Дата фестиваля была выбрана не случайно: в первые выходные сентября в России традиционно отмечают День работников нефтяной и газовой промышленности. Кроме того, в этом году ТИУ исполняется 60 лет — тоже важный повод, чтобы собраться вместе.
Учебные подразделения Тюменского индустриального университета представили на сцене свои визитные карточки. А всеми любимый конкурс фестиваля — «Магистр Барбекю» был посвящен Году российского кино.
На базе отдыха «Олимпия» в этот день работали более десяти интерактивных зон: лаунж-зона с караоке, снукбол, арбалетный тир, скалодром, бампербол. Каждый участник мог заработать жетон и принести победу своему подразделению в номинации «Самая активная команда». Также в этот день прошли спортивные соревнования. Гости фестиваля сдали нормы ГТО и приняли участие в эстафете. К слову, автор этих строк поразил все электронные цели из автомата Калашникова.
Во время фестиваля ректор ТИУ Олег Новоселов провел пресс-конференцию с журналистами тюменских СМИ, рассказал о стратегии развития Тюменского индустриального университета — опорного вуза нового формата, подвел итоги приемной кампании-2016.
«Время, вперёд!»
— Время ускоряется. Динамика, которая сегодня задана высшим учебным заведениям страны, диктует новые правила. Не все вузы справляются с этим. Но Тюменский индустриальный университет выглядит достойно. Минувший год был достаточно результативным: мы стали опорным вузом, провели процедуру объединения двух высших учебных заведений. И здесь большое спасибо коллективам двух бывших университетов — нефтегазового и архитектурно-строительного. Не сомневаюсь, что объединение пойдет нам только на пользу, — рассказал ректор ТИУ.
— Олег Александрович, есть ли у опорного вуза региона перспектива стать одним из ведущих инженерных центров России?
— Мы и так не последние. Если даже взять нашу историю, то мы очень неплохо смотрелись. Свой негативный след оставили 1990-е годы, вуз нужно было развивать, но не было средств, нужных коммуникаций. Университет замкнулся на решении локальных задач и был далек от решения мировых научно-технических и отраслевых проблем. Между тем мир ушел уже далеко вперед.
По воле двух вузовских коллективов, по воле правительства Тюменской области и губернатора был начат процесс объединения двух высших учебных заведений. Таким образом, нам удалось войти в когорту 12 опорных вузов России. Есть немало других побед и свершений: мы стали опорным вузом Газпрома, увеличили объемы научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ для компании «ЛУКОЙЛ», добились успеха в конкурсе World Skills, и этот список можно продолжать. Каждая победа — это очередной шаг вперед. Но, чтобы и дальше двигаться к успеху, нужно стать одной большой семьей, уметь подставить плечо друг другу, понимать, что мы делаем одно большое дело — не только для университета, региона, но и для страны в целом.
— Что получают от создания опорного вуза студенты и преподаватели?
— 2020-й — это год, когда мы должны рассказать всей стране, что вуз соответствует статусу опорного университета. Для достижения этой цели разработана программа, которая насыщена различными мероприятиями в области образовательной, научной деятельности. В настоящее время изучается возможность создания в вузе кафедр мостостроения, нефтегазового строительства, организации и развития аэрокосмического образования. И нам придется приложить большие усилия, чтобы пройти этот путь.
Мы уже основательно модернизировали образовательные программы и продолжаем это делать, уходя от традиционных форм обучения. В этом году начнем реализовывать со студентами первого-второго курсов небольшой эксперимент: в рамках сетевой формы взаимодействия с ними будут заниматься преподаватели Московского физико-технического института и Казанского национального исследовательского технического университета. Речь идет о фундаментальной подготовке по физике и математике. То, что такие статусные вузы создают с нами сетевые формы образования, говорит о том, что мы — равноправные партнеры.
Набирает силу практико-ориентированное модульное обучение, когда учебный план разбивается не по дисциплинам, а формируются модули, синхронизированные с практикой на предприятиях. После изучения теории ребята едут на предприятия, с которыми подписаны договоры о прохождении краткосрочных практик. Там возрождается институт наставничества, и фактически наши студенты приобретают навыки работы в реальных производственных условиях, знакомятся с новейшими технологиями и осознанно подходят к выбору специализации.
Например, кто такой буровик? Один специалист проектирует скважину, другой занимается долотным сервисом, то есть «железом», третий осуществляет геонавигацию. И все это — буровики. Таким образом, ребята в процессе обучения на производстве детализируют образ своей будущей специальности.
Предприятия-партнеры также заинтересованы в подобном подходе, ведь в конце обучения проходит заключение соглашений с вузом о трудоустройстве лучших студентов. Обычно предприятия проводят полутора-, двухгодичные курсы повышения квалификации для только что принятых в штат сотрудников. Это достаточно большие средства. А практико-ориентированное обучение студентов значительно удешевляет и укорачивает данные курсы.
В прошлом учебном году мы запустили две пилотные практико-ориентированные программы — по бурению нефтяных и газовых скважин и по переработке нефти и газа. Количество компаний, которые откликнулись на эту инициативу, можно было пересчитать по пальцам трех рук, их оказалось 15. А на сегодняшний день такие переговоры проведены по всем направлениям обучения. Свое участие в подготовке будущих специалистов подтвердили уже порядка 60 компаний. При этом университет готов сотрудничать с предприятиями, находящимися и за пределами региона.
Практическая подготовка ребят третьего-четвертого курсов в течение года увеличена на 40 процентов. Более того, если раньше практика не оплачивалась, то ныне стажеры-третьекурсники кое-где уже получают зарплату.
В этом году на практико-ориентированное модульное образование перейдут еще восемь вузовских кафедр. К 2020 году 80 процентов образовательных программ станут практико-ориентированными. Это означает выход университета на общероссийский и международный уровни, улучшение имиджа вуза, повышение его привлекательности и места в национальных рейтингах.
Мировые просторы
— Как поменялись приоритеты в научно-исследовательской деятельности?
— Если раньше ее целью были научные статьи, патенты, диссертации, то теперь для наших партнеров и технологического прорыва компаний этого недостаточно. Новый подход заключается в том, что результатом научно-исследовательской деятельности должна стать готовая технология либо вид инновационной техники. В дальнейшем технологию можно передать тому, кому она нужна, либо зарабатывать самим с ее помощью.
В этой связи определены пять основных научно-исследовательских направлений. По двум из них уже идут опытно-промышленные испытания. Так, совместно с КогалымНИПИнефтью и компанией «ЛУКОЙЛ» ведется строительство многоствольных скважин, и уже определено, на каких участках эта технология будет реализована, в частности, на Уватской площадке, в Астраханской области.
Второе направление — это винтовые забойные двигатели, университет их уже производит. Более того, ведутся переговоры с ОАЭ о поставке этих двигателей на арабские нефтяные месторождения. Уникальность технологии заключается в нанесении прочностных покрытий на ротор двигателя. Аналогов ей в мировой практике не существует.
В этой связи приоритетом становится создание при вузе инжиниринговых и нефтесервисных компаний. Ряд компаний уже существует, и наши студенты участвуют в реальных проектно-изыскательских работах. Таким подходом может похвастать не каждый вуз. Нам повезло: вузовские технологии востребованы у наших партнеров. Таким образом, со временем мы надеемся обеспечить университету финансовую устойчивость и стабильность.
— Вуз ведет активную работу со школьниками. Для чего?
— Квалифицированного инженера нужно готовить с малых лет. Важно, чтобы ребята были мотивированы на получение инженерных специальностей, чтобы их желания и амбиции были подкреплены знаниями по физике и математике. Вуз ведет «селекцию» ребят, отбор будущих инженеров. Мы активно сотрудничаем при этом с физико-математической школой. А еще создали собственную Школу инженерного резерва. Проект развивается по нескольким направлениям: геологии, машиностроению и другим. К занятиям в Школе инженерного резерва привлекаются преподаватели университета, задача которых популярным языком привить детям интерес к точным дисциплинам. Ребята начинают иначе воспринимать привычные предметы, яснее осознавать свои склонности и предназначение.
В рамках наших стратегических сессий возник еще один, более широкий проект. Через лагерь «Артек» в год проходят десятки тысяч талантливых детей со всей страны, в том числе хорошо знающих физику и математику. Мы вышли на руководство «Артека» и предложили организовать в лагере площадку Тюменского индустриального университета. На территории площадью один гектар под открытым небом с помощью наших партнеров планируется воспроизвести все производственные процессы, которые происходят в нефтегазовой сфере: от геологоразведки до выпуска конечной продукции. Это будут своего рода учебные макеты, к изготовлению которых мы уже приступили на нашем экспериментальном заводе.
С Министерством образования и науки России достигнута договоренность, что нефтегазовой теме будет посвящена целая лагерная смена, в ходе которой дети с помощью наших преподавателей и представителей предприятий-партнеров погрузятся в мир добычи, переработки и транспортировки углеводородов. Тюменские ребята, которые обучаются в Школе инженерного резерва, также отправятся в «Артек» — на практику. Первая нефтегазовая смена откроется уже 25 сентября. Дети примут участие во всероссийском конкурсе научно-технических проектов.
— Недавно завершилась приемная кампания-2016. Каковы результаты?
— В целом их можно назвать удовлетворительными. Во главу угла мы ставили качество приема. Нижняя планка по ЕГЭ была обозначена в 64 балла. В итоге средний балл по университету составил 64,2. Кроме того, 66 процентов поступивших в Тюменский индустриальный университет — это ребята из других регионов. И это означает, что Тюменская область будет молодеть. А мы постараемся закреплять выпускаемых специалистов в нашем регионе, способствуя тем самым инновационному развитию тюменской экономики.
— Сколько набрано иностранных студентов?
— Не более ста. И это больше, чем в прошлом году. В целом в университете проходят обучение 1400 студентов из-за рубежа. Наш основной маневр при этом — обучать ребят из тех стран, где представлены наши предприятия-партнеры. Мы хотим быть полезными им не только у нас в стране, но и за ее пределами. Речь идет о таких компаниях, как «ЛУКОЙЛ», «Газпром», которые реализуют свои проекты, в том числе, в других странах и на других континентах. Обученные у нас ребята-иностранцы вернутся домой и станут работать на российских производствах.
Добавлю, что недавно установлены связи между вузом и турецкой строительной компанией «Ренессанс Констракшн» — единственной, оставшейся после известных событий на российском рынке. Рабочие кадры она привозит свои, а инженерные должны быть российскими. Мы пригласили руководителя компании в наш попечительский совет и готовы обучать для нужд компании инженеров-строителей. Тем более что в Турции компания ведет аналогичную политику сотрудничества с учебными заведениями.
Помимо этого мы сотрудничаем с высшими учебными заведениями всего мира. Можно упомянуть о немецком техническом университете Клаусталя, французском институте нефти и газа, сотрудничестве с аналогичным институтом в Казахстане. А всего университет взаимодействует с 24 иностранными вузами. Мы открыты и настроены на взаимовыгодное сотрудничество.
— Чем закончился конкурс на создание гимна нового вуза?
— Присланные на конкурс работы оценивала специальная комиссия, в том числе студенты-активисты. Почти 90 процентов работ были отнесены к категории фестивальных песен. А лучшим признан текст, написанный автором старого гимна Андреем Шевелевым. В ту пору он был еще аспирантом «нефтегаза», а ныне это преподаватель Тюменского индустриального университета.
— Спасибо за встречу! Большому вузу — большое плавание! И новых успехов в новом учебном году!