ПОРА развивать судоходство, рыбоводство и туризм в Карелии

ПОРА развивать судоходство, рыбоводство и туризм в Карелии

Проектный офис развития Арктики (ПОРА) провел заседание в Петрозаводске. В стратегической сессии приняли участие представители Минвостокразвития России, правительства Республики Карелия, предприниматели и общественники. На встрече обсудили основные проблемы и возможности развития районов Карелии, входящих в Арктическую зону РФ, на ближайшие 15 лет.

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков отметил, что подготовка новой арктической стратегии ведется по поручению главы государства.

– Главные вопросы - как обеспечить повышение качества жизни людей в арктической зоне, как ускорить экономический рост на территориях, которые в нее входят, как обеспечить условия для развития малого и среднего бизнеса. Также важно обеспечить сохранность экосистем. Неправильно принимать решения по этим вопросом, не посоветовавшись с представителями бизнеса, которые ведут деятельность в непростых арктических условиях, экспертами, представителями коренных народов, - сказал замминистра.

В качестве перспективного примера в сфере развития цифровой экономики Александр Крутиков назвал проект Петрозаводского государственного университета, предполагающий создание на севере центров обработки данных. На встрече не обошли вниманием и острые темы, в частности сложности оказания медицинской помощи в отдаленных населенных пунктах. Заместитель министра анонсировал разработку Минвостокразвития России, которая касается методов привлечения врачей в регионы АЗРФ.

В основе развития государственно-частного партнерства в Карелии находятся три элемента – порт в Беломорске, развитие рыбоводства и разведение биоресурсов в Белом море и арктический туризм.

Находясь на стыке Арктической зоны и Евросоюза, Карелия имеет все шансы реализовать эти амбициозные проекты в рамках долгосрочной стратегии — 2035, -- заметил заместитель главы Карелии, постоянный представитель республики при президенте Российской Федерации Владимир Тимофеев.

Не смотря на разную тематику, эти проекты неразрывно связаны. Беломорский порт выступает в качестве транспортного узла, соединяя железнодорожную и автомобильную инфраструктуры, а также на его площадке осуществляется перевалка грузов из Арктики в бассейн Балтики и Волги. Для продвижения туризма значительную роль играет организация пассажирских перевозок по маршруту «Беломорск – Соловки». Рыбоводные хозяйства Карелии ежегодно перерабатывают до 500 тонн рыбы, причем как в пресной, так и в соленой морской воде.

– Сегодня много говорили об уникальном карельском щебне. Это лучший камень, который должен использоваться в рамках нацпроектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Комфортная среда». Есть исследования, что для верхней подушки дорог именно карельский габбро-диабаз является оптимальным минералом, – подчеркнул заместитель премьер-министра правительства Республики Карелия по вопросам экономики Дмитрий Родионов.

Цена камня кратно возрастает из-за удаленности карьеров от регионов-заказчиков. Дмитрий Родионов считает, что необходимо развивать водную логистику, так как большинство месторождений расположены прямо на берегу Белого моря.

На встрече прозвучало предложение включить Беломорканал в состав Северного морского пути. Первый заместитель руководителя Беломорско-Онежского бассейна Константин Тимонин назвал этот вариант в качестве одного из важнейших факторов развития севера Карелии. Инфраструктуру Беломорско-Балтийского канала необходимо модернизировать в связи с увеличением нагрузки. Начальник управления по туризму республики Екатерина Биктимирова поддержала инициативу, обозначив важность портовой и судоходной инфраструктуры для развития туризма.

Сейчас на водных маршрутах работают суда 1980-х годов постройки, техническое состояние которых далеко от идеала, а когда-то действовавшие порты непригодны для использования. В то же время существует большой потенциальный спрос на туристические маршруты, включающие плавание по территории Карелии, – пояснила Екатерина Биктимирова.

Несколько выступающих сделали упор экономический потенциал карельских камней. За рубежом, помимо щебня, спросом пользуются местные гранит и мрамор. Заместитель директора компании «МПК-Инвест» Андрей Иванов поделился опытом создания инновационных систем отопления на теплоаккумуляторах из карельского талькового камня.

ПОРА включает в стратегию продвижения региона мероприятия для каждого направления развития. Старший научный сотрудник лаборатории генетики Института биологии Карельского научного центра РАН Сергей Коломейчук отметил важность научной составляющей в стратегии. Он выразил благодарность ПОРА за финансовую поддержку исследования нарушений сна у детей в Карелии.

На сайте www.arctic2035.ru каждый желающий может внести свои предложения по развитию региона. Обращения принимаются до 10 ноября.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру