Церковный хор из Петербурга продвигает русскую культуру и восстанавливает древние распевы
«Я случайно наткнулся на эту запись на радио BBC. Должен сказать, что при первых же звуках мне пришлось остановиться, чтобы вслушаться. Голоса потрясающие, а бас-профундо – один из лучших, которые я когда-либо встречал. Я никогда не устану это слушать!» – написал недавно художественному руководителю мужского хора «Оптина Пустынь» Александру Семёнову слушатель Кевин из Великобритании. Речь идёт об исполнении монастырского сказа «Легенда о двенадцати разбойниках», а обладатель уникального низкого голоса – заслуженный артист России Владимир Миллер.
Такие письма приходят Александру Семёнову со всех концов страны и из-за рубежа: за 25 лет существования коллектива музыканты выступали в десятках российских городов и объехали с гастролями едва ли не полмира. Везде – аншлаги.
Хор, которым Александр Семёнов руководит вот уже четверть века, был создан на подворье монастыря Оптина пустынь в Успенском храме на Васильевском острове. На память преподобных Антония и Феодосия Печерских 15 сентября 1996 года была отслужена первая литургия. Этому событию предшествовала колоссальная работа: Александру Семёнову нужно было подобрать репертуар для годового круга богослужений и найти певчих, которые смогли бы исполнять эти песнопения.
Это было время, многие были увлечены творчеством величайших иконописцев – Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Александр Семёнов решил заняться изучением, восстановлением и возвращением в богослужебную практику певческого наследия средневековой Руси: древних церковных одноголосных распевов и ранних видов древнерусского многоголосия. Поскольку в середине 1990-х этим занимались очень немногие, клиросную библиотеку пришлось создавать с нуля буквально по крупицам: ездить по монастырям и храмам, беседовать с регентами, заказывать музыкальным палеографам расшифровки древних рукописей из различных библиотечных фондов.
Со временем на Успенском подворье Оптиной Пустыни в Петербурге сложилась собственная певческая традиция. На службах хор исполняет не только древние песнопения, но и собственные и композиторские версии церковных распевов, сочинения церковных композиторов, в том числе ныне живущих. Однако всё это выдержано в единых стилистических рамках, что делает богослужебный репертуар одновременно разнообразным и эстетически цельным.
Есть у коллектива и другая особенность: здесь собраны профессионалы высочайшего класса. Все его участники в разное время закончили Санкт-Петербургскую консерваторию. Их мастерство и широкий диапазон голосов делают возможным исполнение музыки любой сложности, хотя в ансамбле всего двенадцать певчих.
За время существования хор «Оптина Пустынь» выступил более чем в 35 городах России и более чем в 20 странах мира, выпустил 15 сольных альбомов, а также совместный альбом с оркестром I Solisti Veneti (Италия) на лейбле Warner Music. Музыканты уверены: русская духовная культура и православная традиция интересны за рубежом очень и очень многим, а древние песнопения, исполненные профессионалами, любящими своё дело, отлично воспринимаются даже без перевода.
Но теплее всего музыкантов встречают, конечно, в России. «Душа человеческая просит общения с прекрасной, высокой музыкой, – поделилась однажды заслуженная артистка РФ, профессор Тюменской академии культуры Ирина Бибеева. – Как зритель получила громадное эстетическое, душевное удовольствие. Восхищена выступлением хора: школа изумительная, высочайший уровень исполнения».
Впрочем, основная деятельность хора – всё-таки богослужебная. Александр Семёнов рассчитывает, что многолетний опыт пения в храме в итоге приведёт к созданию современных церковных певческих книг. Это дело будущего, но работа уже идёт…