ПОРА разработать общие принципы взаимодействия держав в освоении Арктики

ПОРА разработать общие принципы взаимодействия держав в освоении Арктики

Очередное заседание дискуссионного клуба экспертного центра «Проектный офис развития Арктики» было посвящено проблемам и перспективам взаимодействия России и Китая в Арктической зоне РФ.

Поводом для обсуждения экспертами данной темы стала недавняя публикация «Белой книги по Арктической политике Китая», подготовленная Информационным бюро Госсовета КНР. Это документ, в котором изложена стратегия Китая в освоении Арктики, включающая в себя такие вопросы, как судоходство по Северному морскому пути, инвестиции в создание и развитие инфраструктуры морских путей, освоение биологических и  минеральных ресурсов.

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Андрей Тодоров заметил, что позиции России и Китая в отношении Северного морского пути различаются. КНР выступает за принципы свободного судоходства, а Россия, напротив, стремится к полному контролю над данной транспортной артерией.

Возможная нестабильность транзита, бесконтрольное судоходство и поиск Китаем других транспортных вариантов могут стать для России рисками. Об этом заявил секретарь совета директоров компании «Штокман Девелопмент АГ» Андрей Криворотов. Тем не менее, он счёл, что Северный морской путь для Китая, как альтернативный маршрут для экспорта в страны Атлантического бассейна, был бы все же предпочтительнее.

Ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН, член научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Валерий Журавель подчеркнул, что уже в этом году, в мае, председательство в Арктическом совете перейдет к Исландии. Взаимодействие КНР и арктической восьмерки во главе с этой страной вполне может поспособствовать уменьшению международного напряжения в Арктике.

Китайская сторона также рассматривает проект создания маршрута Харбин — Якутск — Тикси — Европа. Об этом участникам дискуссионного клуба сообщила кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, доцент Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ им. М.К. Аммосова Дарьяна Максимова. По ее словам, железная дорога идет от Харбина до Якутска. А дальше можно провести железнодорожный путь до морского порта Тикси. Проект поможет сократить морскую составляющую «Великого шелкового пути» из Китая в Европу.

Эксперт также отметила, что при транзите по Северному морскому пути Китай может столкнуться с вопросами стандартов прохода и безопасности, а также сложностью применения российской базы данных.

Вместе с тем, прагматические подходы для сотрудничества России и КНР в Арктике существуют. Данное мнение высказал Михаил Крутихин, экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку, партнер информационно-консалтингового агентства RusEnergy. По словам эксперта, совместный проект «Ямал СПГ» - яркое тому подтверждение.

Его поддержали другие эксперты: Константин Лобанов, главный научный сотрудник Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ РАН), член-корреспондент РАН, и Тимур Махмутов, кандидат политических наук, заместитель программного директора Российского совета по международным делам.

Они считают, что КНР может привнести в совместные проекты новые технологии, принять участие в комплексном анализе среды, природных условий Арктической зоны РФ, а также в разработке стратегических месторождений твердых полезных ископаемых в Арктике, удаленных от берега и потому весьма дорогостоящих.

В обсуждении российско-китайских отношений в Арктике также приняли участие Андрей Сульдин, руководитель проекта «Арктика» компании ВТК, Виктор Досенко, президент Международной академии транспорта, Роман Руколеев, директор по развитию Фонда интеграционного развития Азиатско-тихоокеанского региона, Павел Устюжанинов, руководитель Центра стратегического развития Российско-Китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, и другие специалисты.

Эксперт ПОРА по государственно-частному партнерству Александр Воротников, модератор дискуссии, подводя итоги, подчеркнул, что возможности для взаимодействия России и КНР в Арктике существуют. В числе перспективных направлений сотрудничества – транспортировка углеводородного сырья, разработка месторождений твердых ископаемых, переработка ТКО, развитие энергетики и арктического туризма. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру