В Тюмени обсудили итоги развития цифровой экономики

Путь в будущее будет цифровым

В Тюмени обсудили итоги развития цифровой экономики за истекший период и планы по ее дальнейшему росту в 2021 году. О результатах проделанной работы и перспективах развития отрасли рассказала директор департамента информатизации Тюменской области Мария Рудзевич.

Путь в будущее будет цифровым
IT-отрасль — перспективное направление для профессиональной подготовки. admtyumen.ru.

— Мы все с вами являемся пользователями различных сервисов, порталов, где можно оставить свой комментарий, дать какую-то обратную связь, поучаствовать в голосовании или опросах. Так называемая «Платформа обратной связи» представляет собой сервис, размещаемый на различных порталах, и объединяет все инструменты общения с гражданами. Он направлен, по сути, на унификацию каналов приема обращений граждан. Неважно, по каким поводам они обращаются, они заходят в одну и ту же платформу. При этом если где-то в регионе успешно реализован некий свой проект, например, такой как «Тюмень — наш дом!», то он плавно интегрируется в общую систему. Технология, таким образом, унифицирует правила работы с обращениями граждан, ускоряет время обработки этих обращений и реакции на них со стороны органов власти либо неких учреждений. Все органы власти и муниципальной власти региона в 2020 году вошли в этот пилотный проект. Успешно в нем отработали, и федеральный центр по предложению Тюменской области принял решение с января текущего года запустить эту платформу на всей территории страны, во всех субъектах Российской Федерации, — рассказала Мария Рудзевич.

По ее словам, важно развивать оказание госуслуг в режиме онлайн — с одной стороны, а с другой — снижать число бюрократических процедур. В этой связи вторым направлением в развитии цифрового госуправления является цифровая трансформация государственных услуг. В настоящее время запись в реестре — в автоматизированной информационной системе — имеет приоритетную юридическую значимость, нежели выписанный на основе данных этого реестра документ. И это очень важный и ключевой момент для ведения информационных систем в госсреде.

Так, выдача разрешений на охоту гражданам теперь происходит в рамках реестровой модели. Благодаря чему срок выдачи разрешений ныне сократился с пяти дней до пяти минут. В рамках сервиса полностью в автоматизированном режиме происходит рассмотрение заявки, проверяется наличие охотничьего билета, наличие квот в определенном муниципальном образовании на тот или иной вид охотничьего ресурса — и заявка одобряется либо отклоняется.

Хороший пример по данному направлению связан с деятельностью такси, а именно с выдачей разрешений на перевозку пассажиров. Эта услуга также переведена в электронный вид, разрешение приходит заявителю в личный кабинет. И все, что необходимо сделать, — это правильно заполнить документы.

Если говорить в целом о государственных услугах, то в 2020 году в Тюменской области их было оказано 46,5 миллиона. При этом нужно отметить, что когда тюменцы получают сведения об успеваемости ребенка в мобильном приложении или на сайте «Электронная школа», то это тоже оказание госуслуги. В рамках развития цифрового госуправления департаментом информатизации, подведомственными учреждениями, командами IT-специалистов внедрялись и развивались такие продукты, как электронный дневник, электронное допобразование и другие.

Цифра развела потоки

Следующее направление, которое реализуется в рамках регионального проекта по развитию цифровой экономики, — это цифровые технологии. Системные технологические решения, которые позволяют реализовать инновационные решения, в том числе в области искусственного интеллекта, и применять их для достижения тех или иных целей. Большим значимым событием 2020 года в данном направлении стало создание и внедрение «Виртуального консультанта 72». Это нейротехнологическая система, в основе которой лежит искусственный интеллект, применяемая в многофункциональных центрах (МФЦ).

Так совпало, что запуск проекта начался в феврале 2020 года, накануне закрытия МФЦ в связи с пандемией. Технология позволила принять все звонки граждан, ответив практически на все вопросы, не потеряв ни одного, заменив на рабочих местах порядка тридцати операторов. Система совершенствуется, благодаря чему в настоящее время почти половина звонящих не понимают, что с ними разговаривает искусственный интеллект.

По словам Марии Рудзевич, сфера здравоохранения в 2020 году испытывала максимальное давление. И большое значение имел новый сервис по бронированию койко-мест в медучреждениях. Тюменская область внедрила его в практику первой в России. В других регионах иногда кареты скорой помощи, подвозившие пациентов к больницам, разворачивались, поскольку мест там уже не было. В этой связи региональное правительство поставило задачу создать систему моментального онлайн-мониторинга свободных койко-мест в тюменских медучреждениях, чтобы медики службы «03» сразу же могли доставить больных для оказания им медпомощи. Эта технология была создана и развернута в считанные дни. Благодаря этому каждая бригада, забирая пациента на госпитализацию, в стационар, могла на месте сориентироваться, куда везти пациента.

Безусловно, актуальным IT-проектом в сфере здравоохранения в 2020 году стал проект по созданию единой горячей линии по вопросам коронавирусной инфекции. С началом второй волны заболеваний COVID-19 и наплывом вопросов, когда граждане не могли дозвониться до медучреждений, на помощь работникам здравоохранения снова пришли IT-технологии. Единый номер горячей линии объединил самые разные отрасли, организации и учреждения системы здравоохранения региона и позволил сориентировать граждан по решению их проблем.

Третий большой блок работы в регионе по направлению IT — это развитие информационной инфраструктуры. Основной задачей в рамках этого направления является подача качественного Интернета во все домохозяйства Тюменской области. В соответствии с указом Президента РФ 97% домохозяйств к 2030 году должны иметь широкополосный доступ к Сети. Что позволит смотреть любой контент, использовать любые интернет-ресурсы, в том числе образовательные. Стоит отметить, что уже 96% населенных пунктов Тюменской области отвечают требованиям расчета данного показателя. В регионе насчитывается 1236 населенных пунктов. Из них 1100 в настоящее время уже точно пользуются сетью Интернет.

Мария Рудзевич также подчеркнула, что на территории области второй год подряд реализуется проект Министерства цифрового развития РФ по подключению к высокоскоростному Интернету социально значимых объектов. В 2020 году к Сети подключены 439 школ, ФАПов, избиркомов, пунктов полиции в двухстах населенных пунктах. В 2021 году планируется подключить к высокоскоростному Интернету еще около четырехсот социально значимых объектов в 139 населенных пунктах региона.

Оцифровано — значит, доступно

Большое значение для региона имеет проект «Кадры для цифровой экономики». Ведущие вузы области ежегодно пополняют ряды высококвалифицированных специалистов по актуальным IT-направлениям, в том числе робототехника и мехатроника. Для переподготовки IT-специалистов с учетом современных требований к компетенциям и навыкам правительством Тюменской области создана Школа программирования. Курсы по технологиям разработки и языкам программирования ведут профессионалы высокого уровня — ведущие преподаватели тюменских вузов и эксперты региональных IT-компаний.

Задачу формирования «комфортной среды» для IT-специалистов в комплексе также позволяет решать IT-коворкинг, действующий в Тюменском технопарке. Слушатели знакомятся с мировыми практиками, успешными примерами коммерциализации проектов и инновационных разработок, для них работает уникальный проект «Точка кипения», открытый совместно с Агентством стратегических инициатив. Тюменская «Точка кипения» нацелена на поиск и реализацию новых амбициозных проектов, формирование новых прорывных идей и выявление молодых талантов в сфере ИТ.

— Развивать навыки и повышать IT-компетенции необходимо у всех категорий населения области. Речь необязательно идет о программистах, администрировании сетей и систем. Все актуальнее становится навык работы с большими данными, необходимой информацией. Каждый житель области должен научиться получать нужную информацию, уметь оценивать ее достоверность, оперировать полученными данными, пользоваться IT-сервисами, в том числе для решения профессиональных задач, — сообщила директор департамента информатизации Тюменской области.

В этой связи на территории региона также реализуются образовательные и обучающие проекты — «Расширяя горизонты», «Школа программирования», «Школа юных нейроинженеров», действует молодежный Центр робототехники и автоматизированных систем управления, где успешно работают 15 учебных классов — по программированию «АйТиЛаб» и робототехнике «РобоЛаб», а также проектная лаборатория «ПроектЛаб». Занятия бесплатные, встроены в образовательный процесс в рамках элективного образования. Ежегодно в Центре робототехники и АСУ обучение проходят порядка восьмисот школьников.

Специалисты отрасли также работают и в направлении обеспечения безопасности граждан с тем, чтобы они не попадались на уловки интернет-мошенников. На обучающих курсах слушателей учат отличать фейковые сайты и сервисы от настоящих, не поддаваться на ту или иную приманку. В 2020 году в регионе также был запущен в работу проект, направленный на информационную безопасность младших школьников и формирование у них навыков цифровой гигиены. Сервис лаборатории Касперского можно скачать и установить его на смартфон, при этом родители смогут осуществлять контроль над выходом ребенка в Сеть. В 2021 году этот сервис будет использоваться среди учащихся 1–4 классов.

В заключение отметим, что ежегодно в Тюмени проводится центральное событие в IT-сфере региона — Тюменский цифровой форум и выставка информационных технологий «Инфотех», в рамках которого традиционно презентуются лучшие IT-решения и кейсы для госсектора. Участники посещают множество тематических дискуссионных и интерактивных площадок, мероприятий в формате мастер-классов, знакомятся с итогами молодежных конкурсов по выявлению и поддержке IT-талантов.

Поиск талантов и подготовка кадровой базы для развития IT-отрасли в регионе станут одной из ключевых задач в ближайшие годы.