В Тюменской области профориентация становится неизменной составляющей образования

Отдыхать, развиваться и учиться

Эксперты полагают, что фактически к 2045 году многое, что сегодня производится руками, будут производить роботы. В ближайшие десятилетия вследствие автоматизации 70% профессий устареют и станут ненужными.

Отдыхать, развиваться и учиться
В детском технопарке школьников обучат основам изобретательства. Фото Вячеслава Девяткова.

Новую промышленную революцию характеризуют полная цифровизация производства, глобальная сеть интернета вещей, искусственный интеллект и т. д. И в этой связи у детей необходимо развивать конкурентные преимущества перед роботами. Чтобы их нельзя было заменить автоматами и механизмами. А именно — креативность, лидерские качества, научность и системность мышления. В числе необходимых компетенций эксперты выделяют дизайн-мышление, владение инструментами agile для цифровой трансформации, аналитику для управления данными (Big Data), основы AR/VR, устойчивость к изменениям, эффективные коммуникации.

Эпоха технических наук

Образовательная политика правительства Тюменской области традиционно направлена на активное развитие инженерного мышления у школьников, приобщение их к научно-техническому творчеству. И в этой работе участвуют общеобразовательные организации, ссузы и вузы региона, общественные организации, учреждения дополнительного образования и социального развития.

— Мы каждый год придумываем что-то новенькое, какие-то просветительские проекты, некие интерактивности. Таким образом, вместе с нашими партнерами хотим вырастить активных ребятишек, включить их в социально значимую деятельность. А в последующем рассматриваем возможность создавать для детей объединения по интересам, чтобы дальше они могли строить себе профессиональную либо общественную карьеру, — поделилась мнением директор регионального центра «Семья» Елена Перминова.

Направить детей на правильный путь, по мнению специалистов, должен помочь и детский технопарк «Кванториум». В нем сконцентрировано большое количество станков, оборудования, и дети могут получить там начальные инженерно-технические знания и навыки. Для этого в учреждении работают следующие мастерские: хайтэк-цех, айти-квантум, автоквантум, промдизайн, биоквантум, робоквантум и другие кабинеты.

Школьников обучают простейшим операциям на 3D-принтерах, станках с ЧПУ, основам проектной деятельности, навыкам работы с различными механизмами, тем или иным технологическим оборудованием. Дети в проектном формате решают реальные кейсы и задачи по перспективным естественно-научным и техническим направлениям.

— Таким образом, мы приобщаем детей к изобретательству и конструированию, расширяем их кругозор, — пояснил заведующий отделением робототехники и технического творчества ДТиС «Пионер» Владимир Кипер. — На начальной стадии ребенок получает знание основ, а затем уже мотивируется на изучение технологий в самых разных отраслях, на поступление в технический вуз и получение профессии инженера. При этом проект «Кванториум» поддерживается правительством Тюменской области, и на его реализацию выделяются средства из областного бюджета.

Директор областного департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Павел Белявский на церемонии открытия учреждения в 2017 году напомнил, что раньше на месте «Кванториума» работала станция «Юный техник»:

— Каждый знает, какую роль играла эта станция в жизни города Тюмени. Подойдите к людям, которые работали на старых тюменских промышленных предприятиях, и спросите, где они научились тем вещам, которым не учили в вузе. И вы услышите: в технических кружках. «Кванториум» — это не просто кружки. Они формируются вокруг одного стержня, цеха с оборудованием, которым может пользоваться любой из обучающихся. Это техника, которой дети могут пользоваться без присутствия взрослого, хотя вопросы безопасности учтены. Основная идея в том, чтобы ребенок загорелся идеей и мог сразу же ее осуществить, выточить и напечатать деталь, которую на токарном станке сделать невозможно.

Добавим, что на постоянной основе в детском технопарке занимаются порядка 1400 детей. Еще 4–5 тысяч человек проходят через «Кванториум» в течение года при обучении на мастер-классах.

Инженерные старты

Как быть школе? Чему учить, на что ориентировать? Одна из задач сферы образования — сформировать у школьников устойчивую мотивацию. Важнейшей составляющей школьного образования становится профориентация. Примером обновленной модели профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях областной столицы могут стать проекты «Стратегия жизни» и «Перспектива», в рамках которых школьники встречаются с ведущими специалистами различных отраслей экономики, посещают современные предприятия и организации и т. п.

При поддержке департамента образования и науки Тюменской области в областном центре также реализуется профориентационный проект «Я — будущий инженер». Исполнительный директор ООО «АСП Вертикаль», руководитель проекта Георгий Кекелия отметил, что вот уже 15 лет он занимается инженерной деятельностью, проектирует нефтяные месторождения Западной Сибири. Приобретенный опыт Георгий решил передать будущему поколению. Вокруг проекта «Я — будущий инженер» образовалась целая команда.

— Наша цель — собрать тюменских школьников, которые не определились со своей будущей специальностью. И помочь им с выбором профессии, в нашем случае — с профессией инженера. А затем поступить в университет, — отметил Георгий Кекелия.

По его словам, в дальнейшем перед выпускниками встает вопрос — где найти работу, на каком предприятии строить свою карьеру? И команда проекта содействует в трудоустройстве ребят, помогает им реализовать свой потенциал на крупных предприятиях, приглашает на работу в партнерские организации.

— В нашем проектном институте сейчас проходят практику два студента, которые были участниками проекта «Я — будущий инженер». Получив дипломы, они уже будут иметь начальный опыт работы на предприятии, — уточнил руководитель.

Сам проект разбит на несколько этапов. Организаторы встречаются со школьниками, рассказывают о проекте и приглашают к разговору известных тюменских инженеров. Они помогают пробудить у детей интерес к профессии инженера, к великим изобретениям и именам ученых: Менделееву, Токареву, Туполеву, Королеву и многим другим. Затем ребята организованно выезжают в Тюменский индустриальный университет, знакомятся с кафедрами, посещают строительный институт, транспортный, нефти и газа. На третьем этапе проходят лабораторные работы, школьники на практике изучают особенности инженерной профессии, погружаются в производственные процессы.

Различные конкурсные задания — это четвертый этап проекта. Школьникам предлагается спроектировать тот или иной механизм, создать устройство, решить задачу междисциплинарного характера. И у них это неплохо получается. Один из проектов даже был рассмотрен тюменскими депутатами. Группа школьников выступила с инициативой обустройства парковой зоны в Заречном микрорайоне областного центра. И депутаты высоко оценили эту инициативу — украсить парк фигурами персонажей сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». При строительстве парка разработки тюменских школьников будут учтены.

— Эта и другие разработки детей — как раз начало той инженерной мысли, которая может повести их дальше, — отметил Георгий Кекелия. — Главное — влюбиться в свое дело, и тогда обязательно будет результат.

Плюс профориентация всей страны

Напомним, что в начале года в Тюмени при поддержке департамента образования и науки Тюменской области состоялся V юбилейный робототехнический фестиваль «Робофест». Актовый зал Тюменского колледжа цифровых и педагогических технологий заполнили около 270 увлеченных робототехникой детей — из детсадов, школ, лицеев и учреждений дополнительного образования Тюменской области.

Как отметила начальник управления общего образования департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь, после создания Регионального ресурсного центра по развитию образовательной робототехники и прототипирования фестиваль обрел массовость и стал одним из ведущих направлений в системе дополнительного образования региона. Очень важно то, что фестиваль не только выявляет уникальных детей и оценивает их работы, он способствует развитию инженерного мышления, является одним из ключевых профориентационных мероприятий. Если пять лет назад робототехникой занимались порядка 700 ребят, то в настоящее время в данном движении участвуют уже более 12 тысяч тюменских школьников. И среди них — будущие инженеры нового поколения, которые обязательно придут трудиться на новые высокотехнологичные производства.

— Ныне мы работаем не только со школами, но и со всеми учреждениями сферы дополнительного и дошкольного образования, частными развивающими центрами. Уже в детсадах дети начинают собирать первые модели. Активно включаются в движение дети от шести до десяти лет. Они учатся не просто собирать роботов, но и формировать среду, ставить актуальные задачи, развивают навыки творческого проектирования, получают знания в области программирования, информатики, математики. Конечно, эти занятия не для всех ребят. Здесь необходимо обладать выдержкой, терпением, усидчивостью. Ребенок при этом не просто играет, он действительно настраивается на решение тех или иных проблем: экологических, медицинских, производственных, аграрных и других. Все по-взрослому! — сообщила руководитель Регионального ресурсного центра по развитию образовательной робототехники и прототипирования Лариса Литус.

В заключение отметим, что ученики 6–11 классов могут поучаствовать во всероссийском проекте по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее». Как сообщили в департаменте образования и науки Тюменской области, проект подразумевает профориентационную диагностику на цифровой платформе; практические мероприятия с наставниками в различных форматах; подготовку индивидуальных рекомендаций по построению образовательной траектории. Для участия детей в проекте их необходимо зарегистрировать в личном кабинете на платформе WorldSkills — «Билет в будущее».