Почему покупатели выбирают рынок?

Тюменские журналисты в рамках пресс-тура побывали на рынке «Михайловский»

30.05.2018 в 09:00, просмотров: 945

Правительство Тюменской области проводит результативную работу в сфере поддержки агропромышленного комплекса, создавая благоприятные условия для привлечения инвестиций, развития всех отраслей сельского хозяйства, в том числе фермерских и личных подсобных хозяйств. В течение последних лет регион самостоятельно обеспечивает себя всеми основными продуктами питания — мясом, молоком, яйцом, хлебом и овощами.

Почему покупатели выбирают рынок?
Тюменцы готовы экспортировать сельхозпродукцию. Фото автора.

За последние годы, в рамках реализации ведомственной программы Минсельхоза России по поддержке начинающих фермеров, господдержка оказана десяткам фермерских хозяйств. На средства грантов начинающими фермерами приобретены десятки единиц сельскохозяйственной техники, сотни голов крупного рогатого скота (КРС) мясного и молочного направлений.

На рынке «Михайловский» в областном центре покупатели с удовольствием бродят по торговым рядам — колбасному, кондитерскому, молочному, рыбному, мясному. Всюду обилие всевозможных продуктов: птица, рыбная заморозка, рыба свежая, овощи, фрукты, зелень, сыры, ягоды. Рынок позволяет фермерам развивать свои хозяйства, получать доход владельцам личных подсобных хозяйств.

Директор рынка «Михайловский» Татьяна Киселева — опытный руководитель. Стаж управленческой работы — 16 лет.

— За последние годы наши партнеры значительно выросли. По закону о рынках 10% мест мы обязательно должны предоставить частным фермерским хозяйствам. Мы сдаем отчетность, и у нас этот показатель превышен в три раза. Мы гордимся этой цифрой. И даже если мы не можем привлечь в торговлю самого фермера, то привлекаем его продукцию. Лучшие места отдаем тем предпринимателям, которые согласны брать на реализацию продукцию тюменских фермеров: мясо, птицу, сыры, молоко, — рассказала она.

На рынке порядка 360 мест, около 60% мест заняты тюменской продукцией. Около 30% — продукция фермерская.

Деревенское — значит лучшее

Галина Фетисова проживала в Тюмени, но однажды приняла решение переехать в деревню, заняться сельским хозяйством. Выбор пал на деревню Менгарская Ялуторовского района.

— В основном мы развиваемся в направлении птицеводства, выращиваем кур, гусей, индюков. Глава Ялуторовского района безвозмездно выделил нам ферму, затем мы построили птичник, — рассказала она. — Для себя выращиваем баранов. Много своей земли — четыре гектара, поэтому выращиваем овощи. Как только открылся рынок «Михайловский», лет шесть назад, так и переехали в деревню. На рынке нам сразу же дали места, приглашают на ярмарки. Хозяйство большое, в деревне остались одни пенсионеры, поэтому на лето приглашаем студентов к нам поработать.

Татьяна Киселева отметила, что Галина Фетисова — торгующий фермер, сама производит, сама реализует, таких на рынке не очень много. Не все умеют и производить, и торговать.

Еще один фермер, который сам реализует свою продукцию, — Динар Галиев.

— Он очень широко развернулся, масштабы производства впечатляют, — прокомментировала Татьяна Киселева. — У меня есть видео, на котором запечатлены будни его животноводческого хозяйства, это просто невероятно! А начинал он с развалин, с заброшенного арочника. Сам все усовершенствовал, утеплил, реконструировал. Гордость Тюменского района!

Динар Галиев и Игорь Холманских из Винзелей участвуют в проекте Тюменского района «Агрофраншиза», цель которого — помочь фермерам и маленьким хозяйствам наладить сбыт своей продукции, чтобы она была качественной и безопасной. Особенно их хозяйства преуспели в разведении птицы. 

— У меня в хозяйстве полный цикл производства, инкубация яйца, выведение птенцов, выращивание. В рамках проекта «Агрофраншиза» объединились несколько фермеров, поэтому количество особей достигает нескольких тысяч: куры, гуси, утки, индюки, перепела, — рассказал Игорь Холманских.

По словам главы администрации Тюменского района Светланы Ивановой, в муниципалитете сложилась целая система совместной работы в птицеводстве.

— Некоторые предприниматели успешно разводят птицу, другие — делают клетки для ее содержания, третьи — продают. Объединившись, они быстрее достигают успеха, — подчеркнула она.

По мнению директора департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Андрея Пантелеева, со временем в каждом районе региона может появиться франшиза какого-то базового продукта: птицы, овощей, кроликов. В правительстве ожидают в ближайшем будущем выхода на региональный рынок франшиз по разведению молодняка КРС и рыбы.

Сам Игорь Холманских когда-то принял участие в областной программе самозанятости. Вместе с супругой получил средства на открытие своего дела. На эти деньги приобрел необходимые материалы для обустройства фермерского хозяйства. И работа закипела!

Руслан Давлетов торгует на рынке «Михайловский» морепродуктами: мидиями, устрицами, крабами из Новой Зеландии, Японии, Франции. Светлана Макарова — свежей свининой, бараниной, телятиной из Нижнетавдинского и Исетского районов. Продукцию покупают как простые тюменцы, так и заведения общественного питания — кафе, рестораны.

— Я приобретаю продукты только на рынке «Михайловский», — поделилась Татьяна Киселева. — И мясо, и овощи, и фрукты. Залог качества местных продуктов в том, что с большинством фермеров установлены прочные взаимоотношения. Это снижает обоюдные риски. Фермеры не боятся тратиться на качественный откорм животных, поскольку знают, что их продукция гарантированно будет реализована на нашем рынке, а не уйдет за бесценок куда-нибудь на котлеты. И в этом огромный плюс такого сотрудничества.

Кстати, руководители рынка гордятся собственными маленькими производствами: здесь открыты пекарня, мясной и рыбный цехи, налажено производство колбасок, шашлыков, пельменей. Это создает предприятию особый колорит.

— Мы не пытаемся выйти в плюс за счет все новых и новых предпринимателей, а предоставляем новые возможности тем, кто себя уже зарекомендовал, чья продукция пользуется повышенным спросом, — пояснила директор.

Высокие стандарты, строгий отбор

Самое главное, работники рынка заботятся о качестве предлагаемой покупателям продукции. Например, холодильные установки не замораживают мясо, а охлаждают.

— Кроме того, более двух–трех дней держать мясо в холодильниках мы не разрешаем. Хотя норма составляет семь–десять дней, — подчеркнула Татьяна Киселева.

В местной лаборатории проверяют качество каждого куска мяса, каждой птицы, каждого домашнего яйца. Тысяча яиц — тысяча проверок на овоскопе. Мед, рыба, молочная продукция — не исключение. Так, мед проверяется на фальсификацию, кислотность, наличие примесей. В лаборатории трудятся восемь специалистов с высшим образованием, все они окончили Государственный аграрный университет Северного Зауралья.

Завлабораторией ветсанэкспертизы Елена Калаева отметила, что все продукты перед выкладкой на прилавки проходят проверку. Ни один из фермеров и предпринимателей не минует лабораторию перед тем, как выйти к покупателю.

— Мы обязательно им поясняем, какие справки требуются на продукцию, что там должно быть прописано, — прокомментировала завлабораторией.

— Татьяна Владимировна, фермеры и предприниматели получают на вашем рынке какие-то особые условия?

— Самое главное — это высокий трафик, говоря профессиональным языком. Или посещаемость. Большие объемы продукции на нашем рынке реализуются за счет высокой посещаемости. И если за прилавок встает сам фермер, то условия аренды места для него льготные.

Над повышением посещаемости рынка трудятся маркетологи. У руководителя маркетинговой службы Ирины Копотиловой на сей счет свои инструменты и планы.

— Наш рынок постепенно становится все более молодежным, — рассказала Ирина Копотилова. — К нам все чаще приходят молодые семьи с детьми, они хотят правильно питаться, пробовать уникальные продукты, ориентируются на здоровый рацион. Мы уверены, что каждый найдет здесь необходимый ему продукт.

В последние годы маркетологи активно используют социальные сети, выходят с сообщениями в эфире молодежных радиостанций, заявляют о своей продукции на мероприятиях городского и областного масштабов, вводят новые форматы работы с потребителями: бизнесменами, пенсионерами, молодыми мамами, устраивают ярмарки для владельцев ЛПХ. И если в кризисные годы трафик снизился, то в настоящее время кривая посещаемости снова ползет вверх.

Ориентация — экспорт

Отметим, что рынок «Михайловский» — крупнейший региональный представитель и участник программы «Покупаем тюменское!». По словам Татьяны Киселевой, с самого начала организаторами и руководителями рынка приоритет отдавался продукции тюменских сельхозтоваропроизводителей.

В настоящее время проект «Покупаем тюменское!» выполнил свою задачу: продукция тюменских товаропроизводителей заняла прочное место на прилавках магазинов, торговых центров, сетевых гигантов. Жители региона получили доступ к местным качественным продуктам, у них сформировалось четкое представление о местных товарах как о конкурентоспособной продукции, вкусной и полезной.

Потребители помнят видеоролики на ТВ о тюменских товарах, видят баннеры на автотрассах «Покупай тюменское!», участвуют в дегустациях продуктов питания.

— Но теперь нам нужно думать о том, чтобы этот проект вышел за границы Тюменской области. На новом этапе должна быть другая подача товара, у проекта должна появиться новая концепция, которая позволит развить коммерческий успех и выйти тюменским товарам в торговые сети других регионов. Нам важно показать неоспоримые преимущества наших продуктов с тем, чтобы их покупали жители Екатеринбурга, Омска, Челябинска и так далее. Есть много региональных сетей, которые готовы работать с нашими производителями. Кроме того, важно зайти на крупные торговые площадки в столице. Хочется заявиться с тюменскими продуктами питания на московский агрокластер «Фуд Сити». И тут, безусловно, важно переформатировать нашу рекламную кампанию, подумать о брендах, чтобы завоевать доверие покупателей из других стран мира, — заявил в интервью корреспонденту «МК» в Тюмени» президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин.

— Эдуард Раильевич, у вас появились какие-то новые форматы взаимодействия с нашими сельхозпроизводителями, с фермерскими хозяйствами?

— Конечно! Как раз сейчас мы взаимодействуем с ними в рамках проекта «Экспортный марафон». Проект направлен на то, чтобы помочь местным производителям несырьевого экспорта представить свою продукцию за пределами России, в странах СНГ и дальнего зарубежья. Торгово-промышленная палата Тюменской области и Центр экспорта берут на себя работу по пяти направлениям, в том числе в пищевой сфере. Инструментами продвижения станут отраслевые выставки, бизнес-миссии, образовательные семинары для специалистов. География стран и регионов, с которыми мы планируем работать, начинается от Ямала и простирается на страны Центральной и Средней Азии, Китай, Вьетнам, Турцию, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Саудовскую Аравию. Финансовую поддержку проекту оказывает правительство Тюменской области.

В июне–июле у нас пройдет серия образовательных семинаров совместно со Школой российского экспорта, причем бесплатно. Мы готовы взять на себя решение таких вопросов, как логистика, транспортировка, таможенное оформление, сертификация продукции, поиск потенциальных потребителей, перевод различной документации.

И приглашаем предпринимателей и фермеров к участию в этой работе!