бюджетников в регионах. Но сейчас уже имеется некая отрицательная динамика, поскольку снижение бюджетных доходов регионов все же сказывается. Рост различий в доходах населения заметен с 2015 года. А в 2022 году он стал еще заметнее. Однако рост диспропорций сдерживают федеральные трансферты, которые идут в регионы.
Разноцветный ковёр
Ростислав Туровский заметил, что ныне наблюдается большая разнонаправленность тенденций регионального развития. Одни регионы чувствуют себя очень неплохо и демонстрируют высокие темпы экономического роста. Другие, напротив, их теряют. Если взять такой макрорегион, как Дальний Восток, то диспропорции здесь также весьма заметны. Виден рост экономики в Якутии, но существенно падает экономика на Сахалине. А в Москве экономика стала уже гипертрофированной, переполнилась различными холдингами и корпорациями. Доля Кавказа не меняется на протяжении всей постсоветской истории. А вот доля Приволжского федерального округа стала снижаться. И таких неопределенностей в социально-экономическом развитии страны еще немало.
При этом видно, как подрастают «вторые» столицы страны, включая Московскую область, Ленинградскую и Санкт-Петербург. Итоговый вывод заключается в том, что гипертрофия и централизация экономики связаны не только с Москвой.
Где могут быть новые проблемные территории и новые точки роста?
Положительные тенденции все же есть в восточных регионах страны, уральских и сибирских. Разворот на восток будет способствовать их дальнейшему развитию, а европейская часть России в этом процессе может, наоборот, пострадать.
2022 год предоставил Сибири новые окна возможностей. Сибирские регионы выглядят явно более устойчивыми на фоне всех остальных федеральных округов. Безусловно, речь идет также об Уральском федеральном округе и Тюменской области. Субъекты «тюменской матрешки» были бенефициарами нефтяного бума 2000-х годов. Но после совместного роста стали накапливаться различия. И между Ямалом и Югрой тоже. В данный момент роль Ханты-Мансийского автономного округа в российской экономике снижается. А у Ямала растет, и регион по собственным бюджетным доходам уже опередил своего северного соседа — впервые в своей истории. Что касается Тюменской области, то ее роль и влияние также росли, но сейчас наступила некая стабилизация. И это можно воспринимать как позитивное явление.
Свои колебания в регионе есть, но с 2010-х годов доля региона в российской бюджетной системе в целом устойчива.
Безусловно, федеральный центр призван сглаживать различия между регионами. И он стал делать ставку на самостоятельное развитие территорий. Даже Крыму поддержка из федерального центра снижается, и пик пройден. Тем не менее УрФО стали помогать больше. Южный федеральный округ также не обделен вниманием.
Ямалу и Югре центр отчислял очень мало, практически ничего. Но эта ситуация стала меняться в последние годы. И текущий год в этом плане оказался самым интересным. Оба региона стали лидерами в получении федеральных трансфертов. Ситуация в Тюменской области с получением федеральных средств остается практически без изменений.
От простого к сложному, и обратно
Какова же государственная региональная политика в России? Ключевые моменты заключаются в том, что федеральный центр собирает ресурсы со всей страны и перераспределяет их по регионам для удержания баланса. В период пандемии федеральный центр резко нарастил поток трансфертов регионам. Это позволило им увеличить расходы на сферу здравоохранения.
Много решений принимается в отношении Дальнего Востока. Результаты не столь однозначны, но там дело приходится иметь с недостатком инфраструктуры, поэтому работы впереди много.
Проблематика заключается в том, что региональная политика распадается на сотни проектов. Все они важны и полезны. Но какова общая картина, никто не знает. Имеют место региональный фаворитизм, корпоративный лоббизм, укрепление связей губернаторов с федеральным правительством и пассивность ряда регионов.
Растут новые риски. Поэтому стратегию пространственного развития страны как подход к региональному развитию придется пересматривать.
Центр и губернаторы — это отдельная тема. В среде ученых идут дискуссии о том, чего на губернаторах больше — политической ответственности или забот о социально-экономическом развитии регионов. К губернаторским отставкам приводят провалы на обоих направлениях. Для губернаторов актуальны инвестиционная деятельность регионов, наполнение регионального бюджета, борьба с бедностью и безработицей. Исследования показали, что те регионы, где четко выполнялись майские указы президента РФ, хорошо справлялись и с пандемией.
Еще одна тема для размышлений — реформа муниципального самоуправления. Она подвисла, и когда будет завершена — неизвестно. Когда-то именно Тюменская область была инициатором поселенческой модели местного самоуправления. И она весьма значима. Финансовая самостоятельность поселений положительно сказывается на строительстве дорог, сфере образования и т. п. Поэтому поселенческую модель стоило бы сохранить и укрепить. Что будет в итоге, станет ясно позднее.
Какой будет региональная политика в России в дальнейшем? Есть некие тенденции к ее упрощению. В столь сложном и разнообразном российском пространстве оправданы и централизация, и наличие различных управленческих уровней, и горизонтальные связи между регионами. Однако все они должны быть хорошо продуманы.
В этом плане Тюменский регион может быть уязвим с точки зрения возможной реформы административно-территориального деления. Оптимизация новой карты России не исключена — опять же в сторону ее упрощения в связи с ростом числа новых территорий.
— Хотя, с моей точки зрения, «матрешка», как у вас, — это весьма гибкая форма, и она вписывается в логику развития горизонтальных связей между регионами. Существует важность развития и укрепления таких связей. Даже появилась возможность межрегиональных трансфертов. И это полезный потенциал, который, на мой взгляд, желательно сохранить, — подчеркнул Ростислав Туровский.
Перспективы и стратагемы
Что касается дальнейшего развития Тюменской области, то западный вектор, скорее всего, себя исчерпывает. Историческая логика развития региона связана с Сибирью и Востоком. Возможен и некий разворот на юг, поскольку область граничит с Казахстаном, обладает потенциалом укрепления связей с Центральной Азией, Ираном, Китаем, Индией. Важно об этом думать.
Тюменская область имеет ресурсы для их вложения в свое разнообразное развитие, обладает традициями организующего и инновационного центра. Эти роли могут быть использованы и масштабированы. Причем не исключена конкуренция с Екатеринбургом, Омском, Новосибирском.
Если разворачиваться на юг и восток, то необходимо определить — с чем? Волшебных рецептов нет. Но в Тюмени можно создать образовательный центр мирового уровня. Развивать фармацевтику, ИT-технологии. Кстати, в Тюмени сильны нефтехимия и нефтесервис.
Далее участники «Губернаторских чтений» обсудили высказанные Ростиславом Туровским мысли и замечания. Профессор Святослав Каспэ заметил, что Тюменская область имеет уникальное местоположение и может развернуться, если потребуется, в любую сторону — на восток, на юг, на запад. С выходом в Арктику вообще открывается весь мир. Поэтому центральным регионом России стоило бы называть именно Тюменскую область. По крайней мере, с точки зрения географии это абсолютно оправданно.
Подводя итоги встречи, Александр Моор поддержал Ростислава Туровского в том, что в России необходимо сохранять многомодельность управления. Эффективность горизонтального взаимодействия между регионами также доказана опытом сотрудничества между Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом. В эту логику укладываются масштабный межрегиональный проект по созданию Западно-Сибирского научно-образовательного центра мирового уровня и проект создания в Тюмени мощного межвузовского кампуса.
— Мы должны разворачиваться на юг и восток с новыми товарами и услугами. Образование, наука, инновации — сферы, где мы можем развиваться, — подчеркнул глава региона.
Александр Моор также отметил, что мировая потребность в энергии сокращаться не будет, поэтому тюменские компетенции в сфере ТЭК могут быть востребованы не только в России, но и за ее пределами. Речь даже может пойти о создании крупной и конкурентоспособной на мировом рынке нефтесервисной компании.