С тех пор прошло уже много лет и, кажется, футуристические предсказания начинают сбываться.
Сегодня Тюменская область является одним из лидеров по стране в сфере внедрения новых цифровых технологий в управлении регионом. Компьютеры и роботы уже сейчас начинают занимать места чиновников, помогать правоохранителям и врачам, а главное облегчать жизнь всем жителям области.
Так по статистике на портале «Госуслуги» зарегистрировано 64% жителей региона, а доля получения цифровых услуг превысила 78% от общего числа. Еще несколько лет назад представить такое было трудно, но реальность диктует свои правила. Как говорят специалисты, идеальным вариантом станет ситуация, когда государственная услуга сама будет находить тебя и речь не о письмах из налоговой или ГИБДД.
Департамент информатизации Тюменской области рассказал о внедряемых технологиях на территории региона. А посмотреть и удивиться в этой сфере есть чему.
Большой брат следит за тобой
Информатизация – это не только электронная справка у чиновника. В Тюмени активно развиваются инновационные решения и в сфере безопасности. Так в городе в 2017 году успешно была запущена единая диспетчерская служба «112». Система позволяет не только принять и обработать звонок, но и определить координаты звонящего. Причем оператор может отслеживать его передвижения даже после звонка. В случае несчастного случая, когда человек не успел сообщить свой адрес, экстренные службы смогут найти его по сигналу телефона.
Кроме этого комплекс средств автоматизации «Безопасный город», который включает в себя 1,5 тысячи камер, в будущем научится распознавать лица и находить людей в режиме «онлайн».
Директор департамента информатизации Тюменской области Мария Рудзевич отметила, что следующий этап развитие системы — видеоаналитика. Правда, правовая оценка этого проекта пока не сформирована, и он находится на стадии обсуждения. В то же время, по словам специалистов, сами технологии уже созданы и готовы к внедрению.
«В скором времени у нас состоится рабочая группа во главе с вице-губернатором Тюменской области, где эти вопросы будут подниматься. Нам нужно сделать эту систему не просто ради технологий, а найти ей применение», — раскрывает секрет собеседник.
В итоге, если такая система появится, то правоохранительные органы получат возможность контролировать точки входа: аэропорты, вокзалы — для отслеживания и идентификации пребывающих лиц в город. Технология незаменима в качестве антитеррористических мер и поиска разыскиваемых преступников.
Врач на диване
Электронными медицинскими картами и записью к врачу через Интернет сейчас уже не удивишь. Однако тюменские власти пошли дальше и запустили пилотный проект «телемедицина». Кстати, эксперимент в России проводится впервые.
Теперь пациенту не надо идти к своему лечащему врачу на личный прием для консультации и топтаться в очередях, а достаточно связаться с ним по видеосвязи через мобильное приложение «Медицина72». Однако есть важный ограничительный нюанс: законодательство прямо запрещает ставить диагноз в заочной форме, а также назначать лечение без личного живого приема. Но получить направление от терапевта к узкому специалисту, не выходя из дома – уже реальность.
«В результате эксперимента эффективность пилотного проекта была признана. Механизм сам попробован и принято решение, что эту функцию телемедицины мы будет тиражировать уже в новом году», — рассказала глава департамента информатизации Тюменской области Мария Рудзевич.
В настоящее время в проекте принимает участие лишь одна городская поликлиника, а со следующего года подключатся еще две. Дальнейшее развитие системы зависит сейчас от жителей города. Если эксперимент будет признан, то «цифровыми врачами» обзаведутся все лечебные учреждения.
Электронная «двойка»
А в сфере образования результаты внедрения электронных дневников превзошли все ожидания: ежедневно только в Тюмени больше 70 тысяч человек использует данную форму контроля за успехами своих детей прямо со своего мобильного телефона.
Нерадивым школьникам исправить «двойку» и избежать родительского ремня уже не удастся. Можно констатировать, что привычный бумажный дневник на наших глазах начал стремительно уходить в прошлое.
Потратить карманные деньги на жвачку или чипсы тоже не получиться. Питание учащихся также контролируется безналичной системой, и родитель получил возможность даже корректировать меню своего чада.
Областные чиновники также заявили, что данная система в ближайшем будущем внедрена и в сферу дополнительного образования – художественные, спортивные и музыкальные школы и секции.
В планах на 2018 год – введение ополнительных функций в мобильное приложение «Образование72». Например, через него можно будет записать ребенка на дополнительную секцию и тут же оплатить ее. Помимо этого, ожидается, что появится доступ к электронной библиотеке.
Умный город
Одним из «заместителей» мэра города должна стать компьютерная программа. По крайней мере, сейчас в Тюмени делают ставку на технологию геоданных. На одной карте совместят огромный массив цифровой информации, причем в динамике.
«Было бы здорово накладывать все эти данные и выстраивать на их основе аналитику. Сейчас мы выходим с администрацией города Тюмени на проект, где мы будем смотреть, как накопленные данные помогут выстраивать и корректировать решения, например, по генеральному строительству города», - говорят тюменские специалисты.
Новаторство заключается в том, что система сможет учитывать самые актуальные данные и потоки информации. На этой основе при закладке нового района можно будет уже на этапе проектирования моделировать и учитывать - сколько людей запишется на прием к врачу, какие учреждения нужно построить и другие важные параметры.
Инвалидность для технологий не преграда
Для тех, кто не поспевает за техническим процессом или имеет различные ограничения по здоровью, в Тюмени действует образовательная программа «Расширяя горизонты». Проект призван помочь горожанам освоить компьютеры и гаджеты, чтобы без труда пользоваться порталом «Госуслуги».
Сегодня даже для незрячих тюменцев разработали методики по обращению с техникой.
Преподаватели Всероссийского общества слепых уверяют, что сегодня они способны быстро и эффективно научить даже пожилого инвалида, например, оплачивать счета через мобильный банк на сенсорном телефоне.
«Это совершенно обычная техника, в которой нет ничего специального, но основное его отличие в том, что в телефон установлена специальная программа экранного доступа, при помощи которой, ориентируясь на звуковые команды, незрячий человек может работать с любым устройством», - заверили преподаватели тюменского отделения ВОС.
Когда услуги станут полностью электронными?
Старая бюрократическая «бумажная» система еще по инерции сопротивляется новой цифровой эпохе. Не секрет, что, несмотря на рывок в информационном развитии и внедрении технологий в сферу государственных услуг, многочисленные очереди, справки и толкания в коридорах пока не исчезли. Главной причиной является неповоротливая и устаревшая законодательная база. А иногда и вовсе – привычки людей.
«Все последние годы государство выстраивало услуги в классическом режиме. Потрачено было колоссальное количество времени, сил и жизней, для того, чтобы система работала. Понятно, что за небольшой отрезок времени преобразовать сразу все это сложно и даже не по техническим причинам. Например, наши бабушки любят ходить в больницы даже не за медицинской помощью, а просто пообщаться с врачом. И это для них важно, пускай она приходит, ей от этого правда становится легче. Люди так устроены, кому-то достаточно просто пообщаться с врачом, чтобы давление упало и человек пришел в себя. Поэтому классические услуги пока остаются», - объясняет директор Центра информационных технологий Тюменской области Артур Усманов.
Вроде и врачи, и власти уже готовы к этому, но остается важный нюанс урегулирования правового вопроса. Возникают и вовсе комичные случаи. Так при внедрении одной электронной услуги оказалось, что для ее осуществления нужно в буквальном смысле приклеить в цифровой документ бумажную справку. Просто так было заведено и прописано в еще старом регламенте. В итоге пришлось проходить бюрократический «ад», чтобы избавиться от этого пункта через законодательные изменения.
Идеальный вариант, когда услуга находит тебя сама: настало время, пришел пенсионный возраст – нажал кнопку и все.
«Я надеюсь и думаю, что случиться такое, что мы с вами построим государство, когда услуги станут прозрачны и понятны, и не надо будет делать лишнее движение, чтобы услуга тебя нашла», – выразил надежду собеседник.