В Тюмени побывал главный аналитик ПАО «Сбербанк России» Михаил Матовников

Эксперту по долгу службы часто приходится общаться как с финансистами, так и с представителями малого и среднего бизнеса. И поэтому о его наблюдениях и соображениях можно сказать, что это информация из первых рук.

Главный аналитик Сбербанка РФ на встрече с тюменскими предпринимателями обрисовал текущую экономическую ситуацию в стране, демографические проблемы, трудности экономического роста, причины падения уровня производства.

Какие принципиальные вещи важно понимать? Это политика ЦБ РФ. Ее задача: как сделать так, чтобы цены не росли. Решение одно: снизить спрос. А для этого нужно удерживать высокую ключевую ставку – на уровне 8-9%.

- Это происходит не из-за того, что есть жадные банкиры, которые пьют кровушку народа. Таков расклад: снизить спрос, задушить инфляцию. Чтобы эту ситуацию изменить, требуется время. После чего ключевую ставку можно будет снижать, - пояснил эксперт.

По его словам, нынешняя ключевая ставка ЦБ РФ будет держаться еще пару лет. По этой причине дешевых кредитов для бизнеса не предвидится.

Упомянутая ставка – одна из самых высоких в мире. Как в таких неблагоприятных условиях бизнесу развиваться? Рецепт таков: в условиях низкого спроса внутри страны бизнес может наращивать свои экспортные мощности, и зарабатывать на удовлетворении внешнего спроса. По мнению Матовникова, в нынешних условиях единственный формат выживания – это бизнес, не зависящий от внутреннего рынка. По крайней мере, на период до двух лет.

Возможно, не весь ассортимент производимой в регионах продукции может быть интересен на зарубежных рынках, но отдельные группы товаров все же могут найти своего покупателя. Причем самым неожиданным образом.

- Когда едешь по регионам России, то встречаешь огромное количество предпринимателей, сумевших наладить экспортные поставки, - подчеркнул эксперт. – Правительство мечтает экспортировать «Суперджет», но по факту чего только не экспортируется. Например, предприятие во Владимире экспортирует марлевые повязки, имея 15 процентов прибыли от экспортной выручки. И аналогичные прорывы возможны в абсолютном количестве отраслей, о которых мы даже не догадываемся. Наши поршни и цилиндры из Костромы покупают Роллс Ройс и Фольксваген. Казань экспортирует оборудование по проведению операций на открытом сердце. Тотальные экспортные успехи демонстрирует «пищевка». Мы продаем курятину, свинину, конфеты, тушенку, йогурты. На мировой рынок вышли ивановские текстильщики, причем их производство растет на 7-10% в год.

Успешно конкурируют с американцами российские производители лонгбордов и яхтенной обуви. Сотни миллионов долларов зарабатывают программисты из Йошкар-Олы, выполняя заказы банков, придумывая мобильные приложения и игры для айфонов.

Некоторые предприятия вкладываются в экспорт по полной: открывают торговые дома, закупают фуры для доставки продукции. У многих предпринимателей даже мысли не было попробовать. Но попытались, и выяснилось, что можно! Важно только изучить вкусы, пройти сертификацию, найти партнеров. И от падения производства перейти к новым невероятным перспективам.

Аналогичным способом поступают предприниматели по ту сторону границы. Так, компания «Тиккурилла» сократила производство в Финляндии и перенесла его в Россию. То же самое сделал финский производитель шин Nokian. Теперь эти шины производятся у нас. И экспортируются уже из России.

Ярчайший пример перехода от депрессивной ментальности к позитиву и успешному целеполаганию продемонстрировал Красноярск. Бизнес там развивался в трех отраслях: металлах, рознице и строительстве. Вернее не развивался, а угасал.

- Нынешней осенью я поехал туда с некоторыми опасениями, полагая, что не смогу сказать им ничего хорошего. Но обнаружил, что тамошнее бизнес-сообщество чувствует себя достаточно бодро. Оказывается, за это время они переориентировались на Китай. И успешно продают своему соседу продукты питания, деревянные дома, успешно идет в Китай утка – пух и перья на пуховики и одеяла, мясо в пищу, клюв и лапки – на китайскую медицину. В Красноярске хотят строить фабрики по производству утки, причем вся будущая продукция уже законтрактована китайцами, - поделился спикер.

В заключение Михаил Матовников привел примеры стратегий экспорта. К ним можно отнести экспорт через оптовиков, партнерство с глобальными сетями (IKEA, METRO, OBI и др.), участие в отраслевых выставках, партнерство в рамках глобальной кооперации, оффшорное программирование и интернет-услуги, экспорт медицинских и транспортных услуг.

Отметим, что в Тюменской области во внешне-экономической деятельности ежегодно участвуют порядка 230-250 предприятий из самых разных секторов экономики. Представители тюменского бизнеса могут обратиться за содействием в продвижении своей продукции в Центр поддержки экспорта по адресу Тюмень, Хохрякова, д. 53, либо в Центр ВЭД Торгово-промышленной палаты Тюменской области по адресу г. Тюмень, ул. Хохрякова 9/1.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру