Растить детей здоровыми!

Невнимательность родителей может обернуться бедой

С наступлением лета у детей становится больше свободного времени. И больше причин оказаться в опасной для здоровья ситуации и дома, и на улице. В статистике детского травматизма весомую часть после ушибов и растяжений занимают термические ожоги и токсические отравления.

Невнимательность родителей может обернуться бедой

Так, в течение года в ожоговое отделение ОКБ №1 госпитализируется примерно тысяча человек. Среди них 30–40% — дети от 0 до 17 лет. Как сообщил врач-хирург ожогового отделения ОКБ №1 Дмитрий Кригер, в 2015 году через госпитализацию прошли 428 детей, в прошлом году — 370, и за четыре месяца 2017 года — 106 человек. Половина госпитализируемых — детки от 0 до 3 лет. Главная причина ожогов — неосторожное обращение с кипятком, горячими кашами, супами, чаем. На втором месте — контактные ожоги от горячих предметов — обогревателей, печей, утюгов. И на третьем месте — ожоги пламенем.

Наиболее распространенная ситуация с маленькими детьми — когда мама держит ребенка на руках и хлопочет возле плиты или кухонного стола. Одно не­осторожное движение матери или ребенка — и он получает нечаянный ожог. Поэтому во время приготовления еды ребенку лучше находиться в игровой зоне или манеже.

Есть три момента, на которые следует обратить внимание. Ожог — это нагрев мягких тканей. Следовательно, их нужно охладить, например, проточной водой либо влажной прохладной тканью, но не более пяти минут, чтобы не застудить ребенка. Ни в коем случае нельзя смазывать кожу жиром, маслом. Они обладают повышенной теплоемкостью, поэтому мягкие ткани от них прогреются еще глубже. Второй шаг — обезболивание. В домашних аптечках должны быть соответствующие препараты, сиропы или аэрозоли. И третий шаг — транспортировка пострадавшего в ожоговое отделение.

По словам главного токсиколога департамента здравоохранения Тюменской области, заведующей отделением токсикологии ОКБ №1 Ирины Чайковской, ежегодно в отделение токсикологии, отделение острых отравлений госпитализируется порядка 450–500 детей различного возраста. Самый опасный возраст — от года до трех лет, когда дети активно познают мир через вкусовые рецепторы. В этот период своего развития они тянут в рот все, до чего могут дотянуться. В том числе продукты бытовой химии, удобрения для растений, корм для животных, медикаменты. И взрослые должны четко представлять, какие вещества, имеющиеся дома, могут быть опасны для ребенка.

Наступает лето, все выезжают на дачи, выходят гулять во дворы. Там тоже много химической опасности. Это различные нефтепродукты, скипидары, бензины, средства для обработки растений, жидкости для розжига мангалов. Они могут представлять для ребенка смертельную опасность.

Следующая возрастная группа риска — это подростки, которые также познают мир, но уже более осознанно: употребляют психоактивные вещества, чтобы получить какие-то новые ощущения. В том числе регистрируются суицидальные попытки, чаще всего демонстративные, в рамках шантажного поведения, когда подростки пытаются добиться какой-то своей цели. При этом используют в основном таблетки, которые могут найти дома.

Врачи отмечают, что у отравлений есть некая сезонность, например, в период заготовки овощей: конец августа — начало сентября. В это время учащаются случаи отравлений кислотами и щелочами. Хозяйки достают уксус, оставляют на столе, дети дотягиваются до него, и все заканчивается несчастным случаем — химическим ожогом полости рта, ротоглотки, иногда глотки и пищевода. Обжегшись, дети начинают кричать, и мелкодисперсные пары уксуса попадают в легкие, вызывая тяжелый ожог дыхательных путей. Кроме уксуса из кислот и щелочей опасны средства для чистки унитаза и труб. Часто они разлиты в яркие нарядные бутылки, которые привлекают детей, как игрушки.

В сезон, когда начинаются острые вирусные инфекции, резко увеличивается число отравлений нафтизином. Иногда дети выпивают капли, но чаще происходит передозировка препарата, что вызывает у ребенка отравление различной степени тяжести.

Особо беспокойные дни — предпраздничные, когда взрослые заняты подготовкой праздника, какими-то хлопотами, а дети предоставлены сами себе. Чаще им от четырех до семи лет, они играют в доктора и вполне могут «полечить» других детей доступными им медикаментами.

Первое, что должны знать родители, — потенциально опасные вещества не должны быть доступны для детей. Уследить за маленькими детьми сложно, поэтому все аптечки, коробочки, склянки, флаконы и бутылки нужно убирать так высоко, чтобы они не смогли их достать. Уверять себя в том, что ребенок все время на глазах, не стоит. Он всегда улучит момент, чтобы взять в руки незнакомый предмет.

Врачи часто слышат от родителей: «Но он никогда этого не делал!». Надо понимать, что в какой-то определенный момент ребенок может это сделать.

Если несчастье все-таки случилось, нужно немедленно вызвать скорую помощь, чтобы доставить ребенка в стационар. Особенно при отравлении кислотами и щелочами. Самостоятельно сделать промывание желудка ребенку почти невозможно. Он будет кричать и плакать. Можно дать ребенку выпить молоко или яичный белок, чтобы смазать обожженную поверхность.

Бывают совсем тяжелые случаи. Ирина Чайковская привела пример подростка, который находился где-то на летней практике, вблизи были расположены военные склады, и он случайно вдохнул пары из разбившейся ампулы. В ней находился дихлорэтан, раствор которого предназначается для дегазации оружия. И это тяжелый печеночный яд. Тому ребенку уже восемнадцать лет, но он до сих пор проходит лечение у гастроэнтеролога, у него тяжелое поражение печени, токсический гепатит.

Известны смертельные случаи при попадании в организм солярки или жидкости для розжига. Один ребенок трех лет просто захлебнулся такой жидкостью, закашлялся, она попала в легкие, в течение трех суток реаниматологи делали возможное и невозможное, но спасти ребенка не удалось. 

Кстати, на дачах и в сельской местности немало случаев, когда детей кусают змеи. В засушливые годы их яд наиболее токсичен, и это смертельно опасно для ребенка. В прошлом году таких случаев было шесть. В позапрошлом — девять, и шестеро детей находились в крайне тяжелом состоянии. Они поступили в реанимационное отделение и находились там по многу дней на искусственной вентиляции легких. Слава богу, все закончилось благополучно.

При укусе ядовитой змеи не стоит накладывать на конечности жгут, отсасывать яд из ранки, давать какие-то таблетки. Это бесполезно. Яд в ранке находится не более трех минут, затем он поступает в кровь. Начинается отек тканей, одышка. Если есть возможность, можно наложить на место укуса что-то холодное, чтобы замедлить распространение яда, — пакет с водой или льдом. Затем необходимо доставить пострадавшего от змеиного укуса в токсикологическое отделение. При этом важен покой, потому что при мышечной активности яд распространяется быстрее.

Сколько времени уходит на лечение и реабилитацию детей после отравлений? Это зависит от дозы принятого яда, степени его ядовитости, физического развития и состояния здоровья. Бывают отравления таблетками, и на восстановление уходят сутки. Врачи наблюдают ребенка, берут анализы, записывают электрокардиограмму. Если был химический ожог, то, как правило, он рубцуется в течение двух недель. И в течение недели ребенок обязательно находится в стационаре. Если есть затруднения при глотании, ребенок может находиться на лечении до месяца.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру