ПОРА поддержал проект по изучению сна детей на Крайнем Севере

ПОРА поддержал проект по изучению сна детей на Крайнем Севере

Специалисты Карельского научного центра РАН и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова при поддержке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) провели исследование цикла сон-бодрствование у детей в арктических регионах России. 

Научным проектом было охвачено около 1000 детей 7-12 лет, проживающих в Мурманской области и на Таймыре. Собранная статистика показала: около 57% детей, проживающих в Арктике, недосыпают, 15% чувствуют выраженную сонливость в неурочное время, а 40% жалуются на легкую бессонницу. Причем повышенная сонливость резко увеличивается в зимнее время года.

Ученые также проводили измерения секреции гормонов мелатонина и кортизола у детей, исследовали гены, связанные с биологическими ритмами. И в этой части у «арктических» детей также имеются свои особенности: у приезжих и родившихся в Арктике детей уровень и динамика гормона кортизола достоверно различаются, а уровень секреции мелатонина зависит от пола и места жительства.

По мнению генерального директора Проектного офиса развития Арктики, кандидата медицинских наук Бориса Тарасова, экстремальные природные условия оказывают большое влияние на здоровье людей и на цикл сон-бодрствование. Особенно этому влиянию подвержены школьники. Нарушение сна влияет на успеваемость, и даже на биохимические показатели крови, включая уровень глюкозы. Такие дети и подростки склонны к повышенной раздражительности, девиантному поведению, предрасположены к избыточному весу и потреблению стимуляторов.

Отечественные ученые и медики пришли к выводу, что с возрастом у большинства подростков в арктической зоне России происходит смещение хронотипа: они становятся ближе к «совам», чем к «жаворонкам». И в этой связи начало занятий в старших классах в период короткого светового дня желательно сместить приблизительно на час.

Чтобы наладить режим сна и бодрствования, в рацион детей и подростков важно включать продукты с содержанием аминокислоты триптофан, например, сыр, орехи, некоторые виды рыбы. Для активизации функции циркадианной системы детей и подростков и повышения производительности умственного труда детей, в классных комнатах необходимо использовать яркое освещение, желательно лампы дневного света.

Сергей Коломейчук, старший научный сотрудник лаборатории генетики Института биологии КарНЦ РАН, кандидат биологических наук, порекомендовал обратить внимание на учебное расписание: предметы, требующие меньшего внимания и памяти, лучше ставить на утренние часы. А более сложные в плане концентрации – изучать на два-три урока позднее.

В исследовании и презентации его результатов приняли участие врач-невролог отделения медицины сна Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Серго Центерадзе, заместитель начальника управления по осуществлению межрегиональных связей Представительства ЯНАО при Правительстве РФ Алиса Попова, аспирант кафедры клеточной биологии и гистологии биологического факультета МГУ Екатерина Зворыкина, и другие специалисты.

Накануне они организовали в городах Карелии, Мурманской области, в Тюмени и Санкт-Петербурге серию лекций и выступлений, посвященных гигиене сна и режиму дня школьников.

По итогам презентации результатов исследования принято решение направить рекомендации ученых и медиков в региональные органы власти и образовательные учреждения АЗРФ, разработать для педагогов и родителей методические материалы, направленные на коррекцию режима сна и бодрствования у детей и подростков, проживающих в арктических регионах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру