Мастер-завтрак для пользы дела

Как отразятся на бизнесе изменения в налоговом законодательстве?

Обычно к концу года нарастает масса различных изменений в налоговом законодательстве. Меняются отчетность, порядок различных процедур. Сложно понять, как эта система функционирует и когда она перестанет меняться. Хочется стабильности. Но, скорее всего, это из области фантастики, и такого никогда не произойдет. Предпринимателям остается только следить за этими изменениями, ориентироваться в них.

Как отразятся на бизнесе изменения в налоговом законодательстве?
Анастасия Третьякова поведала о процедурах налоговых проверок.

По словам руководителя Института моделирования бизнеса «Мастер», эксперта по инвестиционному проектированию и сопровождению инвестиционых проектов Антона Язовских, бизнесу нужна стабильность условий, действующих правил поведения. Но ежегодно налоговое законодательство меняется в части ставок, условий взимания, форм отчетности, процедур администрирования, критериев наблюдения... К примеру, только по социальным отчислениям для введения новой системы контроля над взносами в 2016-м внесены изменения в более чем 50 нормативных актов, в том числе в НК РФ, ГК РФ и закон о страховых взносах.

Угнаться за этим сложно, но иного выбора нет. Для предпринимателя, владельца бизнеса, важно понимать магистральные направления изменений, чтобы держать руку на пульсе и задавать правильные вопросы специалистам — главному бухгалтеру или внешним консультантам.

К таким магистральным направлениям, способным критически повлиять на работу компании, можно отнести тенденции в части надзорной функции Федеральной налоговой службы (ФНС), а также в части работы с ключевыми налогами: НДС, НДФЛ и т. д. 

— 2015 и 2016 годы явили поразительный факт – на фоне падения промышленного производства и замедления экономических процессов в целом по России суммы поступлений налоговых платежей в бюджет только растут. Возможно, ключ в том, что в 2015 году прирост дел, возбужденных по налоговым преступлениям, составил 68%, и в 2016 году эта тенденция сохранялась, — прокомментировал Антон Язовских. — На мой взгляд, применительно к налоговой службе нужно забыть словосочетание «сервисная структура». Это, в первую очередь, контролирующее ведомство, надзорный орган. Нужно забыть об иллюзиях, хотя они были приятными. В новой реальности мы живем уже несколько лет. У государства не хватает денег, и оно намерено брать их из любых возможных источников. Полагаю, налоговое администрирование будет ужесточаться, а прозрачность финансовых операций — повышаться.

Экспертное мнение

Подсчитано, что из-за налоговых проверок российский ВВП теряет порядка 0,2% ежегодно. Как научиться не терять эти деньги? Об этом участникам мастер-завтрака в кафе TMN рассказали главный специалист по налогам и сборам ООО «Центр налоговой помощи», референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса Екатерина Прихожай и главный консультант по сопровождению налоговых проверок и налогового аудита, референт государственной гражданской службы РФ 1-го класса Анастасия Третьякова.

Они остановились на наиболее актуальных изменениях налогового законодательства в 2017 году, которые коснутся каждой компании. Можно сказать, что эти изменения магистральные — они находятся в общем русле тенденций совершенствования налогового администрирования.

Собственники и первые лица предприятий, главные бухгалтеры, руководители финансовых служб получили ориентиры по применению УСН (упрощенной системы налогообложения), использованию новой контрольно-кассовой техники, критериям включения компаний в план проверок, осуществляемых налоговыми органами, обсудили вопросы социальных отчислений, отчетности перед Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования (ФСС).

Так, Екатерина Прихожай отметила, что уже с 1 января 2017 года вместо страховых взносов в фонды нужно будет платить новый единый социальный страховой сбор (ЕССС). Ему будет соответствовать новая отчетность. Новую форму страховых взносов по поручению Президента РФ подготовило правительство, и главная цель нововведения — повысить собираемость взносов. Накануне был сделан вывод, что традиционные фонды не справляются и не дотягивают до тех цифр, которых ждали в правительстве.

При этом фонды также будут вести персонифицированный учет застрахованных лиц. Всем страхователям придется сдавать в фонды отчетность по таким гражданам. Назначение и выплата пенсий останутся в ведении Пенсионного фонда. ФСС точно так же будет отвечать за выплаты пособий.

У любого предпринимателя может возникнуть вопрос: проводить ли сверку с фондами, перед тем как перечислять взносы в налоговую службу? Ответ положительный. До 1 февраля 2017 года Пенсионный фонд и ФСС должны провести сверку со всеми фирмами, плательщиками взносов. Это будет своего рода глобальная сверка. После этого к 1 марта 2017 года фонды передают в территориальное подразделение ФНС реестр плательщиков взносов, реестр застрахованных граждан и акты сверки.

Сможет ли налоговая инспекция проверять отчеты, которые предприниматели сдавали ранее — в 2014–2016 годах? Сможет. Налоговая служба сможет сопоставить поступления от НДФЛ и взносов и если увидит, что страхователь платит не весь НДФЛ, то проведет выездную проверку.

Если представители фондов выезжали на проверку в 2014–2016 годах, то налоговая инспекция имеет право в 2017 году провести повторную проверку и доначислить недоимку.

Как выплачивать новый единый социальный страховой сбор? Ставки остаются прежними.

Правила расчета взносов для предпринимателей не изменяются, они будут платить ту же сумму личных страховых взносов, что и в 2016 году, — 23 тыс. рублей. Срок оплаты сбора ЕССС в 2017 году — не позднее 15-го числа следующего месяца.

Переход на онлайн-кассы

Также появились новации в начислении налога на доходы физических лиц. Что изменилось? В силу вступает закон о независимой оценке квалификации работника. Чтобы стимулировать участие в оценке, вводятся налоговые послабления. Одно из них как раз заключается в том, что на стоимость независимой оценки квалификации работника НДФЛ не начисляется.

Что такое независимая оценка? Это сдача квалификационного экзамена помимо имеющихся у работника корочек специалиста. Если работодатель желает, чтобы специалист сдал экзамен, то он сам оплачивает сдачу этого экзамена и может занести эти затраты себе в расходы организации. Если экзамен оплачивает сам работник, то он точно так же может заявить налоговый вычет.

В упрощенной системе налогообложения также появились изменения. Теперь плательщики могут зарабатывать больше, не опасаясь выйти из спецрежима. Ранее в Налоговом кодексе было прописано ограничение по доходам — 60 млн рублей. Ныне сумма увеличилась вдвое — до 120 млн рублей.

С 15 июля 2016 года вступил в силу ФЗ-290, регулирующий применение контрольно-кассовой техники. Предпринимателю необходимо купить кассовый аппарат. Далее пройти несколько этапов. Оформить, поставить на учет кассу можно в центрах технического обслуживания «Призма» и «Тюмень». Далее необходимо выбрать оператора фискальных данных. Например, «Эвотор». Он все данные по кассе передает в налоговую инспекцию. Затем необходимо зарегистрироваться в личном кабинете оператора фискальных данных. После этого необходимо заполнить форму заявления в личном кабинете на сайте ФНС.

После чего на компьютер устанавливается программное обеспечение кассового аппарата и оператора.

Через личный кабинет в ФНС важно создать отчет с указанием присвоенных номеров налогоплательщика. После этого касса может считаться зарегистрированной. Установка касс обязательна с 1 июля 2017 года. С 1 февраля регистрация касс уже стартует. От применения касс освобождены кондуктора, таксисты, а также предприниматели в определенных районах, где нет интернет-покрытия.

За неприменение ККТ – контрольно-кассовой техники — предусмотрены штрафы, сначала от 10 до 30 тыс. рублей, затем — по возрастающей.

Контроль. И снова контроль

Анастасия Третьякова подчеркнула, что налоговая практика основательно стала меняться с 2012 года. Налоговики усилили борьбу с фирмами-однодневками. Для них не столько весом предельный уровень расходов, убытков, сколько важны сотрудничество предприятия с фирмами-однодневками и неуплата НДФЛ.

Предприниматели нередко идут на дробление бизнеса для применения УСН. В этом случае, если в рамках выездной налоговой проверки начисляется недоимка, а у предприятия недостаточно средств, налоговые органы могут восполнить ее за счет личного имущества руководства компании.

— Эта практика называется «привлечение к субсидиарной ответственности». Кто руководит предприятием не номинально, а фактически, доказывается не с помощью документов, а в ходе опросов работников предприятия. То есть имущество и средства будут изыматься у реального руководителя, а не номинального. Данная практика только еще отрабатывается, но со временем она станет повсеместной, — отметила Анастасия Третьякова.

По ее словам, предприниматели надеются на бухгалтеров, те на себя. Но все же лучше обращаться к специалистам, которые могут дать квалифицированную консультацию по изменениям в налогообложении. В Центре налоговой помощи г. Тюмени всегда можно найти ответы на интересующие вопросы.

В заключение Антон Язовских рассказал, что в течение 2016 года прошло порядка 40 деловых мастер-завтраков. Темы для изучения, осмысления и обсуждения абсолютно разные: продажи, ведение бухучета, налоги. В рамках проекта проходят встречи с предпринимателями, которые делятся своей историей успеха. Или неуспеха. Бывают мастер-завтраки, которые посвящены изучению среды и перспектив ведения бизнеса. Это практически формат круглого стола, участники которого пытаются понять, какие виды бизнеса будут подниматься, какие — стагнировать, что будет происходить с инвестициями, с кадрами.

Общая база участников мероприятия давно превысила 800 человек. В основном это представители малого и среднего бизнеса, маркетологи, иногда руководители подразделений крупных компаний, директора и их заместители. В мае 2017 года проекту исполнится три года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру