Чиновник — друг человека

В Тюменской областной научной библиотеке имени Д.И. Менделеева прошли XXIX Губернаторские чтения

На этот раз с основной лекцией перед аудиторией выступила президент Ассоциации политической науки, доктор политических наук, профессор МГИМО Оксана Гаман-Голутвина.

В Тюменской областной научной библиотеке имени Д.И. Менделеева прошли XXIX Губернаторские чтения
Участники Губернаторских чтений. Фото: admtyumen.ru

Московскую гостью слушателям представил губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Он отметил, что через все обсуждаемые на чтениях сюжеты красной нитью проходит тема качества политического управления.

— Наши экономические результаты, общественная атмосфера, культурные достижения и все остальное в огромной степени зависят от качества управления, — пояснил он.

По словам губернатора, Тюменская область — часть большого мира с его возможностями и опасностями, поэтому нам всем важно понимать, как формируются политические элиты и как они управляют региональными и мировыми процессами. Модератор чтений, профессор Высшей школы экономики Святослав Каспэ добавил, что в переходный период особенно ощущается недостаточность институтов и людей, способных указать обществу цели развития. Западные институты хороши, и все же мы видим, как падает качество западных политических элит: ни доблести, ни мудрости, ни способности видеть дальше своего носа. Их институты превратились в линию обороны от наступающего хаоса, но и она уже трещит. И в этой ситуации важно понять, как и каких ошибок нам нужно избегать.

Тему доклада «Политика как управление, управление как политика, рекрутирование лидеров и элит в современном мире» Оксана Гаман-Голутвина постаралась раскрыть в течение часа. Начала с того, какой смысл в слово «элита» вкладывают социологи, философы, политологи. Каждый воспринимает это слово по-своему. Даже Владимир Путин однажды высказался так: «Я — парень с ленинградской улицы, поэтому для меня слово «элита» — синоним дистанцирования от общества». Как бы то ни было, все согласятся, что отбор талантов, интеллектуалов, пассионариев необходим, важны механизмы отбора, системность обучения и развития управленцев.

Пул элит состоит из разных сегментов. Есть экономические, интеллектуальные, профессиональные, политические элиты. И это неслучайное собрание лиц, а некая сплоченная общность людей, разделяющих общие ценности. Политические элиты — группы людей, обладающих властью. Насколько массовое сознание подвержено их влиянию? В разных обществах по-разному. Почему, несмотря на известный секс-скандал, Билл Клинтон оставался в США популярной фигурой? Потому что экономика США испытывала подъем. Это пример модернизированного общества. Но есть общества традиционалистские. Там превыше всего сакральные ценности. Например, если успешный политик в мусульманском обществе позволит себе какие-то антирелигиозные высказывания, его карьера на этом закончится.

Как те или иные персоны приходят на политический олимп? Опять же по-разному. Иногда применяя в качестве средства для выяснения внутриэлитных отношений автомат Калашникова. Но политический путь таких персон недолог. Бывает, что в политику приходят те, кто не имеет к ней никакого отношения. Актер Рейган, спортсмен Шварценеггер, офтальмолог Федоров, генерал Лебедь… Это открытая сфера, просто таким образом в политику транслируются коллизии, которые не получили разрешения на предыдущих стадиях.

В 30–50 годах прошлого века власть в СССР была закрытой структурой, но тип рекрутирования во власть носил все тот же открытый характер. При этом биографии молодых выдвиженцев зачастую начинались с одной и той же строчки: «Родился в крестьянской семье…». Во времена застоя появилась поговорка: «Может ли сын генерала стать маршалом? Нет, у маршала есть свой сын». К сожалению, кое-где этот принцип превратился в постоянно действующий механизм отбора управленцев. Есть и другие механизмы: партийная или конфессиональная принадлежность, социальный или имущественный статус, уровень образования, опыт политической деятельности и т. п.

В Латинской Америке кадры для политической элиты поставляла армия. В Израиле — спецслужбы. В Иране политический вес зачастую набирали религиозные деятели. В Великобритании и Франции ключевую роль в рекрутировании политических элит играют образовательные учреждения: Оксфорд, Кембридж, Национальная школа администрации, Институт политических дисциплин и другие.

Кстати, схожая картина была в СССР: управленческие кадры для страны готовили Академия общественных наук при ЦК КПСС и Высшая партийная школа.

Народ достоин своих избранников?

Оценка эффективности политических элит складывается из разных факторов. Гаман-Голутвина считает, что эффективность управления — это наилучший результат при минимальных затратах. И Гоголь, и Салтыков-Щедрин яростно критиковали отечественную бюрократию. «Но именно она несла на себе всю тяжесть имперской власти», — подчеркнула спикер, полагая, что негативный образ чиновника в массовом сознании препятствует эффективности государственного управления. Кстати, Лев Толстой в романе «Анна Каренина» изобразил образ чиновника Алексея Каренина в положительном свете. На вопрос сына: «Папа, за что тебя наградили орденом?» — Каренин ответил: «Когда ты трудишься, любя труд, ты в нем найдешь для себя награду!».

За последние 20–40 лет более чем в тридцати странах мира состоялась глубокая реформа государственного управления. В нем стали применяться подходы корпоративного менеджмента. Появилась идеологема: «Государство — это набор сервисов». Параллельно был сделан акцент на развитии гражданского общества с его принципами подотчетности и прозрачности. В 2004 году в России также наблюдался всплеск административной реформы: уменьшилось число министерств, ведомств, управлений, количество замов и сотрудников аппаратов. Впоследствии оказалось, что оставшиеся чиновники перестали справляться с потоком бумаг.

Исторически Россия никогда не была страной с избыточным количеством чиновников. Во времена СССР в сфере управленческого труда были заняты около 600 тысяч граждан. В России эта цифра увеличилась вдвое и достигла 1% от общего числа населения. Между тем в Бразилии чиновников — 1,5% населения, в Германии — 6%, в Швеции — 12%.

Суть реформ, по мнению Оксаны Гаман-Голутвиной, не должна сводиться к сокращению или увеличению численности чиновничества, или тезису: «Вовлекать в госуправление людей из бизнеса!». Эффективности управленческой деятельности политических элит, по словам профессора МГИМО, нужно добиваться путем высокой оплаты труда и жестких мер контроля со стороны гражданского общества. Так, система гражданского контроля весьма развита в странах Скандинавии. Как-то премьер-министр Норвегии выехала на прогулку в лес на служебном автомобиле. Разразился скандал, едва не стоивший ей должности. И таких примеров немало.

Есть более жесткие системы координат, например, китайская. Уголовный кодекс Китая изобилует наказаниями в виде смертной казни, в том числе за коррупционные преступления.

— Безусловно, хочется, чтобы наша политическая элита генерировала какие-то глобальные смыслы и исторические проекты. Но за каждой крупной модернизацией следует период стабильности или упадка. И тому пример — история СССР. Когда-то мы заняли второе место в табели о рангах по контролю над мировыми процессами. Но к исходу двадцатого века устали. Все общество устало. И вот уже около двух десятилетий мы находимся в состоянии паузы и сосредоточения, — поделилась профессор.

Судя по всему, этот гламурный период весьма затянулся. Так, мало кто в России знает о величайшей женщине современности, хирурге, акушере-гинекологе Лейле Адамян, которая делает операции еще даже не родившемуся ребенку. А вот о том, куда поехала Ксения Собчак или во что оделась Ольга Бузова, пишут все.

— И это стратегический просчет в управлении СМИ, — отметила спикер.

Завершая свою лекцию, Оксана Гаман-Голутвина подчеркнула, что главный критерий эффективности госуправления — это все же благополучие общества.

Трудно не согласиться с данным тезисом. Но вот является ли наша страна благополучной во всех отношениях? Уже столетия в мире реализуется один негативный тренд: бедные становятся все беднее, богатые — все богаче. Это означает, что уровень потребления меньшинства значительно превышает уровень потребления большинства, а не наоборот. Россия активно поддерживает данный тренд, несмотря на реформы госуправления, введение в школах уроков православия, «социальную направленность бюджета» и т.д. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ныне готовят законопроект, который позволит узкой группе лиц — самым богатым бизнесменам России — получить статус налогового нерезидента. И это означает только одно: они перестанут платить налоги в российский бюджет. Утечка капиталов за пределы страны при содействии наших нынешних политических элит приобретает еще больший размах. Уже сейчас объем вывезенных из России средств оценивается в 1 трлн долларов, а они могли бы пойти на развитие российской промышленности, инфраструктуры, здравоохранения, образования и науки, социальной сферы.

Не все согласятся и с тем, что чиновнику нужно постоянно повышать и без того высокую зарплату. А как же «наилучший результат при минимальных затратах»? Почему бизнесмен, желая зарабатывать больше, предпринимает для этого соответствующие усилия, платит все новые и новые налоги, а чиновник получает свои надбавки по росчерку пера? Зарплату российских чиновников и депутатов нужно поставить в зависимость от средней зарплаты по региону. Это будет для них стимулом еще больше трудиться на благо общества и повышать его благосостояние.

Взгляд из Тюмени

Во второй части Губернаторских чтений перед их участниками выступили совсем молодые тюменские политологи: завкафедрой новой истории и мировой политики Тюменского госуниверситета Гульнара Баязитова и аспирант ТюмГУ, председатель Общественной молодежной палаты при Тюменской областной Думе Мариета Матевосян. Молодые и активные добавили дискуссии идеологических красок.

— Традиционные проекты и программы по рекрутингу элит периодически возникают в нашей стране и сводятся к одному принципу: к назначению. Различные группы людей считают, что обладают исключительным правом называться элитой и считать таковой свое ближайшее окружение. Есть проекты назначения элит, основанные на имущественном статусе, через создание элитарных школ, наличие связей, дипломов и т.п. Иногда понятие «элита» приравнивается к понятию «интеллект». Однако подобные формы рекрутирования элит, на мой взгляд, являются ошибочными, — поделилась Мариета Матевосян.

По ее мнению, основная функция элиты — выполнять организаторскую роль. Организуют людей не те, кто самый умный или богатый, или относящийся к титульной нации. Связи между этими факторами и управлением нет. Например, Нельсон Мандела без всяких денег оказался впереди своего времени. Проект рекрутирования элит в формате назначения управленцев сегодня претерпевает кризис. XXI век более глобален, более приспособлен к цифровым данным и прозрачен. У него высокие скорости потока информации. И в таких условиях надежда на традиционные практики развития и отбора управленцев не способствуют росту лидерства. Устаревшие критерии эффективности дадут ошибочно положительные результаты, внушая людям, будто они более подготовлены для управленческой деятельности, чем есть на самом деле.

Если мы хотим подготовить эффективную элиту, нам важно создать систему управляемого естественного отбора. Майя Плисецкая сказала, что талант — это 10% одаренности и 90% труда. Соответственно, важнейшим условием рекрутирования элит является создание креативной среды, в которой происходит реализация управленческой инициативы. Рекрутинг должен начинаться с того, что нужно создавать учебно-практические полигоны внутри образовательных систем, внутри городов и регионов, чтобы люди соревновались, могли проявить себя, приобрести необходимые управленческие компетенции, стать лидером общественного мнения.

Опыт создания таких полигонов есть как в стране, так и в Тюменской области, в частности. В их числе — Общественная молодежная палата при Тюменской областной Думе, «Молодая гвардия» «Единой России», молодежное крыло «ОПОРЫ России», региональный проект «Моя территория» и другие. Их выпускники трудятся сегодня в законодательных и исполнительных органах власти региона, города, руководят предприятиями.

Зачем ругать?

В заключение участники Губернаторских чтений обсудили практики различных стран по подготовке, подбору, назначению, выборам чиновников, политических деятелей, управленцев различного уровня. Заместитель губернатора Евгений Заболотный, завершая мероприятие, резюмировал: «Ругать чиновников — самый легкий путь по объяснению наших неурядиц». А Оксана Гаман-Голутвина пригласила тюменских абитуриентов поступать в МГИМО.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру