Участники тюменского форума «И селу, и городу» обсудили развитие сельского туризма

новый ресурс экономики

В Тюмени в рамках Года сельского предпринимательства, который был объявлен губернатором области Александром Моором, прошел онлайн-форум по сельскому туризму «И селу, и городу». Эта полезная и интересная тема собрала на онлайн-площадке представителей отрасли из России, Белоруссии, Сербии, Грузии и других стран, успешно развивающих сельский туризм.

новый ресурс экономики
Музей истории крестьянского быта в деревне Насекина — уже полюбившийся многим объект этнотуризма в Тюменском районе. VK.com.

— Мы живем в сердце Сибири. Тюменская область обладает уникальными возможностями: отличной логистикой, прекрасной природой и разнообразием народных культур, — прокомментировала событие советник губернатора Тюменской области Ольга Езикеева. — Главная задача форума — показать лучшие российские и мировые практики деревенского туризма. У нас есть к чему стремиться в этом направлении. Нужно вывести сельский туризм на качественно новый уровень. Это даст толчок комплексному развитию муниципалитетов региона.

Участников форума приветствовал директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Леонид Остроумов.

— Под термином «сельское предпринимательство» мы понимаем не только те инициативы, которые рождаются в агропромышленной сфере, но и любые проекты, которые предприниматели реализуют вне города, на селе. Они могут быть связаны как с производством, так и с оказанием услуг. Туризм — это одно из приоритетных направлений развития региона и всей страны. Поэтому, возможно, уже в следующем году появится новый национальный проект, который будет посвящен развитию туризма в России. И Тюменская область, конечно, примет в его реализации самое активное участие, — отметил он.

По словам Леонида Остроумова, правительство региона поддерживает предпринимателей на всех стадиях жизненного цикла — от возникновения идеи до ее реализации. Эксперты консультируют начинающих предпринимателей, им оказывается финансовая поддержка, имущественная, информационная. Кроме традиционных форм поддержки, в частности в виде субсидий, предприятиям предлагается антикризисный пакет, куда входят налоговые льготы, поддержка по кредитам, выдача микрозаймов. Таким образом, предприниматели получают весьма широкий спектр поддержки.

— Мы, безусловно, рассчитываем на то, что эти меры позволят не только сохранить существующий уровень развития предпринимательства, и в частности туризма, но и подготовить новые предложения для гостей нашего региона, чтобы им было чем заняться у нас, а нам — их удивить. Тем более что туризм является некой кросс-отраслью, она объединяет логистику, общепит, развлечения, культуру. Вся эта синергия послужит диверсификации экономики, — добавил Леонид Остроумов.

В партнёрстве с государством

Руководитель Агентства туризма и продвижения Тюменской области Мария Трофимова подтвердила, что в регионе выстроена системная работа с предпринимателями. И это очень важно. В том числе и для развития сельского туризма как отрасли экономики.

— Это общемировой тренд, и хочется, чтобы в Тюменской области проектов по развитию сельского туризма становилось больше, — подчеркнула она.

Сомодератором форума выступил один из ведущих экспертов страны по развитию сельского туризма, президент Фонда развития местных сообществ «Инициатива», бизнес-тренер Глеб Тюрин. Эксперт признался в любви к Тюменской области.

— Это один из самых динамично развивающихся регионов России. И здорово, что представители туротрасли не только развиваются сами, но и собирают всю страну, изучают лучшие бизнес-практики в регионах и за пределами страны, — заметил он.

Секретами и историями своего успеха с участниками форума поделились приглашенные эксперты, сельские предприниматели. Глеб Тюрин представил основательницу белорусского агротуризма Валерию Клицунову. Вместе с мужем они создали первый в Белоруссии музейно-туристический комплекс. Сейчас в республике более 2700 агроусадеб и огромная армия обслуживающего персонала.

— Нам говорили — здесь не Польша, не Литва, народ непредприимчивый. Тем не менее мы увидели, что за нашей деревней стоит огромный ресурс. А это и рабочие места, и инвестиции, и сближение города и деревни, — сообщила эксперт.

По ее словам, когда они начинали свой бизнес, еще не было понятий «агротуризм», «агроусадьба». А затем возникла нереальная динамика развития данного направления. В прошлом году в агроусадьбах Белоруссии отдохнули порядка 500 тысяч человек. В 2020 году они стали спасением для туристов, которые никуда не смогли поехать из-за пандемии. Белоруссия не самая богатая страна, но человеческий капитал высочайший. И за счет творчества, знаний и умений можно сделать невероятно эмоциональные и впечатляющие продукты. Ныне туристы многих стран Европы говорят о «белорусском чуде».

Валерия Клицунова отметила, что в рес­публике разработано передовое законодательство в отношении сельского туризма. В него пришли богатые люди. И многие могут предложить туристам шикарную инфраструктуру. На природе, в селе проходит много свадеб, семинаров, форумов. Параллельно с развитием сети агроусадеб идет обучение специалистов — по органическому земледелию, проведению культурных программ, гастрономии и т. п.

Об интересном проекте участникам форума рассказала член совета ТРО ООО «Деловая Россия», генеральный директор компании «Атланта Бизнес Тревел» Ирина Катигарова. Ирина — создательница первого в Тюменской области глэмпинга. Глэмпинг — это палаточный лагерь. Но палатки не обычные, а красиво оформленные, комфортабельные. Недавно такой лагерь был развернут на территории Нижнетавдинского района, на озере Иткуль. И уже с 17 июля он принимает гостей. Одновременно там могут проживать до 40 туристов, дышать свежим воздухом, наслаждаться природой. При этом у них есть возможность участвовать в семейных программах, учиться навыкам выживания в дикой природе, посещать занятия по духовно-личностному развитию.

— Пандемия внесла некий позитивный вклад в развитие этого проекта, — заметила Ирина Катигарова. — Я совершенно не собиралась заниматься внутренним туризмом. Но идея проросла. И мы стали быстро двигаться в этом направлении. И если среди участников форума есть главы районов, сельских поселений, то пусть они услышат: для нас важна их поддержка. Нам повезло: глава Нижнетавдинского района Валерий Борисов быстро собрал команду, и со мной сразу же начали работать сотрудники администрации. Появились горничная, егерь. И за месяц через наш глэмпинг прошла тысяча туристов.

Причем в глэмпинг Ирины Катигаровой в Нижнетавдинском районе приезжают туристы из самых разных регионов: ХМАО-Югры, Москвы, Ижевска, Красноярска, Краснодара. По словам предпринимательницы, в планах — развитие местной кухни, микроторговли, проведение свадеб, юбилеев, корпоративов. Многие молодые люди, молодые семьи с удовольствием выбирают такой вид отдыха — на лоне девственной природы. Отличие глэмпинга от обычной палатки в лесу в том, что он подразумевает сервис, уборку, организацию питания и прочие удобства: шезлонги, столики, возможность порыбачить, сходить в баню. Это идеальный формат для молодых семей с детьми, когда детей уже пора познакомить с лесом, вывезти их на природу. В Европе этот формат уже известен, а в России он только-только набирает популярность.

Историями своего успеха также поделились спикеры из Архангельской, Ярославской, Тульской и других областей. Озвученные проекты можно брать и тиражировать в других регионах.

Регион притяжения

Отметим, что в Тюменской области развитию туризма способствует развитая инфраструктура: международный аэропорт, железнодорожный вокзал, сеть федеральных, региональных и местных дорог, отельные сети, разнообразная сфера общественного питания, природные, культурные и исторические достопримечательности. Брендами региона являются знаменитые исторические личности: Ермак, Распутин, Николай II, Менделеев, Ремезов, Ершов, Алябьев, Мамонтов, Эрвье, Салманов и другие.

По словам руководителя Агентства туризма и продвижения Тюменской области Марии Трофимовой, в настоящее время перед отраслью стоят несколько задач: повышение доступности и потребительских свойств региональных турпродуктов, сотрудничество с транспортными компаниями, развитие инфраструктуры, расширение ассортимента предложений, сети туристических маршрутов, повышение качества сервиса, квалификации работников, цифровизация отрасли, продвижение турпродуктов.

Еще четыре–пять лет назад Тюменская область занимала 56-е место в стране в данном сегменте рынка. За последние пять лет турпоток в Тюменскую область увеличился в два раза. В настоящее время регион поднялся на седьмую строчку рейтинга и практически ежегодно показывает 20% роста, как по объемам, так и по качеству услуг. Однако проблема в том, что объем платных услуг в сфере туризма не поспевает за темпами прироста турпотока. Предпринимательское сообщество пока не готово обслужить такую массу приезжающих туристов. Это упущенные возможности.

Одним из приоритетных направлений движения отрасли вперед становится развитие сельского туризма.

— Мы начинаем общаться на эту тему с муниципалитетами. И видим, что многие главы муниципальных образований очень активны в этом вопросе, — уточнила Мария Трофимова.

По ее словам, сельский колорит интересен иностранным туристам, жителям мегаполисов. Запрос номер один для них — посмотреть сибирскую глубинку, погрузиться в мир деревенской жизни. И это могут быть разные форматы: фермерские хозяйства, глэмпинги, деревенские подворья, этнографические маршруты, гастрономические фестивали, охота и рыбалка, сбор грибов и ягод, катание на лошадях и лодках.

В некоторых направлениях уже действуют те или иные проекты. Например, музей крестьянского быта и казачье подворье в деревне Насекина Тюменского района, дом охотника в Тобольском районе и другие.

— Давайте совместно работать и воплощать в жизнь новые идеи, — обратилась в заключение онлайн-форума к предпринимательскому сообществу региона Мария Трофимова. — Мы готовы оказывать всяческое содействие, проводить экспертную оценку идей, организовывать выезды на территории, формировать турпродукты, продвигать их и работать с туроператорами.

Добавим, что лучшие инициативы смогут получить грантовую поддержку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру