МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тюмень

Тюменская областная научная библиотека рассказывает о редких книжных изданиях

Окно в прошлое

Тюменская областная научная библиотека имени Д.И. Менделее­ва и Тюменский государственный университет реализуют совместный культурно-просветительский проект «Книга и музыка». Вот уже почти год в литературно-музыкальной гостиной библиотеки проходят интересные лектории, посвященные редким изданиям из Библиотечно-музейного комплекса ТюмГУ.

Серия «Древняя российская вивлиофика» Николая Новикова насчитывает двадцать томов. Вячеслав Девятков.

Добавим, что фонд редких книг был выделен из общего собрания библиотеки Тюменского госуниверситета в 2001 году. Основанием для его формирования стало наличие редких и особо ценных изданий, имеющих научное, историческое и культурное значение. Первоначально основу фонда составили 1128 книг Александровского реального училища, переданные еще в 1934 году Тюменскому педагогическому институту — первому вузу в Тюмени, а также экземпляры, отобранные из общего книгохранилища. В последующие годы фонд пополнялся находками археографических экспедиций, дарами преподавателей, частных лиц и организаций.

Большинство изданий представлено на русском языке, но, кроме того, имеются книги и на других европейских языках: французском, немецком, английском, латинском испанском, польском, греческом, украинском. В составе фонда — издания по различным отраслям знаний: истории, философии, экономике, политике, праву, педагогике, языкознанию и литературоведению, естественным наукам, искусству, литературе отечественной и зарубежной. Среди них — книги, редкие по художественному оформлению, репринтные, малотиражные, образцы полиграфического исполнения, переплетного искусства, миниатюрные и малоформатные.

Как пояснила доцент Антропошколы ТюмГУ, кандидат исторических наук Софья Щербич, проект «Книга и музыка» возник из-за необходимости популяризации имеющегося наследия. Чтобы горожане могли прийти и прикоснуться к истории, к ее артефактам.

— У нас в университете хранятся практически семнадцать тысяч редких изданий, начиная с эпохи Ивана Грозного. У книги ведь есть не только текст, имеются история автора, история типографии, читателей, у нее есть даже свое звучание. И каждый лекторий у нас сопровождается музыкой. В нашей гостиной выступали и рокеры, и группа средневековой музыки, и вокалисты из института культуры. Лектории, как правило, проходят дважды в месяц. Иногда еженедельно, — рассказала Софья Щербич.

Очередная встреча в рамках проекта «Книга и музыка» 30 апреля была посвящена редчайшему многотомному изданию «Древняя российская вивлиофика» Николая Новикова (вторая половина XVIII века). Лекторий сопровождали студенты колледжа искусств Тюменского института культуры из класса Елены Шлыковой по специальности «Вокальное искусство». Для гостей и любителей книжных древностей прозвучали композиции Михаила Глинки, Петра Чайковского, Эдварда Грига, русские народные песни.

Важно знать свои корни

Об истории создания книжного памятника ушедшей эпохе, о самом Николае Новикове аудитории рассказала доцент, кандидат филологических наук и руководитель программы развития Тюменского государственного университета Надежда Федорова.

Так что же это за «Древняя российская вивлиофика»? Это многотомное собрание книг, всего было подготовлено двадцать томов, но университет владеет шестнадцатью.

По словам доцента, издание Николая Новикова — памятник русского просвещения. Окно в то прошлое, которое за петровскими реформами и свершениями виделось уже не слишком значимым. Самому книгоиздателю оно, наоборот, казалось интересным, глубоким, весьма любопытным. И рассказать о нем он хотел на языке, свойственном XVIII веку, языке складывающейся исторической мысли, с использованием древних источников и документов.

«Полезно знать нравы, обычаи, обряды древних чужеземских народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях. Похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче — и гнушаться оными», — написал автор в предисловии.

Само издание Николай Новиков посвятил императрице Екатерине II со словами: «Для твоего удовольствия и познания предпринял я сей труд. Ты можешь собрать с сего полезные плоды и употребить их в свою пользу».

Здесь же, в предисловии, он обратился к читателям с просьбой, коли они обладают некими древними книгами, то предоставить их для изучения, переписывания и опубликования.

В поисках забытых истин

Издание получило общее название «Древняя российская вивлиофика» — с ударением на «о». В то время это слово было таким же загадочным и диковинным, как и для нас, нынешних. «Вивлиофика» обозначает «библиотека». Попав в русский язык, изначальное греческое слово βιβλιοθήκη, образованное от βιβλίον — «книга» и θήκη — «хранилище», произносилось как «вивлиофика», и только при Петре I стало «библиотекой».

Однако просветитель, общественный деятель, книгоиздатель, журналист, масон Николай Иванович Новиков сознательно выбрал слово «вивлиофика», указывая на то, что русская культура наследует великую античную культуру. Со временем термин «Вивлиофика» превратился в имя собственное, обозначающее именно издание Новикова.

Собирал старинные документы и тексты Николай Иванович лишь с единой целью — рассказать о том, чем и как жила страна, какие обряды были у народа, нравы, обычаи, и с целью восстановления картины исторической жизни допетровского времени. Так, в первой книге издания помещены описание брачного сочетания государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, описание строительства первого в России корабля «Орел», грамота царя Иоанна Васильевича, написанная в адрес короля Швеции, перевод грамоты Гирей-хана и «Зерцало историческое государей российских».

Приступая к изданию, Новиков был в некотором смысле дебютантом, первопроходцем. И встретился с трудностями: доступных исторических сведений о допетровской Руси имелось не так много. Во всем собрании книг самым поздним источником был текст, датируемый XIII веком. Основную часть книжной серии составили тексты, написанные в XVII веке, в эпоху Алексея Михайловича, отца Пет­ра I, различные духовные завещания, указы, родословные князей, описание путешествий в другие страны.

Книгоиздание как отрасль

«Вивлиофика» выпускалась дважды, правда, не очень большим тиражом, и распространялась по подписке в Москве и Санкт-Петербурге.

Издание должно было быть ежемесячным. Но в дальнейшем книги выпускались с разной периодичностью. Причем на различной бумаге — дорогой, белой, и более тонкой, доступной по цене. Книги издавались в типографии Московского университета, и эти годы, практически десять лет, были в ее истории самые активные. В 1784 году директор типографии Московского университета Николай Новиков открыл собственную типографическую компанию.

Ранее он уже занимался издательской деятельностью, выпускал сатирический журнал «Трутень», где даже полемизировал с императрицей, журналы для детей и женщин. Его интеллектуальные, просветительские усилия поначалу были высоко оценены при дворе. Но к концу жизни он без суда и следствия был заточен в Шлиссельбургскую крепость на пятнадцать лет, откуда вышел через четыре года, уехал в свое имение Авдотьино и издательскими делами больше не занимался. Более того, жил в нужде, хотя в свое время занимал пост казначея объединенного русского масонства.

Надежда Федорова рассказала, что собрание «Древняя российская вивлиофика» стало школой как для самого Николая Ивановича, так и в целом для последующей книгоиздательской деятельности в России. Книгоиздатели стали использовать приемы и ориентироваться на различные детали, впервые примененные в «Вивлиофике», при подготовке будущих книг.

Любопытно, что книгоиздание в России складывалось под контролем той же императрицы. Она высочайшим повелением разрешила создавать вольные типографии. Читку текстов при этом поручили полицейским управлениям. Эта деятельность для них была новой и, мягко говоря, не совсем профильной, поэтому печатались книги самые разные. Так, эффект разорвавшейся бомбы произвела книга Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», где он прямо критиковал положение дел в стране и осуждал самодержавие.

На Руси уже закипало социальное недовольство и нарастало общественное напряжение. Радищев в своей книге описал жизнь русской аристократии, ее жестокость, а также ужасные условия жизни крестьян. «Путешествие из Петербурга в Москву» вызвало огромный скандал и негодование у императрицы. Книга была признана возмутительной и опасной, и Радищева арестовали. 19 сентября 1790 года Екатерина II своим указом приговорила Александра Николаевича Радищева к десятилетней ссылке в Илимский острог в Сибири. Изначально мерой наказания должна была стать смертная казнь, но «по милосердию и для всеобщей радости» Екатерина смягчила участь опального писателя.

Сама же книга после слов Екатерины II «Да он бунтовщик, хуже Пугачева» была конфискована. Несмотря на запрет, изложенные в произведении идеи и рассуждения оказали большое влияние на многих мыслителей и писателей.

Постепенно вольница с книгоизданием прекратилась. Санкции коснулись практически всех печатников.

Просвещение и патриотизм

Напомним, что в эти годы во Франции были обезглавлены Людовик XVI и Мария-Антуанетта, в стране разработали и приняли первую в Европе конституцию. Руссо, Дидро, Вольтер, Монтескье и другие писали произведения, которые подрывали монархию как институт. Екатерине это, естественно, не нравилось, хотя она и состояла в переписке с Вольтером.

А там и в России начались смута, вольномыслие. Кстати, при Александре I деятельность вольных типографий была восстановлена. Начитавшись европейских либералов, отечественные либералы — декабристы — в 1825 году подняли восстание. У многих из них тогда настольной книгой была «Энциклопедия», толковый словарь наук, искусств и ремесел. Справочник из 35 томов, в составлении которого как раз и участвовали вышеперечисленные французские просветители.

Но это уже другая история. Николай Иванович Новиков, масон и книгоиздатель, к тому времени уже умер. Последним в его жизни стал 1818 год.

— Сам Николай Иванович не планировал никакого переворота, и у него не было революционных мыслей. Он был против французов и против всего заимствованного на Западе, — отметила Надежда Федорова.

Что ж, достойная позиция русского патриота и издателя многотомника «Древняя российская вивлиофика».

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах