МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тюмень

Учение должно быть в радость

Как помочь ребёнку адаптироваться к начальной школе?

Новый учебный год для ребят постарше — обычное дело, а вот для первоклашек — это целый мир, который полон загадок и тайн. И все в нем необычное, непостижимое: расписание уроков, учебники, задания, педагоги, ежедневный труд, сотни новых лиц, впечатлений, радостей и слез. Как сделать этот период счастливым для ребенка? И как избежать трудностей, стрессов, с которыми ребенок может столкнуться? Как их преодолеть?

Департамент образования города Тюмени

Об этом рассказала главный внештатный специалист по медицинской психологии департамента здравоохранения Тюменской области Татьяна Гаврилина на радио «Вести FM» ГТРК «Регион-Тюмень».

По ее словам, переход из детского сада, из дошкольной организации в общеобразовательную, начальную школу действительно является стрессом для ребенка. Почему детям в первой и второй четверти первого класса перестали ставить оценки? Затем, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе без лишних волнений. Ведь наши познавательная и эмоциональная сферы взаимосвязаны. Первоклассник, идя в школу, испытывает эмоции более яркие, сильные и глубокие, чем невеста, которая выходит замуж, чем новоиспеченный папа, который встречает свою супругу из роддома. У первоклассника целый коктейль эмоций, который ему нужно принять, переварить и усвоить. Только после этого он сможет спокойно включиться в школьный образовательный процесс.

Накануне 1 сентября будущие первоклашки все чаще слышат от своих родителей: «Ты уже большой, детский сад закончился, в школе все серьезно». И так складывается странный парадокс: с одной стороны, ребенок понимает, что он взрослый, с другой стороны, он испытывает растерянность, он не знает, что значит быть большим и взрослым и как вести себя достойно. У него нет опыта общения с ребятами, учителями, и здесь многое зависит от родителей и того, как они настроены.

Чего не нужно делать? Сравнивать ребенка с другими детьми. Отбирать у него игрушки, сажать и заставлять учить цифры и буквы, если он сопротивляется. Таким образом любовь ребенка к школе не сформировать. Лучше рассказывать ребенку о своих школьных годах, о том, как там интересно, с чем ему предстоит познакомиться, — и делать это в эмоционально положительном, позитивном ключе.

Ребенок в таком возрасте больше ориентируется на свои чувства, эмоции и ощущения. И если начало школьной жизни будет для него связано с какими-то приятными образами, то и адаптация к школе пройдет легче. Он легче вольется в школьный коллектив и быстрее усвоит те правила, которые в нем существуют.

От игр к познанию

В трехлетнем возрасте ребенок переживает период «самости»: «Я сам!». И все стремится делать сам и поступать самостоятельно. Кризис семи лет — другой. Все кризисы, которые мы переживаем в течение молодости, имеют задачу сепарации — отделения от родителей. И семилетний возраст не исключение. Он совпадает с поступлением ребенка в школу. И это для него двойная нагрузка. В этом возрасте у него происходят изменения психологические, физиологические, его игровая мотивация постепенно преобразуется в познавательную.

И в это время родители могут помочь ребенку преодолеть раздражительность, конфликтность, замкнутость, рассеянность, повышенные тревожность и робость. Плюс у ребенка порой происходит обесценивание тех людей и вещей, которые ему были дороги. Все это проявления кризиса семилетнего возраста. Ребенок может сломать любимую игрушку, сказать маме: «Я тебя не люблю». Он хочет самоутвердиться, показать, что он главный и значимый. В такой ситуации нужно разговаривать с ребенком на равных. Если выстраивать отношения по схеме «Я здесь главный, я родитель, а ты маленький и ничего не понимаешь!», то у ребенка включится характерное для этого возраста упрямство. И он будет все делать родителю назло.

Если же вести себя с ним на равных, он действительно почувствует себя взрослым и большим, сможет высказывать свою точку зрения или мнение. Нужно не только запрещать что-то ребенку, но и объяснять, почему вы это делаете. Не только требовать, но и внушать, почему ребенок должен сделать то или иное. Показать, какие плюсы, или «плюшки», он может в этом случае получить.

Если ребенок хочет самостоятельности, нужно ее дать ему, и так, чтобы всем была польза. Например, стоит поручить ему пропылесосить комнату. Насыпать корм коту. А все остальное время «можешь быть свободен».

Если ребенок не хочет делать уроки (многие родители с этим сталкиваются), можно уговорить его делать их по схеме: тридцать минут занимаемся, десять–пятна­дцать минут отдыхаем, затем возвращаемся. И в результате все будут довольны. То есть важно говорить ребенку о своих чувствах, спрашивать его о том, что чувствует он.

Общение как наука

Как родителю сформировать адекватную оценку ребенка, его поведения, его поступков? Ведь он может кого-то обидеть, причинить кому-то боль. Важно задумываться об этом раньше, чем ребенку исполнится семь лет. Уже к двум годам он должен иметь начальные представления о том, что можно, а что нельзя. Это один из основных показателей социализации ребенка. Не зря и школьные психологи, и учителя говорят, что им не столько важно, чтобы ребенок, придя в первый класс, знал все материки, умел читать и писать. Важнее, чтобы он умел общаться с другими детьми, разговаривать с ними. А также, чтобы умел ухаживать за собой: завязывать шнурки, застегивать пуговицы. То есть социальные навыки на уровне бытовых взаимоотношений важнее. Остальному научат на уроках.

Если ребенок растет в семье, где папа и мама любят и уважают друг друга, относятся к ребенку как к личности, данную модель поведения он будет использовать и в своей жизни. Ведь дети впитывают не слова, что говорят взрослые, а то, как они себя ведут, как относятся к людям и вещам.

Если ребенок проявляет агрессию или сам становится объектом агрессии, важно выяснить все обстоятельства происходящего. И это должен быть доверительный разговор, а не форма допроса. При этом выслушаны должны быть обе стороны. И в итоге должно быть найдено некое конструктивное решение. Проявление агрессии — это как раз свидетельство недостаточной социализации ребенка, и, если она проявляется регулярно, важно обратиться к специалисту, психологу, психотерапевту, а иногда даже к неврологу или психиатру.

Многие родители пытаются манипулировать ребенком, используя доступ к смартфону. Телефон стал мощным орудием шантажа. Впрочем, все мы, будучи детьми, сталкиваемся с подобными «воспитательными» мерами: «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь то-то и то-то». Времена изменились, инструменты воздействия тоже. Однако гулять полезнее, чем все время «сидеть в телефоне». Поэтому ребенка стоит ограничивать в занятиях интернет-играми. Чем больше времени он проводит в виртуальном мире, тем менее он социализирован, тем труднее ему устанавливать межличностные отношения, общаться со сверстниками, разбираться в реальной жизни. Уход в гаджеты и планшеты говорит о том, что ребенку там комфортнее. И это тревожный звоночек. Значит, есть нечто такое, что в реальности его не устраивает. И на это родителям стоит обратить внимание. И более детально пообсуждать с ним его проблемы, страхи, тревоги. Чаще хвалить его. И разделять: вот это ты, и я тебя люблю, а вот это твое поведение, которое меня расстраивает. То есть не столько ругать его, а говорить ему, насколько вам стало больно и горько.

Педагоги и дети

Отношения педагогов и детей — еще одна тема для обсуждения, в родительских чатах она порою муссируется довольно активно. И у педагогов есть свои претензии к родителям, и у родителей — к педагогам.

Здесь родителям важно полностью исключить критику учителей в присутствии ребенка. Даже если родители чем-то недовольны, лучше обсудить это с самим учителем. Ведь порою конфликты между учителем и ребенком возникают не потому, что есть какая-то серьезная причина, а потому, что ребенок изначально настроен к учителю негативно. При этом ребенок может оказаться прилежным и успешным учеником.

Родителям стоит поделиться подробностями из жизни ребенка, чтобы учитель мог понять его особенности, если они есть.

Часто ребенок не отвечает на вопросы учителя не потому, что он упрямый. А по причине повышенной тревожности, болезненной реакции на резкую интонацию или воздействие других детей.

Робкий, неуверенный, с тонкой душевной организацией ребенок, к которому обращаются чересчур повелительно, категорично, командирским голосом, может растеряться. И даже если он прекрасно знает материал, то промолчит. И учитель об этом может просто не знать.

— Сама я в свое время сталкивалась с ситуацией, когда родители жаловались на учительницу за то, что она кричит на детей. Когда этот конфликт стали разбирать, выяснилось, что у нее просто громкий голос, к тому же имеется проблема глуховатости. Детям и родителям объяснили, что учительница разговаривает не на повышенных тонах, а это просто ее особенность, — подчеркнула Татьяна Гаврилина.

При возникновении конфликтных ситуаций между учителем и ребенком, между детьми родителям лучше приводить в пример не себя или знакомых, а говорить с ребенком на его языке. Можно привести примеры из сказок, книг, прочитанных ему, или из мульт­фильмов. Вообще, детские книги и фильмы — большое подспорье в воспитании детей.

Двойки и пятёрки

Еще одна тема — оценки и отношение к ним. Порою не все родители согласны с тем, какие отметки учитель ставит их ребенку. Не всегда папа и мама готовы принять ребенка таким, какой он есть, в плане успеваемости и усвоения каких-то учебных дисциплин.

Однако есть расхожая истина: лучше всего в этой жизни адаптируются троечники. И это отчасти справедливо. Просто потому, что требовать от ребенка учиться на «отлично» — это своего рода проблема родителей. Некий страх за будущее ребенка. Возможно, тщеславие. При этом на второй план уходит реальная картина, которая заключается в том, что у ребенка есть сильные и слабые стороны, он живой человек, у него есть свои склонности и способности. По одному предмету он станет успевать и успешно его осваивать, а по другому предмету — нет.

В любом случае оценка — это всего лишь условный показатель знаний ребенка по тому или иному предмету в конкретный период времени. Как мы знаем, великий изобретатель Эдисон в школе считался двоечником. Эйнштейн примерно до пяти лет с трудом разговаривал. Циолковского в школе оставляли на второй год. Слабые отметки имел Менделеев, однако в старших классах, что называется, взялся за голову.

Школа для ребенка — второй дом. И пусть нашим детям в нем будет комфортно.

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах