В программе говорится о том, что новая школа — это школа для всех. В каждом учебном заведении должна проводиться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учтены и возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Немалую роль программа отводит учителям, к которым отныне будут предъявляться повышенные требования. Это должны быть профессионалы, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития детей. Их задача — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В этой связи встает вопрос о новой системе оплаты труда педагогов. До сих пор зарплата учителей начислялась согласно единой тарфиной сетке: чем больше уроков провел педагог, тем выше его вознаграждение. Новая система предполагает не количественный, а качественный подход. Фонд оплаты труда каждой школы увеличивается еще на 30 процентов за счет средств областного бюджета. Они и будут использоваться на дополнительное материальное поощрение наиболее активных педагогов. К 2011 году на новую систему оплаты труда в обязательном порядке перейдут все школы.
Большое внимание в программе уделено сохранению и укреплению здоровья школьников. Повсеместное увеличение количества часов на физкультуру в школах (не менее трех часов в неделю) уже произошло.
Следует также отметить, что никакой дополнительной платы новые стандарты не потребуют. Внедрение новых образовательных стандартов предполагает, что у каждого ученика в багаже его достижений — "портфолио" — будет учитываться не только оценка знаний, но и итоги участия в творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же должны быть отражены результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое показывает уровень развития школьника.