МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тюмень

В детском центре «Бригантина» взращивают юных художников

Учитель по красоте

В регионе по-прежнему много внимания уделяется доступности дополнительного образования для детей. Педагоги дополнительного образования призваны выявить и развить талант у каждого из своих воспитанников.

Педагог и художник Ирина Родионова. Фото автора.

Маленьких художников учат в детском центре «Бригантина». И здесь творческий процесс для становления личности важнее результата в виде картины. Учениками педагога Ирины Родионовой являются около 150 детей разного возраста.

Ирина Родионова родилась в Тюмени, с детства любила рисовать, окончила детскую художественную школу имени А.П. Митинского. В 1992 году получила диплом Тюменского колледжа искусств, окончив художественное отделение, в том же году поступила на филологический факультет Тюменского госуниверситета.

Первая выставка Ирины была вернисажем флористических картин из цветов и трав Сибири и состоялась в выставочном зале под названием «Не бойся отражения».

Позже сферой интересов художницы стали букеты из сухоцветов, псевдогобелены, мелкая керамика. Затем последовало увлечение современным искусством. Биеннале по современному искусству в Германии, Турции и Москве были еще одной ступенью становления художницы.

В рамках современного искусства Ирина принимала участие в выставках и инсталляциях. Например, в Тюменском музее изобразительных искусств в социальном проекте-выставке с инсталляцией «Стена плача» на тему борьбы с распространением наркотиков.

Ставим руку для письма

Сейчас Ирина Родионова преподает в детском центре «Бригантина». Учит детей рисовать и видеть красоту! Умению распознать ее в природе, повседневных вещах и окружающей жизни. Развить эстетический вкус у своих воспитанников, помочь им освоить навыки созидателей прекрасного — вот в чем видит она свою задачу как педагог. Ученики Ирины — дети разного возраста начиная с пяти лет. Уроки рисунка не являются обязательными, как в школе, поэтому все дети приходят сами, по собственному желанию. Среди учеников есть как новички, так и те, кто посещает студию уже много лет, и высока вероятность, что их жизнь будет связана с искусством.

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Желание творить — это внутренняя потребность ребенка, оно возникает самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Ирина Родионова, педагог Центра развития детского творчества «Бригантина»:

— Желаю всем найти место и время для творчества и превратить свою жизнь в непрерывный творческий процесс, доставляющий радость вам и вашим близким!

Рисование — одно из важнейших средств познания мира, оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у него совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, юный художник формирует и развивает в себе определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают моторику рук, глазомер, внимательность, умение наблюдать, анализировать, запоминать и понимать прекрасное.

Когда в детский центр приходят заниматься рисованием самые маленькие ученики, то почти у всех еще слабо развита рука. Дети не могут сделать должный нажим карандаша, нарисовать круг, у них еще слабая моторика. Но уже через год такие дети начинают рисовать вполне достойно, могут самостоятельно и пейзаж изобразить, и геометрические фигуры. Потом точно так же на школьных занятиях дети держат ручку, рисуют те же самые круги. Многие родители приводят детей на занятия для подготовки к школе, чтобы потом было проще сформировать почерк.

Искусство как жизненный ресурс

Основную задачу Ирина видит в том, чтобы познакомить детей с многогранностью видов творчества. На уроках учащиеся выполняют работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, аппликации из бумаги, картины из сухих цветов, фелтинг (валяние из шерсти), игрушки из фетра, а также нетрадиционные техники рисования.

Педагог проводит во время занятий игры, чтобы детям было интереснее, чтобы атмо­сфера не была слишком академичной. Иногда это отвлеченные игры на переменке, чтобы было веселее. В начале года делается акцент на коммуникационных играх, чтобы дети не стеснялись общаться и в группе была дружеская атмосфера.

— Ирина, есть ли предпочтения у ваших учеников, особенно любимые детьми техники?

— Больше всего ученики любят рисовать мультики. Поэтому во всех группах есть такие занятия. Сначала мы выбираем картинку и внимательно смотрим, думаем, как это можно нарисовать. Многие мультфильмы рисуются в компьютерной графике, а мы будем рисовать гуашью, поэтому стараемся разобрать технику, использованную в мультфильме, тренируемся, срисовываем, делаем копию рисунка, потом наносим цвет. Ребенок учится, как надо рисовать мультфильмы. Они интересны всем детям во всех группах начиная с семи лет.

Еще дети любят рисовать животных. С детьми чуть постарше придумываем и рисуем книги.

— Вы художник, филолог, серьезно занимались йогой. Эти ваши познания полезны в занятиях с детьми?

— На уроках я обычно читаю вводное стихотворение для малышей или рассказ для учеников постарше, подбираю их соответственно теме занятия. Затем во время занятий по рисунку мы обсуждаем прочитанное. Дети рисуют и одновременно делятся мнениями, задают и отвечают на вопросы. В процессе работы мы проводим литературоведческий анализ текста, и ребенок получает реальный результат — рисунок.

Что касается йоги, то я занималась ею десять лет, йога стала значимым моментом в формировании моего миропонимания и восприятия. Затем изучала и преподавала танцы. В основном со сложными движениями для гармонизации работы полушарий головного мозга. Автор методики рассматривал танцы и гимнастику как способ гармоничного развития человека, одновременное развитие тела, чувств и ума. Сейчас на занятиях изобразительного искусства тоже присутствуют упражнения на развитие мелкой моторики, которые развивают интеллект детей, гармонизируют работу полушарий, стимулируют участки мозга, ответственные за мышление, речь, зрительную и двигательную память.

— Творческие занятия не считаются обязательными. Это излишняя нагрузка на нынешних школьников. Не является ли дополнительное образование обременением в свете современных реалий?

— Изобразительное искусство относится к внутренним ресурсам личности, включающимся, когда мы творим. Необязательно рассматривать занятия искусством как какую-то работу, скорее, это расслабляющий фактор и то, что питает нашу душу. Многие дети рисуют не потому, что хотят стать великими художниками и архитекторами, а потому что их тянет этим заниматься, потому что занятия искусством наполняют их души и делают их более цельными. Возможно, изобразительное искусство в будущем для кого-то станет любимой работой, а для кого — способом расслабиться и вернуться к самому себе. Люди ищут для себя разные пути, кто-то обращается к Богу, кто-то — к природе и животным, кто-то занимается йогой или спортом, а кто-то лучше слышит себя, когда рисует. И для этих людей искусство становится восстанавливающим фактором по жизни.

Букет из лета

Ирина Родионова подготовила рекомендации по изготовлению флористической картины специально для читателей «МК» в Тюмени».

Все начинается со сбора листьев и цветов для засушивания, которые лучше всего собирать в сентябре. Листва уже начинает жухнуть, в растениях мало влаги, они быстрее высохнут и смогут сохранить свой цвет. Листья лучше брать плотные, не тонкие. Например, лист чистотела слишком тонкий.

Из цветов лучше всего сохраняются мелкоцветковые бархатцы, алиссум, анютины глазки, тысячелистник, цветы с плотными соцветиями и малолепестковые.

Если требуется засушить цветок с несколькими слоями лепестков, например, пион, то лучше разделить его на лепестки и высушить их отдельно, а в работе уже заново сложить лепестки в цветок. Либо засушить в песке.

Листья и ветки с толстыми стеблями сушить не рекомендуется, так как толстый стебель будет придавать излишнюю толщину картине, и остальные растения могут не прижаться стеклом.

Листья и цветы можно просто положить между страницами книги на некоторое время либо проутюжить через лист бумаги, но тогда листва изменит свой цвет.

Когда листья высушены, можно начинать работу с картиной.

Для составления флористической картины нужно взять картон и натянуть, а затем приклеить на него ткань. Ткани предпочтительны нескользкие — ситец, бязь, бархат.

Затем на подготовленную основу выкладывается цветочная композиция.

Все кончики веточек должны быть закрыты листиками или цветочками. Должно создаться ощущение, что это картина самой природы, никаких острых линий и углов. Цветы больших размеров лучше располагать внизу, а маленькие — в верхней части картины, чтобы не утяжелять верх.

Когда композиция растений определена, нужно все аккуратно приклеить, для этого лучше взять клей-гель «Момент». На каждый листик нужны лишь одна–две маленькие капли клея.

Когда все приклеено, картину нужно положить под стекло, чтобы листики не скукожились. Лучше всего композицию сразу оформить в рамку под стекло. Картина готова.

Такие картины могут храниться очень долго. Важно, чтобы на картину не попадали прямые солнечные лучи, иначе цветы потеряют свой цвет.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах