Текущая ситуация открывает для тюменского бизнеса новые окна возможностей

Для предпринимателя есть дело всегда

В пространстве коллективной работы «Точка кипения — Тюмень» состоялся открытый разговор с представителями тюменского малого и среднего предпринимательства на тему современных реалий и возможностей в бизнесе.

Для предпринимателя есть дело всегда
Представители бизнес-сообщества готовы к изменениям. Фото Вячеслава Девяткова.

В качестве спикера перед аудиторией выступила советник губернатора Тюменской области Ольга Езикеева. Она много лет руководила фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области», в настоящее время — играющий тренер, консультант, иногда тренер тренеров, а также преподаватель для муниципальных и государственных служащих. В этом году договор с советником губернатора Тюменской области подписала Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации на проведение очередного тренинга. И на курс к Ольге Езикеевой подали заявки 65 регионов РФ. В ближайшее время советник губернатора Тюменской области улетит во Владивосток — тренировать местную команду госслужащих. А тема всегда одна — «Инвестиции и предпринимательство».

Уметь перестраиваться

В ходе беседы с тюменцами Ольга Езикеева поделилась своими взглядами на то, что сейчас происходит в бизнесе, какие появились возможности и чем стоит заняться в ближайшей и долгосрочной перспективе. Основной посыл встречи — показать участникам тренинга, что возможности для их бизнеса есть не только на территории города Тюмени. Еще больше возможностей вокруг нее.

В разговоре приняли участие генеральный директор Фонда микрофинансирования Тюменской области Алексей Мартын, руководитель Центра поддержки предпринимательства фонда «Инвестагентство Тюменской области» Дмитрий Утьев, тюменские предприниматели из сфер продаж, производства, маркетинга, сервиса, медицины, IT, образования, строительства, индустрии красоты и других.

Советник губернатора начала с того, что в системе управления государством и бизнесом происходят кардинальные изменения. Важно уметь перестраиваться, искать новые модели жизни и ведения бизнеса, и даже управления самим собой.

— Я часто смотрю и слушаю разных аналитиков и экономистов и не вижу в настоящее время ни одного прогноза, который бы полностью отвечал на вопрос: что будет с нами через два-три года? Ответа нет. Поэтому правило «Живи здесь и сейчас» становится особенно актуальным. Действовать нужно в любой создавшейся ситуации, — подчеркнула Ольга Езикеева.

Руссо туристо, и не руссо

По мнению Ольги Езикеевой, первый тренд в Тюменской области, который будет набирать силу, — это туризм. Пандемия показала, что внутренний туризм имеет огромный потенциал, и не только в Тюменской области, но и в целом в стране. Прирост числа туристов в регионе благодаря пандемии был невероятным. В 2021 году область посетили 3,4 миллиона туристов. В допандемийном 2019 году данный показатель составил 3,1 миллиона человек.

В регион активно поехали деловые люди. И задачей туротрасли стало удержать их в регионе на сутки–двое, чтобы они увидели и ощутили его во всем многообразии и многоцветии.

«Тюмень — термальная столица России» — эта фраза теперь у всех на слуху. Японской компанией разработана стратегия развития термального курорта. Тюменские воды годятся не только для плавания и оздоровления. Их можно приспособить для отопления домов, теплиц. И предпринимателям следует поискать себя и свой бизнес среди потока туристов, приезжающих на термы.

Свою роль сыграло, конечно, PR-сопровождение и PR-продвижение.

— Я недавно вернулась из Республики Адыгея, и в Ставропольском крае мне мои коллеги сказали: «Ну, конечно, теперь Тюмень — термальная столица!». А ведь еще Лермонтов писал о Минеральных Водах: «С удовольствием я наблюдаю водное общество». Маркетинг и PR — это великая сила. Благодаря им из Сибири, края лесов, комаров и болот, был создан привлекательный образ туристической мекки. Достигнута точка невероятности. Чего стоит один лишь аквапарк «ЛетоЛето». Он был рассчитан на пятьсот тысяч посещений в год. В настоящее время его загрузка — около трехсот тысяч человек. А в перспективе аквапарк будет расширен до одного миллиона посещений. Безусловно, подобные объекты привлекательны для семейного отдыха, молодежи, детей, людей среднего возраста. При этом на автостоянке аквапарка номера у машин из самых разных регионов страны, — сообщила Ольга Езикеева.

В настоящее время в регионе также весьма велика перспектива развития агротуризма. У итальянцев есть даже термин «агротуристика». Приезжаешь, собираешь виноград — и еще платишь за это деньги. И эта новая реальность теперь приходит к нам, ее можно продавать.

Кто-то говорит: «Я не буду развивать глэмпинг — это очень конкурентная сфера, такие проекты очень часто мелькают в соцсетях». Но мелькание в соцсетях — это не признак конкуренции. Это признак активности предпринимателей.

Совсем недавно советник губернатора побывала в Ялуторовске. Местный острог за год посетили три тысячи туристов. Как это отразилось на местных предпринимателях? Почти никак. Значит, нужно меняться.

Совсем скоро появится новый бренд: «Ялуторовск — блинная столица России». Но для этого в городе должны появиться блинные с разными видами блинов. Пока что в городе нет ни одной блинной. Бренд блинной столицы, безусловно, должен сказаться на кассовых чеках предпринимателей. Кстати, тюменцы готовы оказать коллегам из Ялуторовска помощь в умении монетизировать громкие декларации.

А на селе, а на селе…

Второй тренд и точка приложения сил — сельское хозяйство. Оно всегда было темой номер один. Со дня на день эта тема станет еще более актуальной. И замечательно, что в данной отрасли также есть свободные ниши. Например, ягодный бизнес. Совсем скоро под Ялуторовском появятся смородиновые и облепиховые плантации, и очень много участников будут вовлечены в этот проект. Так, в Вагайском районе уже предстоящей осенью более шестидесяти семей высадят смородину, и это будет их семейный бизнес.

Почему нужно идти в ягодный бизнес? В России нет рынка ягод. Он отсутствует, почти все ягоды в России привозные. Полтора года назад годовой оборот одной только тюменской фирмы ТПК «Ягоды Плюс» составил на клюкве и бруснике 520 млн рублей.

И если в этот бизнес одномоментно придут десятки предпринимателей, этого количества все равно будет мало.

— Не все растет на юге. Ягода, выращенная в нашем климате, лучше южной. И у нас уже есть фермы по выращиванию клубники, ежевики. При этом ценник на ягоды растет в геометрической прогрессии. То, что стоило двести рублей, через месяц стоит уже 280. И так далее. За всю историю продаж ягод цена не упала ни разу, — отметила Ольга Езикеева.

Сельскохозяйственный бизнес может быть полезен городскому жителю, если у него есть к этому огромнейшее желание. Если в данный бизнес заходить без образования и навыков, то впереди ждет банкротство. Лучше не начинать.

В том же Ставропольском крае несколько предпринимателей создали оленью ферму. При этом каждый делает то, в чем он наиболее сведущ. Один инвестор построил ресторан, другой занимается поставками мяса. Однажды они решили, что им не хватает натурального меда. И пригласили в бизнес специалистов. Это говорит о том, что если ты в чем-то непрофессионал, то пригласи лучше профессионала. Проще поделить прибыль, чем прогореть и потерять вложения.

Лайфхаки для пользы

— Я человек, который пережил все кризисы начиная с 1990-х годов. И всегда видела, как мы в них входили и как выходили. И у меня сложилась собственная теория относительно всех этих кризисов и взглядов на бизнес, — рассказала советник губернатора.

По ее словам, чтобы померять любой рынок и оценить свои перспективы, нужно смотреть на цены: на их рост, темпы роста и падение. У любой цены, любого бизнеса есть выход на плато.

Новые возможности также открываются при крупных компаниях в сфере топливно-энергетического комплекса, ритейла. Если нынче зайти в любой из строительных магазинов, то можно увидеть, что черенки для лопат — импортные. Пластиковая мебель для дач, кстати, тоже.

Взять отрасль ЖКХ. Предприятия и организации ввозят в страну из-за рубежа заглушки, задвижки, краны, переходники. Поставщики — Бельгия, Италия, Германия, Австрия. Собственно, это еще одна огромная ниша, от которой зависит каждый человек. И вовсе не нужно создавать управляющую компанию, чтобы зарабатывать в отрасли ЖКХ. Просто нужно понять, в каких товарах и продуктах она нуждается. Для предпринимателей с инженерным мышлением это не проблема.

IT-технологии, производство различных датчиков, растительного молока, даже обычных контейнеров для грузоперевозок, легкая промышленность — все это точки роста. Что касается легкой промышленности, то ее у нас просто нет. И на предстоящем форуме «День предпринимателя» в Тюмени на одной из площадок состоится показ мод и будут обсуждаться перспективы данного бизнеса.  

Ольга Езикеева привела ряд цифр, иллюстрирующих, сколько парикмахерских, кофеен, стоматологий, салонов красоты в Тюмени и других городах и территориях области. Если в Тюмени — 211 кофеен, то в Голышманово, например, ни одной. И такая же картина по другим городам и районам. Например, в Увате средняя зарплата ныне превышает 80 тысяч рублей. А пойти особо некуда.

И понятно, что речь идет опять об имеющихся нишах. Причем нынешние технологии позволяют иметь бизнес в другом городе и управлять им, находясь в областном центре или вообще в другом регионе.

Отметим, что часть советов Ольги Езикеевой была посвящена вопросам организации внутренних бизнес-процессов, мотивации, психологии бизнеса, коммуникациям.

— В команде должны работать люди, схожие по мышлению с руководителем. Если образ мыслей у каждого свой, то команды не получится, — пояснила советник губернатора.

В заключение спикер пообещала проводить такие встречи регулярно — каждый раз отдельно с представителями той или иной отрасли.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру