Тюменским компаниям-экспортёрам окажут поддержку и содействие

Торговля границ не имеет

14.05.2020 в 06:10, просмотров: 523

В Тюмени стартовала серия вебинаров, посвященная развитию экспортной деятельности региональных предприятий. От лица департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства Тюменской области участников первого вебинара поприветствовала Наталья Ракитина, начальник управления внешних связей и контроля.

Тюменским компаниям-экспортёрам окажут поддержку и содействие
pixabay.com

По ее словам, в Российской Федерации продолжается реализация всех национальных проектов. Наряду с ними в Тюменской области реализуются региональные проекты, а также принимаются системные меры по развитию международной кооперации и экспорта. Речь идет об экспорте продукции агропромышленного комплекса, промышленности, экспорте услуг. Система поддержки экспортеров, ранее разработанная в регионе, по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Руководитель управления внешних связей и контроля отметила, что в последние годы количество компаний-экспортеров возросло. Если в 2018 году насчитывалось 179 предприятий-экспортеров, и в их числе 121 субъект малого и среднего предпринимательства (МСП), то в прошлом году было уже 218 экспортеров, и в их числе 143 малых и средних предприятия.

Объемы экспорта за первый квартал 2019 года составили 523 млн долларов США. Итоги первого квартала 2020 года говорят о значительном снижении экспортной выручки. Некоторые компании свернули поставки своей продукции за рубеж. Тем не менее большинство предприятий-экспортеров продолжают данную деятельность.

— Возможно, многие компании ждут улучшения ситуации. Мы же считаем, что в данный период стоит искать новые ниши, выходить на новые рынки. Возможно, необходимо скорректировать меры господдержки в отношении этих предприятий, — уточнила Наталья Ракитина.

Основной инструментарий разработан

С 2011 года в регионе работает Центр поддержки экспорта Тюменской области. И многие компании активно пользуются его услугами. Так, за 2019 год предприятиям-экспортерам было оказано 458 услуг. Руководитель учреждения Андрей Карташов уточнил, что Центр поддержки экспорта Тюменской области открыт и готов к сотрудничеству.

— В нашей команде в настоящее время работают специалисты с богатым и разносторонним опытом в сфере внешнеэкономической деятельности, в малом и среднем бизнесе, в реализации обучающих проектов, — подчеркнул Андрей Карташов.

Он отметил, что учреждение работает по двум основным направлениям — с компаниями, осуществляющими экспортную деятельность, с их новыми экспортными проектами и задачами, с которыми они не сталкивались ранее, а также с компаниями, желающими стать экспортерами.

Какие компании могут стать экспортерами? Безусловно, это производители товаров, либо компании, оказывающие услуги, которыми могут воспользоваться физические и юридические лица за пределами России. Это компании, которые желают расширить рынок сбыта, упрочить свои позиции, понимая, что с выходом на экспорт они приобретают совершенно новый статус — статус международного предприятия.

Услуги Центра поддержки экспорта можно разделить на три категории. Первая — это консультации и обучение, информация по таким направлениям, как логистика, таможенное оформление, валютное и налоговое законодательство. Содействие в повышении квалификации сотрудников посредством организации и проведения семинаров, вебинаров, мастер-классов.

Вторая категория — содействие в реализации экспортных проектов. Если у компании есть какой-то контракт или просто завязались взаимовыгодные деловые отношения с партнерами, потенциальными покупателями, и возникла необходимость получить соответствующую поддержку, произвести перевод промоматериалов, презентаций, адаптировать надписи на упаковках, то такую услугу окажут в Центре поддержки экспорта. Сюда же можно обратиться за проведением индивидуальных маркетинговых или патентных исследований, формированием коммерческого предложения под целевые рынки с учетом особенностей законодательства той или другой страны, за подготовкой и экспертизой экспортного контракта, который определяет условия взаимодействия сторон — продавца и покупателя, за содействием в подборе и поиске потенциальных поставок и покупателей товаров.

Данная категория услуг также связана с размещением субъектов малого и среднего предпринимательства на электронных торговых площадках. Данное направление в настоящее время особо актуально. Поскольку встречи, ярмарки и другие массовые мероприятия пока что отложены в долгий ящик, интернет-технологии, онлайн-события становятся наиболее востребованными. В этой же группе услуг — содействие в получении сертификатов, приведении продукции в соответствие с требованиями внешних рынков. А также содействие в обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности, регистрации товарного знака и т. п. Так, на рынке Китая и ряда других стран нередко грешат несанкционированным использованием чужих товарных знаков.

И третья категория услуг — это различные мероприятия и специальные программы, бизнес-миссии, встречи лицом к лицу, выставочно-ярмарочные мероприятия. Наряду с этими событиями субъекты МСП могут принять участие в акселерационных программах по развитию экспортной деятельности. Они помогают предпринимателям в сжатые сроки пройти все шаги от идеи выхода на иностранные рынки до подписания готового контракта. При этом предприниматели могут воспользоваться целым пакетом услуг Центра поддержки экспорта — пройти курс обучения, воспользоваться знаниями и опытом наставника.

Безусловно, важнейший аспект для старта экспортной деятельности — поиск потенциальных покупателей, размещение компаний на международных электронных площадках, таких как Alibaba, e-Bay и других. Электронная торговля с каждым годом становится все более актуальной. Некоторые категории товаров через такие площадки просто «выстреливают». И многие компании в Тюменской области могут взять данный инструмент себе на вооружение и успешно его реализовать.

Наталья Ракитина подчеркнула, что в нынешних условиях услуги Центра поддержки экспорта Тюменской области весьма актуальны. Причем значительная часть услуг оказывается бесплатно.

Добавим, что активную позицию в развитии регионального экспорта занимает Торгово-промышленная палата (ТПП) Тюменской области. Уже в ближайшее время организация приступит к серии обучающих мероприятий для начинающих экспортеров. По словам представителя ТПП Юлии Шакурской, данный проект реализуется при поддержке Российского экспортного центра. За прошедшие годы специалистами ТПП обучено уже немало предпринимателей. В планах на текущий период — обучить не менее 45 новых участников экспортной деятельности. Проект не предусматривает никакой оплаты. В рамках проекта запланировано 11 обучающих модулей, самый первый стартует уже в мае 2020 года.

— Мы рекомендуем предпринимателям пройти обучение по этой программе, поскольку она поможет им обрести уверенность в своих силах. Самое главное, что в рамках проекта обучаемые получат актуальные знания для ведения успешной экспортной деятельности, — уточнила Юлия Шакурская.

Она отметила, что Торгово-промышленная палата Тюменской области также является оператором многочисленных бизнес-миссий, выставочных проектов, направленных на продвижение продукции предприятий-экспортеров, и призвала предпринимателей следить за актуальной информацией. Например, уже совсем скоро состоится онлайн бизнес-миссия в Республику Казахстан. Там открыто официальное представительство Тюменской области, которое занимается, в том числе, продвижением продукции тюменских товаропроизводителей.

А у кого-то взрывной рост

— Многие компании по-прежнему, несмотря на пандемию коронавируса, экспортируют свою продукцию и даже наращивают объемы поставок, — сообщила Наталья Ракитина. — Тем более что грузовые перевозки не запрещены.

Своим видением ситуации с участниками вебинара поделился руководитель отдела продаж предприятия «Тюменские аэрозоли» Андрей Рычков.

— Мы обратили внимание на то, что многие компании встали перед выбором, что им делать дальше. И ряд предприятий сделали упор как раз на электронную торговлю, о чем говорилось выше. Начали продавать свои товары через интернет-магазины путем доставки Почтой России, курьерской службой. В нашем интернет-магазине закупки продукции также кратно увеличились, — рассказал он.

Андрей Рычков добавил, что спрос на непродовольственные товары никуда не исчез. Просто необходимо поменять схемы доставки товаров. Логистика продолжает работать как внутри России, так и за ее пределами, в Европе и Азии. Так, в прошлом месяце компания без особых проблем осуществила доставку своей продукции в Швецию.

— Наверное, нужны новинки продукции, обновление продуктовой линейки, чтобы успешно вести торговлю как на внутреннем рынке, так и на внешних рынках. У нас есть хороший пример. Мы начали производить кислородные баллончики для дыхания. И так получилось, что за прошлый месяц неожиданно продали этой продукции в несколько раз больше, чем за последние два года, — сообщил эксперт.

Андрей Рычков акцентировал внимание на том, что цены на товары в России и Европе разные. По непродовольственным товарам они различаются в пять–восемь раз. И это сплошная выгода! Главное, не завышать цены. Представитель компании «Тюменские аэрозоли» также отметил, что в настоящее время предприятие при содействии Центра поддержки экспорта Тюменской области ведет работу по поиску новых покупателей своей продукции. И достаточно успешно. В адрес партнеров уже проведена серия отгрузок аэрозольной продукции, ежедневно приходят новые заявки из самых разных стран.

— К теме экспорта нужно относиться серьезно и работать по этому направлению в ежедневном режиме, отвечать на запросы, делать фотоснимки, реагировать на различные вопросы заказчиков, — заключил Андрей Рычков.

Он также сделал предположение, что в скором времени электронная торговля будет играть ведущую роль в продажах. Это экономит время людей, делает многие покупки более комфортными и более дешевыми. Пандемия коронавируса только ускорит этот процесс.

Добавим, что начать экспортную деятельность в Тюменской области можно при содействии региональной Торгово-промышленной палаты, Центра поддержки экспорта, департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства. В заключение Наталья Ракитина сообщила, что очередной вебинар по развитию экспортной деятельности тюменских компаний пройдет 13 мая.