Фестиваль «Зимний бардовский в Тюмени» пройдёт в двадцатый раз

«Такие песни нужны как воздух!»

16–18 февраля в областной столице пройдет двадцатый, юбилейный фестиваль авторской песни «Зимний бардовский в Тюмени» имени Николая Старченкова. Почетными гостями и участниками музыкального праздника станут известные авторы-исполнители Анатолий Киреев (Челябинск), Наталья Нелюбова (Томск), Андрей и Ирина Колесниковы (Самара), ансамбль «Автограф» (Заводоуковск), бард-бэнд «Те самые» (Тюмень), студия «Интервал», Ирина Бархатова, Сергей Мячиков, Марина Дмитриева.

«Такие песни нужны как воздух!»
Гитара никогда не выходит из моды. Соцсети

Фестиваль откроется во Дворце творчества и спорта «Пионер» концертом почетных гостей. А дальше конкурсантов ждут творческие мастерские, выступления в формате «свободный микрофон», конкурсный концерт, новые знакомства, а также концерт, составленный из песен известного тюменского барда Николая Старченкова.

Как отметил идейный вдохновитель и исполнительный директор фестиваля Сергей Ломакин, 17 февраля певческие мини-бригады «пойдут в народ» и выступят в разных точках областного центра — школах, библиотеках, общественных организациях, чтобы привлечь внимание тюменцев к жанру авторской песни.

Из первых уст

— Сергей Станиславович, поздравляю вас с юбилеем фестиваля! Почему «Зимний бардовский в Тюмени» стал носить имя Николая Старченкова? С чем это связано? Какой смысл в это вложен?

— Николай Старченков — личность легендарная не только для Тюмени, но и всей России. Со временем начинаешь понимать, что песни, которые он когда-то написал, не только не потеряли своей актуальности — они ушли в народ. И эта народность, это старченковское миропонимание, мне кажется, ныне весьма актуальны. Мы даже готовим отдельный концерт из песен Николая Старченкова 17 февраля. Мало того, люди хотят петь эти песни, мы даже предложили музыкантам написать новые произведения на его стихи, и молодые авторы откликнулись.

Конечно, Коля был человек-фестиваль. Всегда помогал нам, мы дружили, приятельствовали. Есть люди, которые сконцентрированы на своем собственном творчестве. Это не плохо, а просто такая данность. Коле же было важно знать, а кто идет за ним? При этом все песни были сродни его жизни. Ни одной строчкой он не отошел от тех ценностей, идеалов, которые сам воспевал в своем творчестве. Жил, как пел, и пел, как жил. Говорил о том, что есть добро, а что — зло. Что есть правда, а что — неправда. Любовь и ненависть. Высокое и низкое. И мне это все было очень дорого.

В индустриальном университете Старченков вел клуб бардовской песни «Колокол». Туда приходили как раз молодые ребята, студенты. И с той поры мы общались. И когда его не стало в 2016 году, вскоре меня посетила мысль о том, чтобы присвоить нашему «Зимнему бардовскому в Тюмени» имя Николая Старченкова. С 2017 года фестиваль стал носить его имя. Мне кажется, в этом есть определенная ответственность, потому что мы не только оставляем память об этом человеке, его песнях, но и утверждаем те жизненные установки, которым он всегда следовал. Мы их пропагандируем и примеряем на себя, спрашивая: «А как бы Коля к этому относился? А что бы он сказал?».

Идея получила поддержку среди коллег. В том числе ее поддержали друзья Коли, известнейшие барды — Леонид Сергеев, Андрей Козловский и другие. Когда мы опубликовали первый релиз о том, что фестиваль «Зимний бардовский в Тюмени» будет носить имя Николая Старченкова, все авторы, все бардовское сообщество России единогласно высказались «за».

У самых истоков

— Фестивалю — двадцать лет! Какие задачи стояли перед организаторами в начале пути? Какая команда его создавала и как? Какие преграды встречались, как они преодолевались?

— Когда я приехал из Томска, то начиная с 1998 года стал вести системную работу по развитию бардовской песни. Помню, первый концерт мы провели в ДК «Строитель». Тюмень считалась очень бардовским городом. Проходили фестивали, и многие люди участвовали в бардовском движении. И хотелось продолжить эту традицию.

В 2004 году по приглашению Грушинского фестиваля мы поехали выступить на концерте «Новые звезды». Нас было несколько человек — ансамбль «Автограф», Марина Дмитриева, я и Ирина Долматова. И тогда нам пришла в голову идея — а почему бы не провести «Зимний Грушинский в Тюмени»? По образцу и подобию того, что происходило в Самаре. Тем более президент фестиваля Борис Кейльман всегда говорил, что фестиваль принадлежит всем. Поначалу это был не конкурс, а серия концертов мастеров с рассказами о том, что такое авторская песня. Мы провели несколько таких концертов, к нам приезжали барды Вадим Егоров, Валерий Боков и другие. А затем решили проводить фестиваль-конкурс. У таких мероприятий всегда две задачи: первая — популяризация жанра, а вторая — дать людям, которые занимаются авторской песней, интересуются ею, возможность самореализоваться. Теперь к нам приезжают представители порядка двадцати городов страны. И это не только города УрФО, Тюменского Севера, но и Алтай, и Красноярск.

Фестиваль мы начинали проводить вдвоем с Мариной Солотовой. Сегодня у нас, конечно, много помощников, целый комитет: Марина Дмитриева занимается жюри, Сергей Пономарев — съемками, Ольга Рязанова — конкурсами. И есть волонтеры, которые всегда все подскажут, встретят, проведут.

Если брать в расчет Уральский федеральный округ и север области, то «Зимний бардовский в Тюмени» проходит достаточно масштабно. И нам по-прежнему важно, чтобы люди к нам приезжали, а у авторской песни были новые слушатели.

Если говорить о ресурсах и поддержке, то мы понимали, что только своими силами проект не одолеем. На поддержку спонсоров рассчитывать не приходилось. Поэтому приходилось обивать пороги, убеждать, рассказывать, предлагать. Ныне я абсолютно убежден в том, что если у каких-то отдельных звезд эстрады есть продюсеры, то у авторской песни продюсером должно быть государство. Этот постулат очень важен. Мы ведь на каждом углу говорим о воспитании подрастающего поколения, молодежи. И в этом плане, поскольку жанр авторской песни некоммерческий и не может приносить какие-то деньги, надо, чтобы об авторской песне говорилось с трибун государственных учреждений. И они нам сегодня, слава богу, помогают — это и городской департамент культуры, и областное ведомство по культуре, и областной департамент по спорту и дополнительному образованию. В этой связи все концерты в ДТиС «Пионер» проходят абсолютно бесплатно, вход свободный.

— Кто из мастеров бардовской песни побывал на фестивале? Для чего он существует теперь и какую миссию выполняет? Какие звезды на нем зажглись? И почему?

— Как-то Олег Митяев мне говорит: «Почему меня не приглашаете в Тюмень?». Я отшутился: «Олег Григорьевич, вы, по-моему, единственный, кто у нас не был!». А у нас были братья Мищуки, Александр Мирзаян, Леонид Сергеев, Алексей Иващенко, Галина Хомчик, Вадим Егоров, Валерий Боков, Лидия Чебоксарова, Роман Ланкин, Павел Аксенов. Некоторые дважды.

Мы делаем упор на то, чтобы это действительно были звезды, зрители на них всегда идут и едут. Нынче мы пригласили Анатолия Киреева из Челябинска, он тоже легенда авторской песни, замечательный дуэт Андрея и Ирину Колесниковых из Самары, Наталью Нелюбову из Томска, все они станут членами жюри. При этом Наталья проведет очень интересный мастер-класс, я наблюдал его в Суздале. Она предлагает авторам сесть за круглый стол и написать коллективное стихотворение, передавая строчки друг другу. А в итоге Наталья тут же поет пять-шесть песен на только что созданные стихи. И у всех это вызывает бурю эмоций из-за причастности к этому необычайному действу.

За двадцать лет проведения фестиваля, безусловно, зажглись новые звезды. Всех не перечислить. Это и «Белая река» — ансамбль из Екатеринбурга, и тюменская студия «Интервал», и тюменки Алина Карташова, Евгения Зонтикова.

Кстати, в дальнейшем лауреаты нашего фестиваля сразу попадают во второй тур Грушинского фестиваля. И у нас, по-моему, не было случаев, чтобы мы не привозили оттуда дипломантов или лауреатов.

— Дипломы лауреатов фестиваля приводят их обладателей к радиослушателям, к ротации песен в эфире?

— Как сказал однажды Юлий Ким, ни одно лауреатство не дает путевку в жизнь. Просто человек, который становится лауреа­том наших фестивалей авторской песни, понимает, что его творчество оценили мэтры и что он занимается правильным делом. Ведь нередко умный человек — это сомневающийся человек: «А тем ли я занимаюсь? А тем ли путем я иду?». И когда есть некое признание, то это дает автору уверенность в себе, с одной стороны, а с другой стороны — чувство ответственности. Лауреат не может делать вещи хуже, чем может. Данный статус подталкивает автора вперед.

— Нет такого, что автор установил для себя некую планку, а его не оценили, не поняли, и он либо все бросает, либо просто теряет интерес к фестивалям?

— Бывает и такое. Но это единичные случаи. Хуже, когда всем участникам конкурсов, особенно на эстраде, дают дипломы, потому что они заплатили за участие в них. И никогда нет обиженных. Так людей приучают к тому, что если ты заплатил деньги, то неважно, насколько ты талантлив. Слава богу, у нас такой системы нет. Даже если будет плохо с финансированием, брать деньги за дипломы и гран-при мы не будем. Это кощунство. И просто расхолаживает и педагогов, и родителей, и детей, участвую­щих в таких конкурсах. Затем участники и обладатели таких гран-при приезжают на какой-нибудь серьезный конкурс, а их там не замечают.

В русле традиции

— Золотой век бардовской песни. Что это за имена? Чем эти люди напитали нашу отечественную культуру и души слушателей? Как много у них последователей, поклонников, продолжателей их дела?

— Как-то к нам приехал Вадим Егоров и назвал 13–15 имен. Затем добавил: «Но Окуджава был недосягаем!». Кстати, в этом году много разных юбилеев: 100 лет — Окуджаве, Визбору — 90, Клячкину — 90, юбилей у Ады Якушевой. И вот эти люди создали не просто жанр авторской песни, а, можно сказать, некий образ жизни. Появилось целое движение, ставшее явлением культурной жизни страны.

И я сам впервые увидел и услышал авторскую песню не в лесу, у костра, а на телеэкране. Пели Дольский, Егоров, Мирзаян, Никитин. Все эти люди и создали авторскую песню, которую мы знаем. И эти вершины по-прежнему недосягаемы. Их песни имеют простую музыкальную основу, но потрясающе глубокий смысл. Многие авторы прошли вой­ну, пережили послевоенное время, восстановление народного хозяйства — и понимали ценность человеческой жизни, человеческого общения. Многие стали шестидесятниками, а 60-е годы прошлого века — это расцвет поэзии, кино, театра, литературы, журналов «Юность», «Новый мир», «Наш современник» и других. И тут появились барды — Михаил Анчаров, Булат Окуджава, Юрий Визбор. Они создали фундамент и традицию, которая, на мой взгляд, заключается в поэтическом слове. Если в основе песни нет упора на слово, на текст, то это уже другой жанр. Неслучайно много авторских песен написано на стихи Евтушенко, Рождественского, Пастернака, Ахмадулиной и других. Новые имена, безусловно, появляются. Но хорошему автору редко бывает меньше 30–40 лет.

— Бардовская песня тогда и сейчас — это две большие разницы? Что неизменно, а что изменилось? Какие процессы негативны, какие — позитивны?

— Бардовская песня — это воспитывающая песня. Мне кажется, в нынешних условиях ее значение растет. Такие песни могут вдохновить людей на что-то хорошее, рассказать на поэтическом языке о том, как устроен мир. Ведь литература у нас всегда давала ответы на глубочайшие вопросы. И «поющая поэзия» занимается тем же самым. Поэтому такие песни нужны как воздух, потому что в них — надежда и душевность, все то, чего людям не хватает. На мой взгляд, несмотря на текущие тревожные события, каждый занят собой. И это угнетает человека. Мы же в свое время все стали разрушать, выбрасывать за борт и якобы создавать нечто новое. Но в итоге ничего нового так и не создали. И оставили новые поколения без корней. Без базы. И теперь мы снова пытаемся эту базу как-то нарастить, вернуть и экономику, и культуру, и воспитание.

Ведь все мы когда-то воспитывались на хороших фильмах, хороших песнях, хороших книгах. И этот воспитательный элемент в бардовских песнях, конечно, очень необходим.

То, что было, и то, что есть, — конечно, это две большие разницы. Ритмы не те, тексты не те. Авторы помоложе более склонны к ритмическим произведениям, выходят на сцену с бас-гитарами, перкуссиями. Однако на серьезных фестивалях авторской песни человек с гитарой остается доминирующей творческой единицей. Недавно мы приехали с фестиваля патриотической песни «Покровский собор». Там из тысячи участников выбрали 65 человек. И победу одержал просто человек с гитарой — молодая девчонка из Сыктывкара Дарья Солодянкина. Песни у всех разные. Негатив в том, что музыка порою забивает текст, и он перестает быть ценностью. Это потому, что мы все-таки упустили что-то важное в образовании и перестали прививать любовь к чтению. Более того, появились песни без мелодий. На ритм просто накладывается определенный текст.

— Сергей Станиславович, когда-то вы мечтали, чтобы в детских лагерях перестало звенеть вот это самое «бум-бум», а звучала бардовская песня. Что-то удалось сделать в этом направлении?

— Нам удалось сделать фестиваль «Попутного ветра!». В этом году ему будет двенадцать лет. И в нем участвуют дети из загородных оздоровительных центров. В самом начале мы записали с нашими мэтрами диск с их песнями, и они постоянно звучали и до сих пор звучат в лагере «Алые паруса». То есть такие песни звучат не везде, но Ассоциация организаторов отдыха «Мы вместе!» поддерживает фестиваль, и ежегодно около трехсот детей его посещают, показывают свое творчество, участвуют в работе творческих мастерских, поют бардовские песни и песни собственного сочинения у костра. В этом году фестиваль «Попутного ветра!» состоится 28 июля. И на таких фестивалях, кстати, юные таланты забывают о своих гаджетах на вторые сутки. И не вспоминают о них. Природа побеждает. Начинается работа мысли, души и сердца, ребята начинают вести поиск новых смыслов, обрастать песенной поэзией. Для этого и существуют фестивали.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру