Развитие арктических проектов обсудили в Тюмени

Впереди у России — эпоха Арктики

В последние годы наше внимание все чаще привлекают арктические просторы. Интерес к Арктике растет как у России, так и у других стран. И в первую очередь, к богатствам Арктического шельфа.

Впереди у России — эпоха Арктики
Тюменские ученые уже давно работают по арктической тематике. aspolrf.ru.

Согласно оценке Минприроды России, ресурсы российской Арктики на текущий момент составляют примерно 511 млрд тонн нефтяного эквивалента. Это около 65% мировых потенциальных ресурсов углеводородного сырья, или около двух третей от всех запасов, разрабатываемых в мире в настоящее время.

Исторически все геологоразведочные работы велись на суше, там, где были дороги или реки. Так были открыты месторождения Южный Балык, Самотлорское, Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, подготовлены серьезные запасы углеводородов: газа — около 32 трлн кубометров, нефти — около 12 млрд тонн. Сложились предпосылки к тому, что Западная Сибирь станет ведущим нефтегазодобывающим регионом и сможет обеспечить страну необходимым сырьем. Государство достаточно быстро реагировало на потребности создателей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Строительство железных дорог позволило развиваться Тобольску, Сургуту, Нефтеюганску. Затем появилась дорога до Коротчаево. В разработку стали вовлекать месторождения, которые были открыты в коридоре этой железнодорожной магистрали.

На более северных территориях темпы освоения были не такими высокими. Первое крупное газовое месторождение было открыто в районе Тазовского, где протекают реки Таз, Пур, Мессояха, Юрибей. А в 1964 году газовый фонтан был получен в 360 км к северо-востоку от Салехарда. Одно из наиболее крупных нефтегазоконденсатных месторождений получило название Новопортовское. Эти открытия способствовали дальнейшему продвижению на Север. Были организованы новые нефтегазоразведочные экспедиции — Ямальская, Карская, Гыданская, Антипаютинская и другие. Уровень организации работ по доставке грузов, решению социальных вопросов соответствовал масштабности задач. Железная дорога пришла в Новый Уренгой, на Ямбург. Появились автомобильные дороги — в сторону Тазовского через месторождение Заполярное, на Ямбург, на Юрхарово, строились новые вахтовые поселки. В Заполярье активно работала полярная авиация — своего рода элита воздушного флота. Это были героические люди, первопроходцы, романтики.

А Север зовёт…

Ныне восемь субъектов нашей страны, граничащих с Северным Ледовитым океаном, — Мурманск, Архангельск, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Ямал, Саха-Якутия, Красноярский край, Магаданская область, — связывают свое дальнейшее развитие, в том числе, с реализацией арктических проектов по добыче полезных ископаемых и их переработке. И каждый субъект демонстрирует правительству страны свою готовность эти проекты реализовать, подчеркивая тем самым их общегосударственное значение. По данным Минэкономразвития РФ, арктическими регионами подготовлено и представлено в правительство страны уже порядка 150 проектов. Сразу все проекты профинансировать невозможно. Тем не менее, появилось решение о создании восьми опорных зон — по количеству арктических регионов России. Как эти опорные зоны будут развиваться, покажет время. Однако, по мнению заслуженного геолога РФ Анатолия Брехунцова, большой Тюменской области важно принять участие в этом процессе.

— Мы видим, что на Севере вновь реализуются уникальные проекты: запущено в эксплуатацию Бованенковское месторождение, идет работа на Крузенштерновском и Харасавэйском месторождениях. Эти три мощных проекта способны дать стране 230–250 млрд кубометров годовой добычи газа. Для сравнения: сейчас страна в целом добывает 550–600 млрд кубометров. Еще дальше — на шельфе Карского моря — открыты Русановское и Ленинградское месторождения. Запасы газа в этой группе оцениваются в 8 трлн кубометров. Они позволят нам добывать 300–350 млрд кубометров на далекую перспективу — до 2050–2060 годов. Компания «Роснефть» открыла крупнейшее месторождение «Победа». Здесь запасы оцениваются в 130 млн тонн нефти и около 500 млрд кубометров газа. После введения антироссийских санкций буровую платформу сняли, а у нас таких нет. Тем не менее, идет активная работа по импортозамещению. И где-то после 2025 года работы на самом северном морском месторождении будут продолжены, — рассказал эксперт.

Добавим, что арктический мегапроект, разработкой которого займется «Роснефть», получил название «Восток Ойл». Ожидается, что инвестиции в него составят от 5 до 8,5 трлн рублей. Реализация задач по освоению арктических богатств потребует мобилизации значительного объема ресурсов, участия других компаний. А в итоге данный проект может стать локомотивом для развития технологической составляющей российской экономики.

Серьезный проект — «Ямал СПГ» — связан с производством сжиженного газа, он реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Государство профинансировало строительство взлетной полосы, куда смогут садиться любые воздушные суда, строительство морского порта в Сабетте и подходного канала, чтобы в порт могли заходить большегрузные танкеры. Активная работа руководства компании «НОВАТЭК» позволила реализовать намеченные планы в установленные сроки. Уже в ближайшее время «Ямал СПГ» будет производить 16,5 млн тонн сжиженного газа.

Второй аналогичный завод компания «НОВАТЭК» намерена построить на противоположном берегу Обской губы, на Гыданском полуострове. В эксплуатацию он будет запущен уже к 2022–2023 годам. Таким образом, страна получит на выходе 33 млн тонн сжиженного газа в год.

В общей сложности после 2025 года в Обской губе будут отгружаться около 40 млн тонн нефти, газа, газоконденсата. Для сравнения: в 2015 году было отгружено лишь 4 млн тонн грузов. Получается, что за десять лет отгрузка вырастет в десять раз!

Известно, что 16,5 млн тонн газа законт­рактованы на десятилетия вперед. Их закупят Европа и Китай. Первый танкер для перевозки сжиженного газа построен в Корее. Его водоизмещение — 170 тыс. тонн. Это огромное сооружение длиной в три футбольных поля и высотой в 25 метров. Для сравнения: длина космической ракеты — 70 метров. В год такие танкеры смогут совершать в порт Сабетта 20 заходов. Что касается новопортовской нефти, то ее станут перевозить танкеры водоизмещением 40 тыс. тонн. Это еще 150 заходов в порт. И получается, что ежедневно в Обскую губу будет заходить или газовоз, или нефтевоз, а в акватории функционировать целый флот каботажных вспомогательных судов.

Расставим приоритеты

По словам Анатолия Брехунцова, арктические проекты будут иметь для будущих поколений весьма большое значение. Если заглянуть за горизонт и оценить перспективу, то можно сделать следующее заключение. После 2025 года ресурсная база северной части Ямала и Гыдана позволит довести производство сжиженного газа до 100 млн тонн в год. А когда начнутся работы на богатейших нефтегазоносных месторождениях Карского моря, то в Арктической зоне РФ будет идти весьма активная жизнь. Как на улице Республики в областном центре. Это потребует комплексного решения вопросов экологии, безопасности, развития инфраструктуры, разработки новых технологий для обустройства и жизни людей в условиях Заполярья. Развитие добычи углеводородов в Арктике потребует не только строительства буровых установок и промысловых объектов, но и морских терминалов, резервуарных парков, аэродромов, автодорог, ледоколов, нефтяных танкеров и газовозов ледового класса. Ключевой транспортной артерией между разными частями Евразии должен стать Северный морской путь.

Кроме того, потребуется создать хорошую информационную базу, протянуть линии связи, позволяющие пользоваться ими в любой точке Арктической зоны, следить за ходом реализации проектов, учитывать потребности в тех или иных ресурсах: инвестициях, кадрах, оборудовании, научном обеспечении и т. п.

В настоящее время только в Сабетте трудятся 22 тыс. человек. И в перспективе нужно подготовить такое же количество специалистов. Чтобы обслуживать один завод по производству сжиженного газа, потребуется 1500–1700 работников. А если говорить о производстве 100 млн тонн сжиженного газа, то таких специалистов потребуется около 7000 человек. Это глобальная задача. Помимо этого, безусловно, потребуются строители, транспортники, механики, врачи, учителя. И тюменские вузы совместно с нефтегазодобывающими компаниями должны будут их подготовить.

Подготовкой кадров высшей квалификации для Севера в настоящее время занимаются около 30 вузов России, из которых лишь 17 имеют в своих программах отдельные конкретные арктические компетенции, при этом четыре университета: Тюменский индустриальный, Губкинский, Уфимский и Ухтинский — готовят специалистов нефтегазового профиля.

На сегодняшний день в Тюменском индустриальном университете (ТИУ) реализуются три магистерских и две бакалаврских арктических образовательных программы, в том числе две — на английском языке, а также четыре программы по дополнительному профессиональному образованию.

Более того, в университете создано студенческое Арктическое научное сообщество, нацеленное на изучение последних достижений науки и практики и поиск решения проблем, связанных с формированием Арктической экосистемы.

ТИУ также является членом ассоциации «Национальный арктический научно-образовательный консорциум» (НАНОК). В рамках программы развития опорного университета реализуется стратегический проект «Повышение эффективности освоения Арктической зоны РФ». Участники проекта стажировались в Северном Арктическом федеральном университете имени М.В. Ломоносова, ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» и на предприятиях, реализующих проекты шельфового бурения. Ими была пройдена международная стажировка в Институте геологии Объединенного национального автономного университета Мексики (UNAM).

Тюменский индустриальный университет также сделал упор на формирование проектных команд из магистрантов разных направлений: IT-профиля, геологии, социально-гуманитарного профиля, которые работают под руководством ведущих исследователей над реальными проектами, направленными на решение проблем освоения территорий и ресурсов Арктики.

Заведующий кафедрой криологии Земли ТИУ академик РАН, член-корреспондент Королевской академии наук Бельгии, крупный ученый и талантливый педагог Владимир Мельников уверен: в связи с интенсивным освоением Арктики выпускники кафедры наверняка будут востребованы, по крайней мере, в ближайшие десятилетия. Кафедра криологии Земли готовит специалистов по направлению бакалавриата «Геология», по профилю «Гидрогеология и инженерная геология». Если учесть, какую площадь с многолетнемерзлыми породами имеет Россия, то таких специалистов по криогенным явлениям не так уж и много.

По словам ученого, изучение мерзлоты требует массы специалистов разных профилей — и технических, и гуманитарных, и экономических. Студентов, изучающих криологию, должно быть намного больше, но еще больше необходимо аспирантов, молодых ученых. Так, например, из-за протаивания мерзлоты под угрозой находятся строения в Арктике, с повышением температуры грунты стали не такими прочными, как раньше. Важно научиться строить различные объекты по другим — новым — правилам, переходить от теоретизирования к следующим циклам, конструкторским и экспериментальным. В любых конструкциях важно использовать экологически чистые материалы, от этого зависит, в том числе, и здоровьесбережение. В программу здоровьесбережения должна войти и система подготовки северян предпенсионного возраста к переезду в более теплые регионы. Их организм не может быстро приспособиться к новым условиям проживания, это стресс, поэтому продолжительность жизни в более теплом климате сокращается.

В феврале 2020 года ученые ТИУ издали новую монографию, посвященную вопросам здоровьесбережения в Арктике. Как отметил ректор Института мировых цивилизаций Олег Слоботчиков, исследование Арктики является одной из приоритетных задач Российской Федерации, поэтому количество желающих ознакомиться и изучить данную тематику стремительно растет.

«В связи с предстоящим председательством России в Арктическом совете в 2021–2023 годах опубликованная монография приобретает особую научно-информационную ценность для решения точечных задач не только в Ямало-Ненецком автономном округе, но и в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», — подчеркивает Олег Слоботчиков в отзыве на монографию.

В нынешний период делается упор на развитие науки в университетских лабораториях и межрегиональном НОЦ, где при поддержке индустриальных партнеров можно разрабатывать новые технологии, вести как фундаментальные, так и прикладные исследования.

Напомним, создание Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня инициировано губернаторами Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Определены основные направления его деятельности — это «Арктика: ресурсы «холодного мира» и качество окружающей среды. Человек в Арктике»; цифровая трансформация нефтегазовой индустрии; биологическая безопасность человека, животных и растений; индивидуальные образовательные траектории.

В рамках работы Западно-Сибирского межрегионального НОЦ планируется открыть пять новых структур: центр по биологической безопасности, специалисты которого смогут работать с микроорганизмами самого высокого класса патогенности; центр технологического моделирования, нацеленный на решение задач предиктивной аналитики «Цифровой керн»; центр системной инженерии; лабораторию «Комплексное изучение Арктики» (совместно с НИУ «Высшая школа экономики») и сеть исследовательских и наблюдательных полигонов для гидрологического, гидрохимического, гидробиологического и ихтиологического изучения рек Обь-Иртышского бассейна.

Для повышения кадрового потенциала в работе НОЦ планируется запустить программу мегагрантов для привлечения выдающихся ученых, в том числе из других стран. А для реализации актуальных проектов — формировать студенческие кампусы, где могли бы работать студенты-исследователи из других регионов и государств.

От богатств не отказываются

До сих пор в выступлениях некоторых экономистов и политологов звучат пренебрежительные слова о нефтяной игле, о некоем углеводородном «проклятии» России. Якобы и нефть кончается, и газ, и не нужны они нам вовсе. На самом деле, уверен Анатолий Брехунцов, это огромный ресурс для развития страны и обеспечения благополучия ее граждан. Владимир Тетельмин, доктор технических наук, профессор РУДН, отметил, что запуск 15–20 современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов может принести в российский бюджет прибавочную стоимость, в 5–8 раз превышающую цену экспортных поставок сырой нефти.

— Анатолий Михайлович, мы не свернем с этой позиции? Не оставим наших притязаний на арктические богатства?

— Нет. Однако, чтобы решать задачи по их освоению, потребуются огромные силы, физические и интеллектуальные, новые технологии, конкурсная мобилизация среди здоровых, сильных, молодых специалистов. Они должны понимать, что и сейчас есть место подвигу, есть возможность самореализоваться, проявить свои самые лучшие качества. Еще ничего не закончилось! Все только начинается, и впереди еще достаточно тумана, за которым в 60-е годы прошлого века ехали на Север романтики. Поэтому так важно вести воспитательную работу среди молодежи, студентов, школьников. Чтобы они гордились нашей страной и понимали, в чем состоит наша национальная идея. Наш народ ее уже давно сформулировал: это великая Россия!

 

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру