Подготовка специалистов нуждается в новых подходах

Ориентируясь на будущее

04.04.2018 в 09:00, просмотров: 573

В рамках круглого стола «Повышение качества подготовки кадров как фактор инновационного развития ТЭК» основные проблемы развития профессионального образования в регионе обсуждаются с 2014 года.

Подготовка специалистов нуждается в новых подходах
Тема круглого стола вызвала интерес у представителей бизнеса, органов власти, образовательных учреждений. Фото автора.

В 2018 году Агентство нефтегазовой информации при поддержке Евразийского союза экспертов по нед­ропользованию расширило мероприятие до уровня конференции. В ее работе приняли участие около двадцати ведущих предприятий нефтегазовой отрасли, такие как ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Варьеганнефтегаз», ООО «РН-Уватнефтегаз», ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», ООО «Мессояханефтегаз», ООО «СИБУР Тобольск» и другие. В число участников вошли также представители крупнейших отраслевых вузов, средних специальных учебных заведений г. Тюмени, органов исполнительной власти региона.

В повестку дня были вынесены вопросы развития института наставничества, проблемы подготовки кадров частными образовательными учреждениями и развитие сис-

темы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных и рабочих кадров для предприятий ТЭК.

По словам директора по управлению персоналом ООО «СИБУР Тобольск» Максима Глотова, компания использует для подготовки специалистов свой внутренний потенциал. В 2019 году в Тобольске будет запущен в работу крупнейший нефтехимический комплекс «ЗапСибНефтехим», и в настоящее время компания активно реализует программу комплектации предприятия кадрами. Практикуется упреждающий найм: на работу принято уже 1500 человек. Это 90% персонала. При этом используется программа «Дублер»: десять предприятий-доноров по всей стране приняли на работу 850 человек, чтобы они в срок от трех месяцев до года получили базовую подготовку, нужные разряды и допуски, погрузились в производственную культуру СИБУРа, а затем, будучи уже хорошо подготовленными, участвовали в пусковых операциях на ЗапСибНефтехиме.

Качество подготовки специалистов реализуется, в том числе, и через систему наставничества. Когда возникла потребность в таких людях, то на предприятии был запущен особый проект по формированию команды наставников, начался внутренний подбор экспертов, имеющих желание и способность передавать знания. В настоящее время на производстве трудятся 450 наставников и кураторов. По сути, будущие технологи и руководители ЗапСибНефтехима сами набирают свой персонал. Программа «Дуб­лер» выпустила уже более 150 человек. Из 1700 работников ЗапСибНефтехима 250 — молодые специалисты, не имеющие опыта.

Кроме того, на протяжении ряда лет в компании действует корпоративный университет, который разрабатывает методики подготовки персонала, свои профильные функциональные программы, изучает передовые практики.

— Нужна какая-то платформа для обобщения опыта. Потому что специалисты ездят по конференциям, слушают друг друга, а платформы, где можно было бы максимально предметно и открыто ознакомиться с единой базой знаний и практик по наставничеству и подготовке кадров, нет. Хочется надеяться, что все практики будут объединены и станут общедоступными для всех промышленных предприятий страны. Мы готовы делиться всеми нашими наработками. Мы понимаем, что требования к людям везде растут, и вовлечение предприятий в подготовку специалистов — это не просто какой-то тренд, это необходимость, — подчеркнул Максим Глотов.

О практиках наставничества на своих предприятиях рассказали специалисты по персоналу компаний «Газпромнефть-Ямал», «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и других.

Начальник управления занятости департамента по труду и занятости населения Тюменской области Вадим Самсонов отметил, что система наставничества в регионе существует на государственном уровне, она простимулирована мерами господдержки. Для того чтобы интеграция молодых специалистов на предприятиях прошла успешно, их необходимо сопровождать. В Тюменской области институт наставничества получил развитие в компаниях «Роснефть», «СИБУР». Данный институт внедрен и в областные программы занятости. Стажеров на предприятиях сопровождают кураторы.

Одной из ключевых тем конференции стало качество подготовки и переподготовки кадров частными образовательными учреждениями, а также проблема массового лицензирования организаций для осуществления профессионального обучения и повышения квалификации при отсутствии учебно-методической базы. Начальник отдела контроля и надзора департамента образования и науки Тюменской области Ольга Скирда представила доклад «Осуществление контроля и надзора за частными учебными заведениями на территории Тюменской области».

Начальник управления профессионального образования департамента образования и науки Тюменской области Руслан Гуляев сообщил, что в рамках той политики, которая реализуется губернатором и правительством Тюменской области, практически невозможно представить, чтобы образовательные организации юга области отказались от взаимодействия с инвестором или крупным промышленным партнером. Есть целый ряд инструментов, которые способствуют укреплению такого взаимодействия. Например, программа «Кадры под ключ», которая утверждена распоряжением правительства Тюменской области.

— В рамках этой программы через МФЦ прикладных квалификаций, созданных при техникумах и колледжах, мы можем готовить кадры под конкретные нужды и конкретные предприятия. В программе участвуют 20 процентов средств работодателей и 80 процентов средств из бюджета Тюменской области. Плюс во всех учреждениях образования созданы попечительские советы, и туда входят работодатели, те люди, которые корректируют и согласовывают образовательные программы. Если какие-то шероховатости возникают, то регулятор — департамент образования и науки — участвует в разрешении возникающих вопросов, — отметил руководитель.

По словам Руслана Гуляева, с целью повышения качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования (СПО) регион участвует в нескольких федеральных проектах. Так, Тюменская область стала пилотным регионом в продвижении СПО-образования в режиме онлайн. Совместно с оператором — Тюменским государственным университетом идет работа над тем, чтобы онлайн-курсы стали постоянной неотъемлемой частью профессионального образования. Это повысит доступность образования и его качество, поскольку этот учебно-методический комплекс с видеолекциями и контрольными заданиями будет единым для всего профессионального пространства, всех образовательных организаций юга области, колледжей, техникумов. 

— В нашем регионе, как пилотном, этот проект будет отработан, а затем растиражирован по всей России, — пояснил Руслан Гуляев.

Еще один интересный проект связан с созданием в регионе сетевого центра по подготовке кадров в сфере строительства. Он предполагает эффективное участие самих работодателей в подготовке будущих строителей.

В стадии реализации находятся еще два направления: возрождение и восстановление отчасти утраченных компетенций в сфере металлообработки, подготовка токарей и фрезеровщиков и подготовка специалистов по эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Направление модное, передовое, связанное с мониторингом промышленных объектов и лесных массивов.

К слову, востребованность среднего специального образования как среди девятиклассников, так и одиннадцатиклассников — достаточно высока. По отдельным направлениям подготовки конкурс доходит до пяти–семи человек на место. Популярностью пользуются педагогические специальности, информационные технологии, автосервис и автомеханика. Порядка 70–75 процентов выпускников ссузов трудоустроены.

Добавим, что для ликвидации дефицита квалифицированных кадров на производстве губернатор Тюменской области Владимир Якушев предложил внедрить модель подготовки кадров в ссузах с активным привлечением промышленных предприятий и инвесторов. Для этого в наблюдательные советы при ссузах должны войти руководители наиболее крупных предприятий, а сами советы — получить полномочия по аттестации преподавателей и корректировке содержания учебного плана. Кроме того, важно, чтобы ссузы и предприятия обменивались ключевыми сотрудниками: преподаватели стажировались на предприятиях, а работники предприятий преподавали в ссузах.

Такая модель в Тюменской области уже успешно апробирована и может быть использована в масштабах всей страны.

По мнению участников круглого стола, теперь важно сформировать законодательную базу по развитию института наставничества, выработать его корпоративные стандарты, инициировать в Тюменской области, Югре и ЯНАО создание центров опережающего обучения, всячески содействовать связке бизнеса, органов власти и образовательных учреждений.