Еще вчера то, о чем сейчас возникает полемика в публичном поле, казалось невероятным. Речь идет о… правах искусственного интеллекта (ИИ).
В экспертном сообществе давно существует дискуссия о том, может ли ИИ «рассуждать», достижимо ли для него обладание «сознанием».
Усилия ИТ-компаний, направленные на инвестирование в масштабирование использования искусственного интеллекта, пока не приносят ощутимого результата. Появляются признаки убывающей доходности.
Возникает также впечатление некоей «пробуксовки» — в последнее время уровень достижений в технологиях несопоставимо ниже от финансовых вложений, чем раньше, и при огромных тратах на вычислительные ресурсы не в полной мере удовлетворяет инвесторов.
Например, Илон Маск инвестировал существенные средства в покупку у Nvidia ста тысяч графических процессоров для своего суперкомпьютера Colossus, но финансовый эффект от обучения последующих моделей Grok стартапа xAI пока неочевиден.
Еще ИТ-компании вкладывают впечатляющие средства в так называемое «питание» для ИИ. Одни, как Илон Маск, выкупают соцсети (X, бывший Twitter), другие покупают контент у известных изданий или просто «выпускают на выпас» свои модели в Сеть (сталкиваясь при этом с проблемами авторских прав).
Стоит отметить, что больше всех пока от этой гонки зарабатывает Nvidia, поставляющая участникам рынка ИИ графические процессоры, на которых все эти компании обучают свои модели. Благодаря чему с некоторых пор Nvidia стала одной из самых дорогих публичных компаний в мире*.
При всем том, что тенденции развития рынка ИИ указывают на его значительный рост, поиск новых направлений не так уж велик, считают в TechCrunch.
Согласно отчету о размерах и тенденциях рынка ИИ, опубликованному компанией Grand View Research, в 2023 году мировой рынок искусственного интеллекта достиг $196,63 млрд.
Ожидается, что с текущего года он будет расти со среднегодовым темпом в 36,6% и к 2030 году достигнет цифры в 1,81 трлн долларов США (FAIST).
OpenAI, например, сделала ставку на продвинутую серию моделей ChatGPT-o1, способных не только «рассуждать». Компания исходит из того, что такие нейросети, как o1, могут решать более сложные проблемы, чем предыдущие модели, и представляют собой шаг вперед в развитии генеративного ИИ.
В том же направлении следует и китайская команда Qwen (подразделение Alibaba), представившая в ноябре 2024 года «рассуждающую» модель нового поколения QwQ-32B-Preview, которая по некоторым параметрам даже превосходит конкурента от OpenAI.
Альтернативные концепции ИИ — это нейросети, которые берут время для того, чтобы «подумать», и используют вычисления после подсказки, а не до нее. Однако не факт, что «модели рассуждений» — это лучший путь развития технологий.
Сооснователь OpenAI Илья Суцкевер в прошедшую пятницу на ежегодной конференции по искусственному интеллекту NeurIPS заявил, что сверхразумный ИИ будет не только способен «рассуждать» — у него появится «сознание», и он может «захотеть» иметь права. Будущие системы, по мнению Суцкевера, от этого станут более непредсказуемыми (Х).
Напомню, после ухода из OpenAI Илья Суцкевер в текущем году объявил о запуске с партнерами собственного стартапа Safe Superintelligence, занимающегося созданием ИИ общего назначения.
Сейчас все это еще кажется сюжетом из романа-утопии. Но если следовать логике известной социальной концепции «Окно Овертона», то, что видится немыслимым сегодня, со временем становится нормой…
* Капитализация компании на закрытии торгов 13 декабря 2024 года составила $3,29 трлн (NASDAQ).