В 2021 году пять тысяч тюменских школьников получат первую профессию

Капитаны экономики

В Тюменской области ведется системная работа по подготовке востребованных кадров. Начиная со школьной скамьи юноши и девушки знакомятся с разными специальностями и даже приобретают профильные компетенции. Многие из них получают первую профессию уже в двенадцать лет. Благодаря выстроенной системе профориентации выпускникам школ легче сделать шаг в большое образовательное пространство. И они с уверенностью выбирают дело, в котором будут развиваться и расти.

Капитаны экономики
Юные инженеры сражаются за победу в чемпионате «ЮниорПрофи-2020». vk.com

В сфере подготовки кадров исполнительные органы власти тесно сотрудничают с работодателями, инвесторами и образовательными учреждениями. В регионе понимают, что изменения в производстве происходят динамично и на рынке труда появляются новые запросы и профессии. Здесь осознают потребность в быстрой и эффективной переподготовке представителей разных отраслей.

От кондитера до айтишника

С середины 2019 года действует Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), созданный в рамках нацпроекта «Образование». Обучение в нем нацелено на безработных граждан, сотрудников предприятий, молодых мам и предпенсионеров. Все программы составлены с учетом потребностей работодателей, чтобы впоследствии выпускники смогли трудоустроиться.

Как рассказал руководитель ЦОПП Антон Яркин, уникальность тюменского проекта заключается в том, что за счет средств областного бюджета здесь обучают школьников с шестого по одиннадцатый классы. Каждый из них может выбрать любой курс: промышленное 3D-моделирование и печать, пиццмейкер, сити-фермерство, кондитерское искусство, декор стен, графический дизайн и другие. Заметим, новые программы внедряются стремительно благодаря слаженному межведомственному взаимодействию. Если в начале 2020 года ребятам предлагали около двадцати направлений, то теперь действуют свыше 60 программ в сфере IT, сервиса, строительства и медицины.

Большой упор делается на освоение школьниками IT-технологий. Им предлагают постичь азы 3D-моделирования компьютерных игр, веб-дизайна и дизайна виртуальной реальности, компьютерной анимации, сайтостроения, программирования на языке Python. Даже парикмахерское искусство и моделирование текстильных изделий усилены цифровыми пакетами.

— Сфера цифровых технологий развивается стремительно и требует новых кадров. Одна из наших приоритетных задач — заинтересовать в ней молодежь. Курсы, обучающие программированию, посложнее других и ориентированы, скорее, на учащихся 9–10 классов, увлеченных алгеброй, геометрией и физикой. Хотя такие творческие компетенции, как графический дизайн и веб-дизайн, доступны широкому кругу подростков, — отмечает Антон Яркин. — Перед обучением предлагаем юным слушателям посетить мастер-классы, чтобы убедиться в верности выбора. В целом профессиональная проба помогает детям понять, действительно ли то или иное занятие им подходит. В текущем году обучим пять тысяч школьников. Около 3,8 тысячи ребят уже окончили курсы. Каждому из них выдано свидетельство, дающее право на трудоустройство. Коллеги из других регионов живо интересуются нашим опытом.

Все курсы проходят в краткосрочном формате. Часть из них — в режиме онлайн. Технологии обучения ориентированы на стандарты чемпионата «Молодые профессио­налы» (WorldSkills). Программы реализуются на современной лабораторной базе 12 колледжей и техникумов. Лучшим из учеников педагоги предлагают поучаствовать в тренировках чемпионата WorldSkills, где имеются юниорские компетенции. Обучиться в ЦОПП бесплатно можно только один раз.

Погружение в цифру

Технологии цифровой экономики знакомы тюменцам не понаслышке: они привыкли совершать покупки и получать госуслуги через удобные мобильные сервисы. Чтобы поддерживать жизнедеятельность подобных систем и создавать программное обеспечение для высокотехнологичных производств, требуются грамотные специалисты. Будущих программистов и инженеров мотивируют к развитию и поощряют всевозможными способами. Так, в октябре на площадке XIV Тюменского цифрового форума и выставки информационных технологий «Инфотех» назовут финалистов и победителей чемпионата по робототехнике и программированию на Кубок губернатора Тюменской области.

Соревнования проводятся в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики». Их участниками становятся ребята из кружков и секций по техническому творчеству. Свой талант ежегодно демонстрируют около сотни человек — это воспитанники детского технопарка «Кванториум», Академии профессий будущего «ФабЛаб ТюмГУ», Школы инженерного резерва, клуба «Курсор», студенты колледжа цифровых и педагогических технологий. Начинающие инженеры создают разработки для популярного образования и медиа, придумывают приложения для бизнеса. А их удивительные роботы способны помогать человеку в быту и труде.

— По традиции победители чемпионата получат небольшие денежные призы и будут включены в региональную базу талантливых детей и молодежи, что даст им возможность посещать полезные мероприятия и развиваться в любимом деле. Кстати, на этот раз ноу-хау, не вошедшие в финал, покажем на выставке форума «Инфотех», — говорит заместитель директора Регионального информационно-образовательного центра (ГАУ ДО ТО «РИО-Центр») Айдарбек Ережепов. — Радует, что интерес ребят к IT-технологиям не гаснет. С 2015 по 2019 годы в полтора раза увеличилось количество выпускников школ, сдающих в качестве ЕГЭ информатику.

Напомним, в рамках проекта «Центр робототехники и автоматизированных систем управления», курируемого департаментом информатизации и департаментом образования и науки, с 2016 года в школах развернуты специализированные классы — «АйТиЛабы» и «РобоЛабы». Их посещают учащиеся среднего и старшего звена. Сегодня насчитывается 58 таких лабораторий, где занимаются более полутора тысяч детей. Опытные наставники помогают им освоить языки программирования Scratch, Python, Java. Вместе они создают робототехнические устройства на платформе Arduino. Увлеченно занимаются 3D-моделированием и векторной графикой, созданием игр и приложений на платформе Unity. Дети учатся работать на современных компьютерах, 3D-принтерах, лазерных и фрезерных станках. А старшеклассники постигают программирование в системе «1С:Предприятие 8» и системное администрирование. Благодаря таланту педагогов и конкурсам, где можно похвастаться достижениями, у подростков не пропадает желание осваивать новые знания. В итоге около 80 процентов выпускников этих классов делают выбор в пользу инженерных профессий.

Драйвер развития

Совместная работа власти, учебных заведений и бизнеса позволяет адаптировать профессиональное образование под задачи региональной экономики. В 2019 году по инициативе Тюменского госуниверситета при поддержке Правительства РФ создан Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня. И теперь в нем объединены силы ведущих вузов, научных институтов и крупнейших промышленных предприятий. Ученые и практики занимаются вопросами глобального характера, среди которых — сохранение арктических территорий, трансформация индустрии нефтегазового сектора, обеспечение биологической безопасности окружающей среды, развитие человеческого капитала.

Отдельная задача НОЦ — отстраивание современной кадровой политики в сфере исследований и разработок. В его рамках действуют Центр развития компетенций руководителей научных и научно-технических проектов и лабораторий и Школа научного лидерства. Для слушателей организуют образовательные интенсивы с ведущими экспертами. Учат молодых инноваторов результативно участвовать в грантовых конкурсах, помогают им совершенствовать управленческие навыки и привлекать партнеров для воплощения в жизнь прогрессивных идей. В результате рождаются перспективные инициативы в области пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, экологии и приборостроения.

Проректор Тюменского госуниверситета Андрей Латышев убежден в том, что Центр развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ — это уникальная находка. С самого начала, за счет привлечения ресурсов большого количества ведомств (ряда вузов, правительства Тюменской области, коллег из ХМАО-Югры и ЯНАО), он сформировался как проектная экстерриториальная структура, где удалось уравновесить интересы всех участников научно-образовательного процесса.

— За неполные два года деятельности в Центре прошли обучение более двух с половиной тысяч человек. И это было не просто повышение квалификации, а реальная работа, по итогам которой в экономике региона сформировались новые исследовательские и научно-технологические проекты, — подчеркнул Андрей Латышев. — Изначально Центр развития компетенций проектировался как драйвер роста человеческого капитала в сфере исследований и разработок, действующий во всем макрорегионе. Мы еще не завершили формирование его концепции, и надеюсь, что при активной поддержке правительств всех трех субъектов большой Тюменской области этот образовательный механизм станет заметным явлением в масштабах всей России.

Практика работы Центра развития компетенций играет заметную роль в переподготовке и привлечении креативных кадров для научно-исследовательской сферы, благотворно влияя на развитие Тюменской области, ее инвестиционного потенциала.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру