В Тюменской области продолжается работа по развитию экспортной деятельности

«Интереснейшее время на дворе»

На прошлой неделе при содействии Центра поддержки экспорта (ЦПЭ) Тюменской области состоялся очередной вебинар для предприятий малого и среднего бизнеса региона, посвященный перспективам экспортной деятельности.

«Интереснейшее время на дворе»
pixabay.com

В рамках вебинара спикеры рассказали о трендах экспортной деятельности в современных условиях, опыте работы между тюменскими и казахстанскими предприятиями, а также презентовали акселерационную программу «Драйверы экспорта», созданную по заказу правительства Тюменской области.

Напомним, что ранее, также при поддержке ЦПЭ, состоялся вебинар «Экспорт продолжается». Субъекты предпринимательства Тюменской области получили информацию о существующих государственных мерах поддержки, обменялись опытом ведения экспортной деятельности в условиях пандемии.

Очередной вебинар открыл руководитель Центра поддержки экспорта Тюменской области Андрей Карташов. Поприветствовала его участников начальник управления внешних связей и контроля департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Наталья Ракитина.

Руководитель управления внешних связей и контроля привела статистику, показывающую картину развития экспорта в регионе. К сожалению, в первом квартале 2020 года товарооборот снизился в два раза, а экспорт — в пять раз. Безусловно, на обе сферы оказала негативное влияние ситуация с пандемией COVID-19.

— Очевидно, что многие предприятия заняли выжидательную позицию. Основные группы экспортируемых товаров прежние — это минеральные и топливно-энергетические продукты, продукция химической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства. В несырьевом неэнергетическом экспорте показали значительный рост продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, машины и оборудование, — рассказала Наталья Ракитина.

По ее словам, ежегодно растет география экспортных направлений. В 2018 году тюменские товары отгружались в 90 стран мира. А в 2019 году экспорт шел уже в 102 страны.

Радует, что возросло число предприятий-экспортеров. В прошлом году их стало 218. Нынче свою экспортную деятельность продолжают 108 экспортеров. Специалисты Центра поддержки экспорта Тюменской области провели небольшой соцопрос и выяснили, что в условиях пандемии 46% предприятий-экспортеров прекратили экспортные поставки. Однако грузовые перевозки не запрещены. Экспортная деятельность продолжается. Прекратившие экспортировать свою продукцию компании объяснили данную ситуацию остановкой производственного процесса, тем, что их партнеры взяли паузу, заморозили экспортные контракты. В определенный период появились сложности на границе с другими странами. Также отмечались задержки с поставками сырья, и все эти моменты вошли в число сдерживающих факторов.

Центр поддержки экспорта Тюменской области также продолжает свою работу. В пул популярных услуг центра входят размещение компаний и товаров на электронных торговых площадках, поиск партнеров, оказание консультационных услуг. Выездные, выставочные мероприятия, бизнес-миссии временно приостановлены, но партнеров, подчеркнула Наталья Ракитина, можно искать, в том числе в дистанционном режиме.

Прошлый год показал, что услугами учреждения воспользовался 161 предприниматель. Еще 57 компаний сделали акцент на поиске иностранных партнеров, порядка 24 предприятий — на участии в международных выставках. На электронных площадках была размещена информация о 24 тюменских компаниях и их продукции и услугах.

Отметим, что за рубежом созданы три торговых представительства Тюменской области: одно — в КНР и два — в Казахстане. При поддержке специалистов этих представительств торговые контракты с иностранными партнерами заключили 12 тюменских компаний.

Основное направление деятельности казахстанской компании Equity Trust — поддержка иностранных предприятий на территории Казахстана, налоговое и финансовое консультирование, административная поддержка. Руководитель компании Ерлан Бакенов напомнил, что Equity Trust также занимается поставкой материалов для строительства из России, активно сотрудничает с Ассоциацией экспортеров Тюменской области, заинтересована в сотрудничестве с проектными организациями и IT-компаниями.

Наталья Ракитина призвала тюменских предпринимателей не останавливаться, продолжать искать новые ниши для сбыта продукции. А также подумать над предложениями о совершенствовании мер государственной поддержки экспорта в Тюменской области.

Новая данность — новые рынки

Руководитель Ассоциации экспортеров Тюменской области Максим Доротов рассказал о трендах экспортной деятельности в современных условиях.

— Тюменских экспортеров я бы поделил на три группы, — отметил он. — Первая группа — это активные экспортеры, имеющие системную внешнеэкономическую деятельность. У них сейчас одна основная задача — понять, какие решения принимаются на глобальном уровне в отношении бизнеса и экспорта.

Вторая категория экспортеров более массовая — это предприятия, имеющие эпизодические поставки за рубеж, ожидающие, что их продукция может быть полезна иностранным партнерам. При этом они увидели, что логистика стала дороже и менее прозрачной. О дальнем зарубежье говорить в настоящее время не приходится. А наилучшие экспортные направления — это страны СНГ. Анализ имеющихся экспортных контрактов в стране показывает, что выигрывают те компании, которые наиболее информированы, находятся в контакте с Центрами поддержки экспорта, мониторят новостные фоны в странах, куда они предполагают сбывать продукцию.

Третья категория — предприятия, которые экспортом не занимались. Это в основном молодые предприниматели, которым важно встроиться в некие торгово-производственные цепочки, выстроить кооперационные связи.

— Я бы посоветовал им присоединиться к акселерационной программе «Драйверы экспорта», — добавил Максим Доротов.

По его мнению, для российских предприятий очень перспективен рынок Узбекистана. Страна намерена стать наблюдателем в Евразийском экономическом союзе. Это свидетельствует о том, что вскоре данное государство войдет в систему ЕАЭС. И это максимально упростит вопросы, связанные с таможней, сертификацией, техническими требованиями, заключением экспортных сделок. Поэтому, считает Максим, над этой перспективой важно работать уже сейчас, оцифровывать ее.

Что касается общей для всех предприятий проблематики, то она заключается в отсутствии построения коммуникаций — между регионами, экспортерами, товаропроводящими сетями на зарубежных рынках.

— Нынешнюю ситуацию успешно используют те предприятия, у которых выстроена товаропроводящая сеть на территории страны назначения, есть торговое представительство, хороший торговый партнер, — уточнил спикер.

Максим Доротов особо остановился на теме поставок мебели. В КНР идет сбой в использовании тюменской фанеры. И рассматривается возможность прекращения данных поставок в Китай, Корею. Мебельная продукция этих стран поступает в Казахстан и на другие рынки. И это удобный момент для того, чтобы тюменским мебельщикам перехватить инициативу.

Таких разорванных цепочек, считает эксперт, в ближайшие месяцы будет появляться все больше. И тюменские предприятия могут поискать в них свое место. Сингапур ищет в России поставщика консервов из мяса птицы. Турция — поставщика спирта.

— Очень интересное время на дворе! И я призываю всех правильно к нему относиться, — заключил эксперт.

Вооружиться знаниями

Директор по развитию экспортных и образовательных проектов ООО «Солоджи Эксперт» Ольга Воллерт раскрыла в подробностях содержание акселерационной программы «Драйверы экспорта». Она запущена Центром поддержки экспорта Тюменской области совместно с ООО «Солоджи Эксперт» при содействии регионального департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства. Программа включает в себя комплекс самых эффективных инструментов по развитию экспорта, образовательных и финансовых мер поддержки экспортной деятельности. От других программ отличается тем, что ее участников специалисты сопровождают и после финальной точки акселерационных мероприятий. В команду акселератора входят отраслевые эксперты, имеющие обширные бизнес-связи в разных странах, большой опыт внешнеэкономической деятельности. Количество участников программы ограничено, поэтому их отбор проводится тщательным образом. Прием заявок от предпринимателей уже стартовал и продлится до 25 мая.

Ольга Воллерт отметила, что экспортный акселератор является частью региональной стратегии по развитию экспорта, реализуемой в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», и представляет собой действительно уникальную программу, нацеленную на формирование у представителей малого и среднего предпринимательства Тюменской области теоретических и практических навыков, необходимых для эффективного старта внешнеэкономической деятельности.

В период участия в акселераторе, программа которого включает три образовательных модуля и рассчитана на шесть месяцев, компании получат системное представление об эффективном структурировании экспортного проекта, минимизации рисков и снижении издержек для дальнейшего самостоятельного масштабирования экспортной деятельности.

Активная работа с финалистами пройдет с 1 сентября по 30 октября 2020 года.

— Все практические задания и кейсы будут подготовлены с учетом проведенных с предпринимателями консультаций, изученных анкет, — подчеркнула Ольга Воллерт.

Напомним, что программа «Драйверы экспорта» реализуется по заказу правительства Тюменской области. Принять участие в акселерационной программе могут компании малого и среднего бизнеса, имея целью начать или продолжить развитие экспортной деятельности.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру