Производству мебели в регионе окажут внимание и поддержку

Вместе к новым достижениям

О мерах государственно-финансовой поддержки предприятий мебельной отрасли в Тюменской области со стороны Инвестиционного агентства Тюменской области и его структурных подразделений, а также кредитных организаций шла речь на недавнем круглом столе с участием всех заинтересованных лиц. Его организатором выступила региональная некоммерческая организация «Ассоциация мебельщиков Тюменской области» (АМТО), а площадкой для проведения стало пространство коллективной работы «Точка кипения — Тюмень».

Вместе к новым достижениям
Участников круглого стола поприветствовал исполнительный директор Ассоциации мебельщиков Тюменской области Иван Бобков. Фото Вячеслава Девяткова.

Цель Ассоциации мебельщиков Тюменской области — поддержка развития тюменских мебельных предприятий. И подобного рода встречи, с одной стороны, топ-менеджеров мебельных компаний, а с другой — представителей финансовых институтов, — весьма эффективны. Так производители находят ресурсы для развития своих предприятий и сбыта продукции.

Ассоциация мебельщиков была создана в регионе в 1999 году. Как отметил исполнительный директор объединения Иван Бобков, это сделали крупнейшие мебельные предприятия — мебельная фабрика «Заречье», деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь», Тюменский фанерный комбинат. Далее в ассоциацию вошли различные средние и малые предприятия отрасли. В настоящее время она объединяет 36 участников. На рассмотрении находятся еще четыре заявки на вступление в ассоциацию. В их числе — одна из мебельных компаний Казахстана. Казахстанские коллеги хотят предложить тюменским производителям образовательные услуги. При этом внутри объединения уже действуют Тюменский колледж производственных и социальных технологий и Государственный аграрный университет Северного Зауралья. И АМТО заинтересована в появлении новых образовательных площадок. Кстати, ее участники уплачивают членские взносы, но образовательные аспекты для них бесплатны.

За 22 года существования объединение трансформировалось. В настоящее время основной его костяк — предприятия малого, среднего и микробизнеса.

— Иван Александрович, скажите, каков ныне спектр производимой тюменскими мебельщиками продукции?

— Ассортимент огромен. Фабрика «Заречье» производит серийную мебель для всей страны. Средний бизнес — и кухонные гарнитуры, и мягкую мебель. Единственное, чего у нас пока нет, — это мебели из пластика. Но я полагаю, что открытие такого производства в регионе не за горами. Тем более что у нас есть предприятия, выпускающие данный материал. Например, компания «РАСАВИТ» работает на рынке изделий из полимеров уже более двадцати лет.

— Есть у нас в регионе образовательные учреждения, где идет подготовка специалистов для мебельной отрасли?

— Да, конечно! Тюменский колледж производственных и социальных технологий (бывший лесотехникум) имеет большую учебную и производственную базу и выпускает специалистов разного профиля. И нам важно их «подхватывать», принимать на работу. Государственный аграрный университет Северного Зауралья также занимается мебельной темой. И мы намерены активно работать с Тюменским техникумом индустрии питания, коммерции и сервиса. Данное учреждение готовит швей. В основном они ориентированы на пошив одежды. Но мебельное производство также нуждается в таких специалистах — швеях и закройщиках. К слову, зарплаты у них будут в отрасли более высокими. Поэтому нынешним летом мы хотим наладить процесс знакомства студентов техникума с нашими предприятиями.

Кроме того, состоится встреча мебельщиков-работодателей с теми потенциальными работниками, кто участвует в повышении квалификации и переобучении от Центра занятости населения.

Еще одно перспективное направление деятельности Ассоциации мебельщиков — развитие и укрепление контактов с дизайнерским сообществом. Пока что оба этих сообщества пересекаются, что называется, стихийно. А поводов для постоянного сотрудничества много — и по мягкой мебели, и по мебели из металла.

В целом развитие коммуникаций с вузами и ссузами — один из приоритетов деятельности Ассоциации мебельщиков.

С ориентацией на собственные силы

— Есть в отрасли какие-то интересные стартапы, свежие примеры успеха в бизнесе?

— Мы все знаем компанию «БРАСТ»: она продает фанеру от разных производителей. Таких предприятий, которые занимаются только торговлей, продают мебель, плитные материалы, — много. Но в компании пошли дальше, а именно в сферу производства: приобрели станки и начали выпускать короба для нефтегазового оборудования, различных насосов и прочих устройств. А буквально недавно начали производить еще один замечательный продукт — акустические панели. Это отделочный материал, который глушит посторонние звуки. Такими панелями можно покрывать стены в помещениях, и это будет не только красиво с точки зрения декора, но и функционально с учетом шумоизоляции.

Что касается развития бизнеса в целом, то при должной господдержке малый и средний бизнес может выйти на более высокий уровень.

— Насколько актуальна для отрасли тема импортозамещения?

— Весьма актуальна! По большому счету, вся мебель производится из двух больших групп материалов. Это плитные материалы: ЛДСП, массив и прочие. И они производятся внутри России. На какой-то период времени цены на них выросли, но сейчас снова понижаются. Вторая группа материалов связана с металлами. Мебельная фурнитура, в частности. И эта фурнитура в основном импортная. Лидерами по ее производству являются предприятия из Австрии, Германии и других стран, которые ныне прекратили свои поставки в Россию. Однако различные петли и другие более сложные механизмы из Европы теперь замещаются китайскими и турецкими брендами. Бизнес не рухнул. Предприниматели находят себе новых партнеров.

На следующем этапе важно сделать так, чтобы это были российские партнеры. И это уже вопрос импортозамещения 2.0. Нельзя сказать, что в стране в принципе нет отечественной мебельной фурнитуры. Ее выпускают, но пока не в тех масштабах, в которых это необходимо. Есть моменты, связанные со смолами, лаками, и они также нуждаются в проработке. Для всех производственных предприятий в России нынешняя ситуация — это, собственно, окно новых возможностей и перспектива выкладывать на полки, которые ранее были заняты импортом, свои товары. Заходи и предлагай!

— Скажите, компания «ИКЕА» была для тюменских мебельщиков ориентиром? Стоит ли потребителям переживать по поводу того, что компания приняла решение не продолжать у нас бизнес?

— ИКЕА — это, по сути, уникальный пример соединения маркетинга, продаж и определенной идеологии. Свои фабрики у компании появились не сразу. Изначально это были торговцы и маркетологи, они приходили к людям и спрашивали: а что вам нужно? Чего вы хотите? Затем обращались к производственникам и предлагали им сделать то, о чем их просили потребители.

Переживать или нет по поводу ухода компании с российского рынка? Возможно, это не совсем приятно, особенно в случае, если люди привыкли к данной продукции. С другой стороны, есть плюс в том, что производители увидели и оценили зарубежный опыт, и у них появилось понимание, к чему нужно стремиться. Однако это только первый шаг. Вот кто-то начал заниматься копипастом: выпускать тумбочки или стулья, как у ИКЕА. До какого-то момента их будут покупать. Но затем все встанет. Поэтому и нужны направляющая идеология, сообщество людей — носителей определенных взглядов.

Лицом к партнёрам и потребителям

— Иван Александрович, расскажите о перспективных планах и проектах отрасли в Тюменской области.

— Недавно мы встречались с заместителем губернатора Тюменской области Андреем Пантелеевым. Наше первое предложение касается регионального проекта «Покупай тюменское!». Мы хотим, чтобы в него вошли также непродовольственные товары, в частности мебель.

Второе предложение — давайте возродим межрегиональную специализированную выставку «Мебель и деревообработка». Ранее она проходила в выставочном зале на улице Севастопольской. Добро получено, и в 2023 году в Тюмени вновь пройдет такая выставка. Главный акцент будет сделан на продукции тюменских мебельщиков.

Третий момент связан с участием АМТО в проекте «Тюменская марка» и организацией выставочных стендов. Глава администрации города Тюмени Руслан Кухарук поддержал нашу идею. И в сентябре в рамках очередного конкурса «Тюменская марка» мы представим наш мебельный стенд совместно с Торгово-промышленной палатой Тюменской области.

Мы очень рады тому, что на форуме «День предпринимателя» нашу инициативу оценили руководители регионального департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства. А заключается она в том, чтобы проводить закупочные сессии с участием мебельных предприятий. У нас, к примеру, есть крупная торговая сеть «Строительный двор», и большой объем товаров они закупают в других регионах или за границей. При этом местные товаропроизводители могут решить проблемы и с логистикой, и с закупкой ряда товаров. Мебельные предприятия, в том числе. Ведь некоторые местные предприятия производят и пластик, и прочие материалы, и за ними не нужно будет ездить в Китай. И уже совсем скоро «Строительный двор» начнет проводить такие закупочные сессии. Тем более что какая-то часть тюменских предприятий, производящих актуальную продукцию, недостаточно загружена. На следующем этапе это могут быть сеть «Леруа Мерлен» и другие.

— А от предстоящей выставки «Мебель и деревообработка» у вас какие ожидания?

— Ключевая история — это демонстрация образцов мебели — дизайнерской, из ЛДСП, массива дерева, стекла и других материалов. Но все это нельзя произвести без станков. Поэтому вторым ключевым направлением станет демонстрация оборудования и станков, программного оборудования. Самое главное, представители этих двух сфер встретятся на одной площадке, познакомятся друг с другом, оценят и сравнят свои возможности.  

Большим плюсом для отрасли станет государственная поддержка в виде аренды площадей на бесплатной основе либо с какой-то компенсацией, чтобы предприятие могло заявить о себе. Например, на московской выставке аренда ста квадратных метров площади стоит миллион рублей. Такие расценки мало кому по силам. Особенно в случае, если это стартап. Ведь молодому предпринимателю важно, чтобы его увидели, узнали о нем, познакомились с его продукцией. А как это сделать без подобных мероприятий?

При этом в выставке смогут принять участие и тоболяки, и ишимцы, и ялуторовцы, производители из других регионов — ХМАО-Югры и Ямала. И это будет не просто ярмарка, но и серия закупочных сессий. Для бизнеса важно производить свою продукцию на постоянной основе. Такие сессии могут этому поспособствовать. Как было отмечено на недавних «Губернаторских чтениях», бизнес зачастую вырастает с самых низов, без каких-либо крупных инвестиционных вливаний со стороны. И об этом также важно помнить. Смело самим идти вперед шаг за шагом!

— Спасибо вам за интервью, Иван Александрович! И успехов тюменским мебельщикам!

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру