Дороги войны Анны Букреевой

Боевая юность, о которой не забыть

Хрупкая, интеллигентного вида женщина. Трудно поверить, что Анне Семеновне уже 92 года. 

Боевая юность, о которой не забыть

 Наша героиня, Анна Букреева, оказалась в центре страшных событий Великой Отечественной войны, будучи совсем юной. Ей довелось повидать ужасы войны, гибель соотечественников — отважных советских солдат, мирного населения. И сейчас ее голос дрожит, когда она рассказывает о том, как на «до» и «после» разделила ее жизнь война.

Дом, милый дом

Анна родилась в маленьком селе Волго­градской области. Семья, как и у многих в те времена, была большой — девять детей. Так что у Аннушки, младшенькой, было трое братьев и пять сестер. Детей воспитывали по старинке, консервативно. Все чтили традиции, заведенные бабушками и дедушками, — прежде всего, это уважение к старшим и трудолюбие. Мама растила детей работящими и вежливыми. Анна Семеновна просто признается, что у нее нет высшего образования. Но с самого раннего возраста, когда удавалось, Анна сидела за книгами. В итоге она в совершенстве владеет немецким языком.

Главными учителями Анны Букреевой стали испытания, выпавшие на ее долю.

Отец многодетного семейства — добрый, честный человек, по воспоминаниям Анны, — из жизни ушел рано. Жертва эпохи, он был расстрелян. Семья Анны разделила участь многих, кто, оставшись без кормильца, пережил мучения голодом.

— Рядом с нами жил взрослый мужчина, у которого умерла жена, а дети были взрослыми, — вспоминает Анна Букреева. — Он был добр к нам, не хотел, чтобы мы умерли с голоду, а это происходило повально. Он предложил моей маме вместе вести хозяйство и воспитывать детей.

С самого раннего детства ребятишек приучали к труду. Для всех, даже самых маленьких, в селе находилась посильная работа. Рабочие руки — это и был главный способ выживания. Техники в деревнях поначалу не было никакой, управлялись только топорами да граблями. Только со временем в село направили тракторы. Сельскую молодежь учили работать на новой технике. Анна тоже посещала эти занятия.

На новой машинно-тракторной станции (МТС) не хватало лаборанта по жидкому топливу. А сосед Анны, работавший на МТС главным бухгалтером, сразу заприметил умную и работящую девчонку. Получив разрешение от мамы, Анна, тогда еще школьница, устроилась работать на МТС.

Анна Семеновна вспоминает, что молодежь того времени была предана идеалам, формируемым в советском обществе. Ко всем людям относились по-доброму и с уважением.

— Меня, ребенка, воспитывали так, что даже с незнакомым прохожим я обязательно поздороваюсь. Это было негласным правилом, которое в деревне все соблюдали.

После школы Анна поступила в техникум города Камышина Волгоградской области, где обучали медсестер, техников, водителей.

1941-й. Началось долгожданное лето, и сельские ребята вернулись домой на каникулы. Восход солнца ознаменовал обычное утро. Анна занималась дома хозяйством. А радиоточка — единственная на все село — уже сообщала недобрые новости.

«Наша девочка»

— Брат вышел из избы и вдруг вернулся минут через двадцать. Говорит, что началась война, — рассказывает Анна Семеновна, волнуясь так, как будто это было вчера. — Я сначала не поверила, подумала, что брат наверняка ошибся.

Но новость оказалась не шуткой. Горькая правда потрясла жителей родного села Анны Букреевой. Слез было пролито много.

Уже на следующий день началась эвакуация немцев, которые жили в этом селе еще с петровских времен. Сельчан немецкого происхождения было немало. Обживая русское село с давних времен, они вполне ассимилировались, работали на общее дело. Естественно, жили большими, крепкими семьями, порой создавая их вместе с русскими. При этом не требовали к себе особого отношения, жили в дружбе. Когда началась эвакуация, русские жены немцев отправлялись вслед за своими мужьями.

— У эвакуированных остались большие хозяйства, — вспоминает А. Букреева. — Мы не давали им разрушаться. Доили коров. Молоко сразу у нас забирали, потому что начали поступать раненые, а их нужно было кормить.

Через пару дней после окончания эвакуации сельскую молодежь собрал райком комсомола. Анну и еще многих ребят послали на трудовые работы под Сталинград. Девушки и парни копали противотанковые рвы, рыли окопы. Работали слаженно. Бригадир своих работников предупредил сразу: как только полетят немецкие самолеты-разведчики, нужно падать на землю и не шевелиться. Услышать приближение вражеских разведчиков не составляло труда, у этих самолетов был особый, ни с чем не сравнимый гул. Ребята следовали наказам. Заслышав громкий звук приближающегося самолета, они бросали лопаты и кирки и ложились на холодную сырую землю.

Как-то (стоял январь 1943-го) бригадир подошел к юным подопечным и приказал скорее бежать по домам. Транспорта не было. Несколько дней ребята шли домой — преодолевали десятки километров, чтобы успеть в родные села.

Вернулась и Анна. В родном доме, как и в других избах, поселились солдаты. Места не хватало, некоторые лежали прямо на полу. Армию нужно было кормить. Молодежь включилась в работу колхозов и совхозов, чтобы помочь формированию продовольственных запасов. Без дела сельчане не сидели ни одного дня.

Спустя некоторое время по рекомендации райкома девушки поступили на обучение сестринскому делу. В сельской больнице два врача четыре месяца учили девушек оказывать медицинскую помощь.

Новоиспеченных медсестер решено было поездом отправить в Новороссийск. Не успел состав прибыть к вокзалу, как враги начали его бомбить. В таких условиях и состоялось первое приобщение к сестринскому делу на практике. Раненых девушкам помогали подбирать уцелевшие солдаты. Иногда не получалось перемещать бойцов на носилках — тяжело… Тогда в ход шли плащ-палатки. Девочки стойко несли свою службу и выполняли все поставленные задачи. Но наступала ночь, и тут девчата не могли сдержать своих чувств. Все горько плакали. Казалось, эта борьба за жизнь не закончится никогда. И никто не знал, удастся ли прожить еще хоть сутки или сегодняшний день станет последним.

— Однажды в меня целился немецкий снайпер. Пуля, выпущенная из его винтовки, пролетела прямо у меня перед лицом. Да так близко, что воздушной волной меня сбило с ног, я упала и ударилась головой, — вспоминает Анна Семеновна. — Тут же подбежали мальчишки-солдаты. Они меня подняли и искренне обрадовались, что я жива, обняли.

Там же Анна познакомилась с бесстрашными девушками-снайперами. Сейчас она смущается, вспоминая, как они ругали врага, используя крепкое русское словцо.

После Новороссийска девушки пешком направились в Геленджик. В пункте назначения девчат обмундировали. До этого им приходилось воевать в гражданской одежде.

Анна выделялась своими длинными густыми волосами. После осмотра врачей ей пришлось их обрезать — служить с косами в армии запрещено. И такая участь постигла не только нашу героиню. Парикмахер подстриг Анну и других девушек почти наголо. Она, впрочем, не огорчилась и даже сейчас помнит, как стало легко без бремени волос.

— Нам выдавали жидкое мыло, чтобы помыться, его было совсем чуть-чуть, но и этого было достаточно. Мы экономили, — вспоминает Анна Семеновна.

Затем девушки отправились в грузинский город Поти. Большинство направили на обучение в школу связистов. Но Анне была уготована другая судьба. Она — спасибо опыту работы на МТС! — умела подавать на транспорт горюче-смазочные материалы. А это было очень ценно для флота.

— Шел очередной урок, когда к нам в школу приехал большой чин. Он вызвал меня в кабинет начальника училища и стал задавать вопросы на предмет обращения с горюче-смазочными материалами. Я отвечала. Потом и каверзные вопросы пошли. Но это была их работа, они должны были знать, кто я. Оказалось, я справилась с заданием. Старшина велел собрать рюкзак. А что собирать-то? У меня всего-то и было, что платье гражданское.

Так девушке пришлось расстаться с подружками и направиться в порт, откуда отправлялись в бой корабли. На главном военно-морском складе Черноморского флота Анне Семеновне и назначили служить. Поселили ее в трансформаторной будке. Но скромные бытовые условия ее совершенно не смущали. Три года она посвятила службе на советском флоте во благо приближения Победы.

В том батальоне это была единственная девушка. Никто ее не обижал, сослуживцы ласково называли Анну: «Наша девочка». А эта девочка отвечала за многое. Старший краснофлотец Букреева заправляла топливом военные корабли.

— Приборами я измеряла все показатели подачи топлива, и только после этого суда отчаливали от берега, отправлялись в бой. Это было очень ответственно. Танк встанет — солдаты могут его покинуть. Корабль встанет — погибнут все, — рассказывает ветеран.

Она с сердечностью вспоминает дружные многонациональные экипажи судов.

— Каждый раз, когда очередной корабль уходил в бой, я плакала, — со слезами на глазах вспоминает Анна Семеновна. — Я знала, что они могут уже никогда не вернуться.

Но когда бойцы возвращались — сколько радости было!

Порт бомбили каждые два часа, не давая ни минуты передышки. И каждый раз, заслышав страшные звуки бомбежки, Анна вставала на колени и молила бога о спасении, чтобы каждый моряк смог вернуться домой и встретить своих родных.

— В моей сумке всегда лежало все необходимое для перевязок. Потому что нас постоянно бомбили, обстреливали, — говорит Анна Семеновна.

Работали много. И никто не жаловался. Каждый думал о Победе.

Разные люди встречались в то время нашей героине. Появился как-то в порту новый, немолодой человек. Сразу заприметил Анну. Предлагал жить с ним. Но девушка не могла поступиться честью. Случилось, что новоявленный поклонник принуждал Анну встречаться с ним под дулом пистолета.

— Дело было в столовой. Я успела достать свой пистолет. А тут, на удачу, возник наш батальонный. Приструнил нас, мы спрятали оружие. Как я была рада своему спасителю! Он меня успокоил. Но долго после этого меня трясло, — вспоминает Анна Семеновна.

Дорога домой

Вспоминая о долгожданной Победе, Анна Семеновна лучезарно улыбается. Что чувствовали солдаты в тот день — 9 мая 1945 года?

— О Победе мы узнали ночью. В четыре часа утра все начали стрелять — от счастья. Мне как дежурной по части пришлось в ту ночь много патронов списать, — смеется Анна Букреева.

Всем нужно было попасть домой, военные с нетерпением ждали демобилизации. После войны Анну Семеновну оставили служить еще на три года. Заменить такого высококлассного специалиста было сложно.

— Рядом было море, а я ни разу не купалась. Только после войны нам начали давать увольнения. Однажды дали на три часа, и тогда я в первый раз поплавала в море.

На единственную в батальоне девушку нередко обращали внимание молодые военные — и, конечно, относились с уважением. Николай, инженер, участвовавший в строительстве порта, как и многие, сразу заметил активную, трудолюбивую Анну. Николаю Ивановичу удалось покорить ее сердце.

Когда служба закончилась, Анне исполнилось 23 года. Тогда они с Николаем и поженились. Молодая семья переехала к свекрови в Омск. Там Анна Семеновна работала в лаборатории. На свет появилась малышка — дочка Алла, позже родился сын Александр.

Спустя некоторое время Николая Ивановича направили в Сургут. Семья поехала вместе с ним. Сейчас идет уже 46-й год, как Анна Семеновна живет в Сургуте. Здесь она тоже много работала, обрела друзей. Югорская история Анны Букреевой была связана с работой в компании «Сургут­нефтегаз».

— Большое спасибо компании «Сургут­нефтегаз», дай бог здоровья ее генеральному директору Владимиру Богданову, — искренне высказывается Анна Семеновна. — Я знаю, что многие участники войны работали в этой компании, почти двести человек нас было. И все эти годы мы всегда ощущали со стороны коллег и руководства только уважение.

…С детства Анна любила читать. Сейчас она плохо видит, что ее очень огорчает. Несколько раз была у окулиста, но он уже не может ей помочь.

— Я бы с удовольствием перечитала сейчас Достоевского, — признается наша героиня. — Книга — это больше, чем учитель. Как жаль, что зрение меня подвело и я не могу открывать для себя новые книги!

Анна Семеновна привыкла все делать сама. Конечно, ее навещает дочь. Не так часто, как хотелось бы, — Алла живет в Нальчике. Чаще бывает в гостях сын Александр — он работает в ОАО «Сургутнефтегаз». Растут внуки, и уже появился правнук Ариан.

На жизнь Анна Семеновна никогда не жалуется, хотя и пережила непростое время. Часто созванивается и встречается с фронтовыми подругами. Охотно посещает встречи со школьниками и молодежью. С готовностью рассказывает им о военных дорогах.

Анна Букреева награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За Победу над Германией». 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру