На шкале — переменная облачность

В Тюменской областной Думе состоялась презентация федерального проекта по исследованию в регионах предпринимательских настроений. Проект носит название «Барометр «Деловой России» и представляет собой мониторинг настроений и ожиданий предпринимателей промышленного сектора.

 В опросах принимают участие собственники бизнеса, наемные топ-менеджеры, заместители директоров, главные бухгалтеры. Основная цель проекта — исследование деловой активности в регионах.

В Тюменской областной Думе состоялась презентация федерального проекта по исследованию в регионах предпринимательских настроений. Проект носит название «Барометр «Деловой России» и представляет собой мониторинг настроений и ожиданий предпринимателей промышленного сектора.

Презентацию провели председатель Совета отделения ТРО ОО «Деловая Россия», уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло, сопредседатели Совета отделения ТРО ОО «Деловая Россия» Сергей Разуваев (куратор проекта в регионе) и Мурат Нурпеисов.

По словам Сергея Разуваева, в рамках страны проект реализуется уже на протяжении ряда лет. Аналитики исходят из того, что бизнесмены — это определенная часть нашего общества, и от того, что они думают, переживают, чувствуют, зависит очень многое, в частности экономическая ситуация в регионах и в стране в целом.

В Тюменской области это уже двенадцатое подобное исследование. Поначалу специалистами ГК «Маркетинг-Консультант» опрашивались около 15 предпринимателей. Со временем количество респондентов выросло до 150. Выборка составлена таким образом, что она соответствует удельному весу тех или иных отраслей. К примеру, если, условно говоря, в леспроме работают 12% предпринимателей, соответственно, в этой отрасли опрашивается такая же процентная квота. Следовательно, выборку можно считать репрезентативной.

Что касается порядка исследований, то они проводятся с четким соблюдением технологий, разработанных Высшей школой экономики. В первую очередь, респондентам предлагают оценить не факторы развития, а факторы сдерживания. Разработчики методологии исследования считают: развитие бизнеса и его стимулы — это задача самого предпринимательского сообщества, люди сами должны думать, как побеждать в конкурентной борьбе. А вот лимитирующие факторы нужно выявить, структурировать и распределить. Среди них есть такие, которые в большей степени зависят от государст­ва и правил игры, которые оно предлагает. И задача «Барометра», по словам Сергея Разуваева, — показать исполнительной власти различных уровней, что не дает развиваться бизнесу, проинформировать все заинтересованные структуры о результатах таких исследований.

Каковы же нынешние итоги опросов? Заметно, что пессимистические настроения, на которые предприниматели жаловались в октябре-ноябре прошлого года, к апрелю 2013 года видоизменились. Предприниматели чувствуют себя хорошо, барометр показывает отметку выше нуля, но пока что она далека от пика, который наблюдался в феврале 2012 года. Предприниматели в тот период чувствовали себя примерно в 3 раза лучше, чем сейчас.

Каков индекс предпринимательской уверенности? По сравнению с октябрем прошлого года он увеличился практически в 2 раза. Скорее всего, цели, которые предприниматели ставили перед собой, были достигнуты. На снижение объемов выпуска продукции в октябре указывали 17% респондентов, а в апреле это число сократилось до 5%. В последующие 2-3 месяца на предприятиях ожидают рост физического объема производства.

Платежеспособный спрос находится в норме для подавляющего большинства отвечающих — 82%, это на 10% больше по сравнению с октябрьскими данными. Недостаточный спрос на продукцию ощущают больше всего предприятия таких отраслей, как производство электрооборудования, резиновых и пластмассовых изделий, электронного и оптического оборудования.

В отличие от целого ряда регионов России, население Тюменской области имеет финансовые ресурсы, оно платежеспособно. Соответственно, активно приобретает товары и услуги. В этой связи в апреле наблюдается значительный рост цен на реализуемую продукцию по сравнению с данными октября прошлого года. Предприниматели чувствуют неудовлетворенный спрос и продают свою продукцию по более высоким ценам.

В апреле выяснилось, что доступность источников пополнения оборотных средств предпринимателями оценивается также положительно. Возможно, это связано с изменениями в банковской сфере. Как бы то ни было, проблем с пополнением оборотных средств у руководителей предприятий стало гораздо меньше.

Около трети опрошенных руководителей отмечают рост уровня занятости. Вместе с тем привлекать высококвалифицированный персонал становится все труднее, сложнее и дороже.

К параметрам исследований относятся ряд лимитирующих, или сдерживающих развитие бизнеса факторов. Они делятся на две основные подгруппы: финансово-экономическую и государственно-административную.

Основным лимитирующим фактором с июня 2012 года стабильно выступает «высокий процент коммерческого кредита». Однако, в апреле его назвали гораздо меньшее число представителей предприятий области (38%), по сравнению с предыдущими периодами исследования, когда данный фактор мешал росту больше половины организаций. На втором месте среди лимитирующих факторов — «высокий уровень налогообложения». В июне 2012 года такую оценку дали 21% предпринимателей, в апреле 2013 — 32%. Менее раздражающим фактором становится неопределенность экономической обстановки. А вот недовольных изношенностью оборудования стало больше почти в 3 раза. Следующим по степени значимости лимитирующим фактором является «конкурирующий импорт». За ним в числе условий, мешающих росту производства, следует «удорожание услуг естественных монополий».

По итогам проведенных опросов стрелка барометра «Деловой России» в Тюменской области остановилась в точке «переменная облачность». «Это не плохо, это нормально, но не идеально», — заключил куратор проекта Сергей Разуваев.

В обсуждении результатов исследования приняли участие заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин, депутаты Тюменской областной Думы Алексей Салмин и Виктор Буртный, члены ТРО ОО «Деловая Россия», предприниматели региона.

Один из них предложил подумать о создании интерактивной карты муниципальных земель. «Ее отсутствие — это тоже наш лимитирующий фактор, — заметил предприниматель. — Без нее мы не можем эффективно выстраивать схему строительства линейных объектов в регионе. У земель много различных собственников, а границы участков зачастую неопределены, поэтому куча времени уходит на различные согласования».

Мурат Нурпеисов напомнил участникам мероприятия, что «Деловая Россия» активно участвует в разработке всевозможных дорожных карт, которые помогают бизнесу чувствовать себя лучше. И пригласил предпринимателей придти на следующий день в Тюменский технопарк — для знакомства с дорожной картой по вопросам экспорта.

Как подчеркнул во время прошедшей презентации заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин, «высокая деловая активность должна стать нашим конкурентным преимуществом». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру