В правительстве Тюменской области обсудили реализацию Национального плана по развитию конкуренции

Как сформировать конкурентный рынок?

31.07.2019 в 07:26, просмотров: 1444

В областной столице с очередным рабочим визитом побывал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин.

В правительстве Тюменской области обсудили реализацию Национального плана по развитию конкуренции
Анатолий Голомолзин и Вячеслав Вахрин провели совещание по вопросам развития конкуренции. Фото автора.

На встрече с ним губернатор Тюменской области Александр Моор подчеркнул, что «создание условий для конкуренции — приоритетное направление в работе всех органов власти в регионе». По его словам, государственная политика поддержки конкурентоспособности нацелена на производство товаров надлежащего качества по приемлемым ценам. Справедливая и честная конкуренция — одно из условий для экономического и технологического развития. Говоря о развитии конкуренции в Тюменской области, Анатолий Голомолзин отметил, что регион одним из первых в России разработал и приступил к реализации дорожной карты по развитию конкуренции. Принципиально важные не только для Тюменской области, но и для страны в целом темы изменений в законодательстве, качества измерений и другие обсуждались на совещании по развитию конкуренции с участием заместителя губернатора Вячеслава Вахрина, представителей Федеральной антимонопольной службы, регионального правительства и экспертного сообщества.

Вячеслав Вахрин выразил благодарность Анатолию Голомолзину за то, что тот уделяет пристальное внимание Тюменской области и является надежным союзником в реализации намеченных планов и задач.

— Конечно, всех нас интересует, как развивается малый и средний бизнес, каким образом в рынке участвуют государственные унитарные предприятия, как сокращается их доля и как растет доля частного бизнеса. Нам важно, чтобы потребители чувствовали результаты этой деятельности. К данной работе подключился Общероссийский народный фронт, чтобы оценки процесса создания конкурентной среды для бизнеса были всесторонними, — подчеркнул Анатолий Голомолзин.

Заместитель начальника правового управления ФАС России Оксана Кузнецова рассказала об основных направлениях работы ведомства по развитию на рынках конкуренции и обеспечению принципа состязательности. Национальным планом по развитию конкуренции запланированы несколько контрольных показателей, которые необходимо достигнуть к 2020 году. Это присутствие во всех отраслях экономики не менее трех крупных хозсубъектов, один из которых обязательно должен быть частным. Сокращение в два раза нарушений со стороны органов власти. Увеличение доли закупок, в которых участвует только малый бизнес.

По словам Оксаны Кузнецовой, итоги 2018 года в области развития конкуренции на рынках неплохие, но картина по регионам, безусловно, разная. В Тюменской области наилучшие результаты по стране: в два раза снизилось число нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти, имеется рост доли госзакупок с превышением целевого показателя, где участвуют субъекты малого и среднего бизнеса, видна хорошая динамика по снижению доли государственного участия в экономике. Число унитарных предприятий снижено на 96%. На хорошем высоком уровне организована работа с органами местного самоуправления.

Справка МК

Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России:

— Увеличивается доля бизнеса, который участвует в торгах при размещении госзаказа. В Тюмени это один из самых высоких показателей, и он растет, но не сам по себе, а благодаря усилиям власти. Сокращается число торгов, которые проходят с единственным поставщиком. Это ведет к усилению конкуренции, возможности экономии бюджетных средств.

Независимый мониторинг ситуации в Тюменской области показал, что на смену единственному поставщику продукции все чаще приходят другие конкурентоспособные игроки. Доля закупок у малых и средних предприятий выросла на 8%. В 2017 году она составляла 28%, в 2018-м — уже 36,6%. Малый и средний бизнес становится полноправным участником торгов, что означает наличие ресурсов, финансовых средств, возможность обеспечить занятость.

Ныне перед ФАС и другими заинтересованными ведомствами стоят задачи актуализации ключевых показателей развития конкуренции, утверждения дорожной карты в масштабах страны к сентябрю–октябрю 2019 года. Важно простимулировать регионы к принятию соответствующих решений по развитию конкуренции.

— Мы не всегда понимаем специфику каких-то рынков, и очень здорово, когда есть взаимодействие и обратная связь, как это происходит в Тюменской области, — уточнила Оксана Кузнецова. — Главное, не останавливаться на достигнутом, чтобы наша дорожная карта не носила формальный характер, а содержала условия для дальнейшего развития многоукладной экономики.

Конкуренция конкуренции рознь

О ходе реализации Национального плана по развитию конкуренции в Тюменской области в подробностях рассказала директор департамента экономики Тюменской области Ольга Простнева. Она отметила, что на 12 из 35 рынков уже обеспечено стопроцентное участие частных организаций. Доля государства в данных сферах полностью отсутствует. На 20 рынках области фактические значения ключевых показателей по итогам 2018 года значительно превышают рекомендованные ФАС РФ минимальные значения.

Однако на трех рынках — социальных услуг, услуг дополнительного образования и услуг детского отдыха и оздоровления — доля присутствия частных организаций все еще ниже рекомендованных значений.

— И это ключевые направления для нашей дальнейшей интенсивной работы, — подчеркнула Ольга Простнева.

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Игорь Веретенников напомнил, что в практику взаимодействия УФАС РФ по Тюменской области с органами государственной власти региона входят и обу­чающие мероприятия, и совместная работа по актуализации дорожной карты, и многое другое, включая рейтингование муниципальных образований по развитию конкуренции, выпуск рекомендаций для субъектов малого и среднего бизнеса.

Заместитель губернатора Вячеслав Вахрин привел несколько примеров, где, на его взгляд, в части развития конкуренции нужно откорректировать федеральное законодательство.

— С точки зрения услуг в сфере ЖКХ мы видим более высокие компетенции частного бизнеса. По воде и теплу единственным способом реализации инвестпрограмм является заключение концессионных соглашений. При этом мы считаем, что при недоразвитости данного рынка возможны разные варианты взаимоотношений с партнерами, в том числе арендные. Стоит скорректировать концессионное законодательство, чтобы имущество оставалось в собственности частного партнера, это позволит привлекать частные инвестиции, а не только бюджетные, — отметил Вячеслав Вахрин.

Депутат Тюменской областной Думы Инна Лосева сообщила, что в электронных торгах на предоставление товаров и услуг могут участвовать субъекты бизнеса со всей России. И в этом случае местные предприятия не всегда выдерживают конкуренцию, хотя им оказывается господдержка со стороны правительства области. Ситуация требует проработки.

Как сообщают эксперты, малый бизнес в регионе против электронных торгов, в которых могут участвовать предприятия со всей страны. И причина тому есть: как показывает практика, многие из них даже не имеют отношения к отрасли, в которой проходят торги. Критерий наиболее низкой цены оказался важнее критериев качества и компетентности. Отраслевые эксперты уверены, что законодательством об электронных торгах был нанесен серьезный удар по малому бизнесу. И в этой связи представители малого и среднего бизнеса региона выступают за то, чтобы законодатели ограничили число участников торгов границами региона.

Да и средний бизнес, имеющий опыт, материально-техническую базу, ресурсы, не в восторге от ситуации, когда торги выигрывают никому не известные компании из других регионов страны. В таких случаях их ответственность перед жителями других субъектов РФ минимальная. А местный бизнес, не желая и не имея возможности снижать цены на качественные товары и услуги, при этом оказывается под угрозой разорения и банкротства.

Дальнейшая практика проведения электронных торгов, считает ряд экспертов, приведет к тому, что местные региональные подрядчики, скорее всего, будут вытесняться крупными игроками. Конкуренция становится явно «перегретой». «Чужаки» будут использовать случайную рабочую силу и на всем экономить, не давая потребителям никаких гарантий. Плюс налоги станут уходить в другие субъекты РФ. А если что-то сломается? А если авария? Кто-то из Новгорода или Москвы поедет в Тюмень исправлять поломку?  

Больше газа, больше леса

Участники совещания также обсудили инструменты привлечения инвестиций в газификацию Тюменской области, а также развитие биржевой торговли лесоматериалами.

В сфере газификации стороны договорились о принципиально новом механизме формирования источников инвестирования, так называемом регуляторном контракте. Это документ, который формализует отношения правительства Тюменской области, Федеральной антимонопольной службы и ООО «Газпром межрегионгаз Север», частного партнера по программе газификации региона. В настоящее время действующая программа предусматривает газификацию 199 населенных пунктов, более 23 тысяч домовладений. Переход к регуляторному контракту позволит увеличить темпы этой газификации в два раза.

— Мы сформировали реально лучшую практику, одобренную главой государства. Тем не менее, нам нужно двигаться дальше, входить в механизмы регуляторного контракта, что даст дополнительный источник инвестиций для реализации программ газификации, кратно повысит их эффективность. Достигнутые на совещании договоренности носят некое историческое значение, поскольку газификация по-прежнему один из актуальнейших вопросов региональной повестки, — рассказал Вячеслав Вахрин.

Что касается биржевой торговли лесоматериалами, то недавно на Петербургском экономическом форуме между правительством Тюменской области и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей было подписано соглашение о сотрудничестве. Документ подписали глава региона Александр Моор и президент биржи Алексей Рыбников. Пока что рынок торговли лесом находится в серой зоне. Первые биржевые торги показали, что цены на бирже кратно отличаются от цен во внебиржевом сегменте. Переход к прозрачным конкурентным биржевым торгам приведет к тому, что стоимость леса вырастет от двух до пяти раз. Это не означает, что конечный потребитель будет платить за него больше. Просто исчезнет цепочка посредников, перепродавцов. А налоги кратно возрастут, увеличатся доходы лесхозов.

Теперь к практике биржевых торгов и электронных процедур по реализации древесины присоединится и Тюменская область.