По зову северных широт

Для художника Александра Кухтерина Арктика стала вторым домом

История освоения северных территорий полна невероятных открытий, драматических событий, легенд и вымыслов. Русские первопроходцы появились в Заполярье в допетровские времена 

Для художника Александра Кухтерина Арктика стала вторым домом

 Уже при царе Алексее Михайловиче легендарная Мангазея торговала с Западной Европой рыбой и пушниной. Беринг, Седов, братья Лаптевы — кто не слышал этих героических имен? Описание северного сияния содержится в индийском эпосе «Махабхарата», созданного в глубокой древности. Кинофильмы «Земля Санникова» и «Два капитана», повествующие об отважных полярных исследователях и мореходах, популярны со времен СССР. Чем же так привлекает людские взоры эта загадочная страна, полная вечных льдов и белого безмолвия? За ответом я отправился к тюменскому художнику Александру Кухтерину.

Слово «кухта» в переводе с немецкого означает «косматый иней на деревьях». Кажется, что художнику специально подбирали его фамилию, так она ему идет. Есть в ней что-то звонкое, узорчатое, язычески волшебное. Кстати, творческая мастерская художника напоминает некую алхимическую лабораторию, полную таинственных формул и секретов. В сказочной атмосфере мастерской легко уживаются настоящий гончарный круг, графичес­кие миниатюры, керамические фигурки троллей, макеты кораблей и танков. И все это приправлено ароматом легенд и пророчеств, мерцанием далеких звезд, арктическими рассветами и закатами…

Кстати, произведения Кухтерина хранятся в частных коллекциях Германии, Великобритании, Франции, Канады.

— Александр, в одном из модных городских кафе я видел целую серию твоих работ. Это были керамические рыбы — на колесах, с крыльями, с часами на боку, запряженные в телеги. Очень оригинальные решения. Не жалко, что все это богатство от тебя уходит?

— Со временем работы накапливаются. Так что хочешь не хочешь, а приходится выставлять плоды своих трудов на продажу, — отвечает художник.

Практически каждое лето и уже не первый сезон Кухтерин отправляется в путешествие между мирами. Вместе с учеными НПО «Северная археология» раскапывает легендарный заполярный русский город Мангазею.

— На север я отправился еще в мае, — поделился художник. — Мы исследовали переправы для сейсморазведчиков через реки Салым, Тукан, Березовая в Нефтеюганском районе. Нашей задачей было обнаружение археологических объектов там, где эти переправы будут проходить. А также свободный поиск археологических памятников для внесения их в кадастр…

На территориях, где будут расположены нефтепромыслы, различные трубопроводы, таких объектов быть не должно, пояснил Кухтерин. Если на пути трубопровода обнаружится археологический памятник, в проект придется вносить изменения.

Экспедиция началась, едва сошел снег.

«Едем. Черная безмолвная вода, нависающие над лодкой неподвижные черные ели, аллювиальные отложения, редкие парочки взлетающих уток, дергающиеся в судорогах ветра плесы, смыкающиеся за кормой заросли ольхи и тальника… Огромный, мрачный, безжизненный простор. Редко-редко прокричат жалостливо и тоскливо желна, кукушка, и опять только рокот сорокасильной «Ямахи», шелест волны за кормой. И входит в сердце и душу этот немой, дремучий простор, мрачный, где человеку и места нет… Многометровые завалы на извилистых таежных речках, с коричневой торфяной водой. Завалы идут на нес­колько километров, и на них растут уже юные деревца. Не дай бог оступиться, провалишься в черную ледяную могилу между склизких стволов, и сомкнутся они над твоей головой…». Так описал художник ход экспедиции в своем дневнике.

— А в июле мы отправились на Таймыр, — продолжил художник. — Перед нами стояла задача обнаружить на полуострове следы пребывания русских в XVII — XVIII веках. А также найти маяк Харитона Лаптева, который он выстроил около своего зимовья на мысу Большая Корга. Маяк мы не нашли. Там высокий 30-метровый обрыв, его подмывает, и сооружение, видимо, уже давно улетело в воду. Зато нашли две мезолитические стоянки. Провели топографическую съемку, обнаружили ряд предметов быта каменного века. На 73 широте такого еще никто не находил…

Таймыр, по словам художника — это просто сказочный край. Живут там, в основном, долгане — народность, которая образовалась буквально в 30-е годы прошлого века, этакая смесь местных нганасан, затундренных русских, якутов и эвенков.

— Взрослые умирают рано, — сообщил Кухтерин, — в таймырских поселках много детей, больше, чем взрослых. Поселки сидят на дотациях, люди, в основном, рыбу ловят да дикого оленя себе на пропитание добывают. Когда мы уезжали, они нам надавали рыбы: муксуна, гольца, пыжьяна, от денег отказались. На север потому и тянет, что там очень доброжелательные, добрые, приветливые люди…

На берегах полуострова много нганасанских могил. Вокруг арктическая пустыня, мхи. При этом разные наз­вания одно поэтичнее другого: местная речка Тюбинэ вытекает из озера Меркелькюэль, где живет Пернатый Змей — Кецкоатль…

Из дневника Александра Кухтерина:

«Ко мне подсел давешний старичок:

— А куда вы идете? На Коргу? У-у, это страшное место, жуткое... Я когда там проезжаю на «Буране», у меня руки от страха трясутся. Там кругом могилы нганасанские. Приготовь обязательно медные денежки. Надо, чтобы они по цвету медные были. И везде, где заметишь, что рога оленьи, нарты старые из земли торчат — сразу подкладывай туда. Можно и сигаретку. И конфетку. И не смейся!... Там шибко могучее колдовство, шибко сильные шаманы колдовали. В марте сын повесился 32 лет. После зимней охоты на оленей. Как раз на Корге. Все, кто носились без ума на «Буранах» за оленями, все умерли. Просто стали тосковать, сохнуть и так или иначе — все померли…».

— Братья Дмитрий и Харитон Лаптевы сотоварищи были участниками Великой гидрографической экспедиции, — отметил Александр Кухтерин. — Они исследовали Северный морской путь, описали береговую линию полуострова Таймыр. Это была титаническая работа. И люди были великие. А было им по 25-30 лет. На полуострове они дожидались весны, выстроили зимовье, казарму, столовую, хозпостройки. Это позволило им пережить суровую зиму. Потом они двинулись дальше…

В августе Кухтерин вновь отправился в Мангазею. Уже в двенадцатый раз.

— Выходцами из Мангазеи проложен путь на Енисей, составлена первая карта реки Лены, — рассказал художник. — Мангазею называли «златокипящей», поскольку добываемая местными промысловиками пушнина приносила немалый доход в царскую казну. Деревянные строения в мерзлоте отлично сохранились. И не только строения. У нас уже несколько тысяч значимых находок: обувь, посуда, украшения, орудия охоты и рыболовства, предметы быта. Иной раз смотришь какой-нибудь фильм, так там наши предки все сплошь неграмотные и в каком-то рванье ходят. На самом деле только в Мангазее найдены сотни шахматных фигурок, футляры для компасов, застежки от книг, детские игрушки, музыкальные инструменты. Меня это очень увлекает. Говорят, бороды боярам начал Петр Первый брить. А в Мангазее найдены помазки. Значит, русские мужчины еще до Петра знали, что такое бритва. Одно из открытий последней экспедиции — огромный сожженный пень. Находка свидетельствует о том, что там, где сегодня тундра, когда-то шумели лесные рощи… Видимо, неслучайно на гербе Салехарда изображен зеленый дуб. Да и Гренландия, как известно, в переводе означает «зеленая страна», люди там скот пасли.

— А чем еще занимались жители Мангазеи, кроме пушного промысла?

— Это был торгово-ремесленный город, с кремлем и посадом. Учеными найдены литейные мастерские, косторезные. Город был связан с крупными компаниями Западной Европы, вел географические исследования. Горожане содержали лошадей, коров, свиней, кур, только хлеб, муку и соль завозили по морскому пути на поморских кочах. А потом стали наступать льды, произошло несколько пожаров, люди ушли на Енисей, и практически несколько столетий об этом заброшенном заполярном русском городе никто ничего, кроме нескольких ученых, не знал.

Из дневника:

«31 августа. Проснулся. Отдернул полог, а там белая стена, непрозрачная. Туман. Видно только ближайшую ко мне веточку лиственницы с крохотными капельками на каждой иголочке. И все. Тихо. И даже Григорьич спит еще. Пока разводил огонь под ведром, уже закипел на примусе котелочек с чаем. Сижу вот, курю, смотрю в белое Ничто. И хорошо мне. Дома я. А все это окружающее просто обои моего дома, меняющие расцветку по нескольку раз в день. Там где-то метров за пятьсот моя кепка, в другом углу дома полевой дневник с пришпиленным карандашом, в третьем — палаточка с бутербродом. Большой у меня дом. Согласен. На раскопе опять глина. Тяжелым одеялом прикрыла черный пожарный слой 17 века. Так 400 лет и хранила. И находки сразу под ней, словно остатки кораблекрушения, найденные на обнажившемся океанском дне.».

Сегодня перед художником стоит задача подготовить творческий отчет по итогам экспедиций, в которых он побывал вместе с учеными НПО «Северная археология», воспроизвести в своих работах героику и быт наших предков. Следующим летом в Мангазее состоится первая полевая научная конференция с участием ученых из разных стран мира. И они увидят русский север глазами тюменского художника Александра Кухтерина. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру