Информатизация повышает уровень удовлетворенности населения медицинской помощью

Вместо пыльных бумажных хранилищ

Вместо пыльных бумажных хранилищ
Посетители могут воспользоваться гостевым компьютером. Фото автора.

В пресс-туре приняли участие несколько приглашенных молодых мам, которые продемонстрировали получение ряда услуг при помощи портала госуслуг Тюменской области и мобильного приложения «Медицина72». В частности, речь идет о записи ребенка на профилактический осмотр и получении медицинской справки.

Мамы получили профессиональную консультацию о том, как работает портал госуслуг и что необходимо знать и уметь для комфортного медобслуживания с использованием информационных технологий. Они смогли пройти процедуру оказания услуги непосредственно от начала авторизации, записи к врачу в личном кабинете вплоть до работы с гостевым компьютером, просмотра результатов лабораторных исследований и посещения врача-педиатра.

Чтобы получить услугу в электронном виде, для начала необходимо завести личный кабинет пациента на портале гос­услуг. В каталоге услуг нужно записаться на профилактический осмотр ребенка. Для этого необходимо ввести данные ребенка, заполнив соответствующие поля, указав номер полиса и свидетельства о рождении. Затем нужно скачать маршрутный лист с перечислением специалистов на выбор, которых важно посетить в рамках профилактического осмотра. Это можно сделать на гостевом компьютере в поликлинике, с подключенным к нему принтером. Далее можно выбрать даты посещения, записаться на прием, распечатать талон, где будут указаны номер кабинета, дата и время посещения. Либо получить уведомление на мобильное приложение «Медицина72». И вперед — на прием к доктору.

Молодые мамы продемонстрировали, как они находят результаты анализов в своем личном кабинете, процедуру записи к специалистам.

— Совсем недавно я отправляла ребенка в сад и ко всем врачам записывалась через портал госуслуг и приложение «Медицина72», — отметила тюменка Полина Козлова.

Но некие неудобства все же есть. Так, не все специалисты доступны в приложении «Медицина72». И будет здорово, если результаты анализов станут доступны именно в мобильном приложении.

По словам Полины Козловой, минус заключается также в том, что к педиатру можно записаться только один раз в месяц. В случае необходимости попасть к врачу повторно сделать это через портал уже невозможно. И данную недоработку стоит исправить.

— Кроме того, в настоящее время у меня нет доступа к медкарте. И если мне нужно обратиться в другую поликлинику, к примеру, на платной основе, то у врачей другого учреждения также нет доступа к моей медкарте. Нужно брать выписку, — заметила родительница.

На эту ремарку ей пояснили, что если мама желает посмотреть медкарту ребенка, она вправе обратиться с заявлением в приемную главврача, и ей откроют доступ к медкарте на постоянной основе.

— Любой новый сервис всегда нуждается в доработках, и это, как мне кажется, будет непрерывный процесс. Все участники знают об этом и работают в данном направлении, — сказала главный врач ММАУ «Городская поликлиника №17» Татьяна Клещевникова.

Далее врач-педиатр продемонстрировала журналистам возможности электронной медкарты. Так, если человек записан на прием, то врачу видна эта запись. Если пациент обратился напрямую в регистратуру, то его также внесут в электронный реестр. Это происходит довольно оперативно. В карте видны все обследования, которые проходил пациент, все пометки врачей. Если пациент приносит то или иное заключение из других медучреждений, то оно также быстро вносится в электронную медкарту.

— Мы давно используем электронный документооборот, с 2011 года. И отмечаем множество преимуществ по сравнению с тем временем, когда работали с бумажными носителями. В настоящее время амбулаторных бумажных карт нет, ничего не теряется, и никто ничего не ищет, все данные сосредоточены в компьютере, — сообщила главврач.

Более того, поликлиника выдает электронные листки нетрудоспособности, электронные справки в ГИБДД. В скором будущем появится электронный рецепт. А данные флюорографии могут видеть врачи даже в других городах региона. Кроме того, посетитель может распечатать необходимый ему документ прямо в регистратуре, например, памятку о подготовке к тому или иному обследованию, обратиться за той или иной справкой в инфокиоск. 

Отметим, что электронная медицинская карта пациента действует на территории Тюменской области, но если человек переезжает в другой регион, он может получить в регистратуре выписку из карты через портал госуслуг либо распечатку карты за определенный период. В планах Минздрава РФ сделать доступ к электронной медкарте пациента безбарьерным, невзирая на его перемещения по стране.

Что там, у горизонта?

О текущей ситуации в сфере информатизации здравоохранения Тюменской области, планах и перспективах подробно поделились заместитель директора департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов и заведующая сектором развития информационных технологий и защиты информации областного департамента здравоохранения Юлия Новак.

— Электронные сервисы позволяют снизить очереди в поликлиниках, избавить учреждения от бумажных хранилищ, сделать лечение быстрым и комфортным. Самая популярная услуга в электронном виде — это запись на прием к врачу. Данный сервис позволяет врачу планировать свой график работы. На втором месте — предоставление доступа к электронной медицинской карте. И эта услуга набирает обороты. Человек может зайти через региональный портал госуслуг и посмотреть результаты лабораторных исследований, протоколов УЗИ, рентгена, историю посещений. Это удобно и сокращает нагрузку на врача и медсестру за счет того, что к ним не обращаются с просьбами что-то распечатать или найти некое заключение — все это уже есть в электронной медкарте. И у врача становится больше времени, чтобы уделить внимание другим пациентам, — рассказала Юлия Новак.

В настоящее время удаленной записью на прием к врачу пользуются почти 50% пациентов. Наращиваются темпы использования мобильного приложения «Медицина72». Его скачали на свои айфоны уже свыше 120 тысяч жителей региона. Растет электронный спрос на прохождение профосмотров и получение справок. По статистике, за пять месяцев 2018 года услугой по получению справки на посещение бассейна воспользовались уже более семи тысяч человек. На очереди — развитие сервисов по прививкам и скачиванию прививочного сертификата, а также прохождению диспансеризации.

Для молодежи подобного рода сервисы — дело привычное, но для представителей старшего поколения необходимо время, чтобы их освоить. Для ускорения данного процесса в регионе реализуется губернаторская программа «Расширяя горизонты». Специалисты демонстрируют участникам курсов функционал портала госуслуг и его возможности.

Если говорить о подготовке сотрудников медучреждений, то совместно с РИО-центром в департаменте здравоохранения раз в квартал проводятся семинары и тренинги, посвященные вопросам информатизации.

— Активную работу в данном направлении мы ведем, в том числе, с нашими студентами из медуниверситета, чтобы они уже во время обучения вникали в функционал, имели представление о работе имеющихся в медицине сервисов, — отметил Станислав Логинов.

Если говорить о мировом опыте, то здравоохранение движется в сторону телемедицинских технологий и мобильных приложений. Многие процессы можно и дальше автоматизировать, упрощать, повышать их комфортность. Частью информатизации станут различные браслеты, поддерживающие здоровье пациента либо информирующие врача о разного рода показателях его здоровья.

С 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон о телемедицине. И в настоящее время в регионе реализуются четыре приоритетных направления: консультации в режимах «врач — пациент», «врач — врач», дистанционный мониторинг состояния артериального давления и создание архива медицинских изображений.

— На данный момент в городских поликлиниках консультацию «врач — пациент» мы уже тестируем. Пациентам эта технология позволит получить консультацию врача в удобное время, не выходя из дому. Для пациентов с хроническими заболеваниями это очень важно, поскольку телеконсультация избавит пациента от визита в поликлинику, — прокомментировал руководитель.

При этом пациент может зайти в мобильное приложение, выбрать телемедицинскую консультацию и записаться к тому или иному доктору. В последующем важно сделать акцент на том, чтобы врач мог самостоятельно назначать телемедицинскую консультацию и лишь тому, кому это необходимо.

Второе направление «врач — врач» особенно востребовано в удаленных районах. Нередко жители глубинки садятся на автобус и едут к врачу в райцентр практически наобум. В настоящее время на территории региона реализуется федеральная программа по подключению глубинки к сети Интернет. В этом году будет закончено сетевое подключение ФАП к амбулаториям. Это позволит фельдшеру просматривать анализы, записать пациента к врачу. А в дальнейшем пользоваться телемедицинскими консультациями врачей высокой квалификации, получать теле-ЭКГ и т. п. При этом пациент в особо сложном случае сможет получить консультацию врача из областной клинической больницы №1. На данный момент проведено около сотни подобных консультаций. И работа по продвижению данного направления продолжается.

Третье направление — дистанционный контроль артериального давления — предназначено для граждан с нестабильным артериальным давлением, гипертонией. Такие пациенты смогут получить у участкового врача прибор, который оснащен GSM-модулем. В режиме реального времени данные больного будут передаваться в информационную систему, с помощью которой врач сможет контролировать и координировать лечение пациента.

В планах региональных департамента информатизации и департамента здравоохранения — создание единой региональной системы хранения медицинских изображений. В Тюменской области насчитывается более одного миллиона исследований — МРТ, КТ, рентгенографии, флюорографии. И этот массив информации постоянно увеличивается. При этом пациенту нужно принести с собой CD-диск, чтобы записать изображение, и пойти с ним к тому или иному врачу, в то или иное медучреждение. Единая региональная система изображений позволит любому врачу получить полный доступ ко всем снимкам пациента из любой поликлиники, независимо от того, где проходило исследование. И эта система будет введена в эксплуатацию уже в течение этого года.

Как отметила Юлия Новак, в настоящее время консультирование пациента врачом удаленно проводится в тестовом режиме на базе поликлиник №№ 5, 8 и 12. Данный формат возможен только для повторных визитов пациентов, когда больные уже осмотрены, прошли обследование, им поставлен диагноз и требуется, например, коррекция лечения или уточнение каких-либо рекомендаций.

— Я уже опробовала данный сервис на себе. И могу сказать, что это очень удобно. Правда, пока немного непривычно. Но, с другой стороны, я тружусь в одном конце города, а моя поликлиника находится в другом. И чтобы мне попасть на прием к врачу, нужно потратить несколько часов. Телемедицинская консультация снимает эту проблему. Я думаю, за ней — будущее, — убеждена Юлия Новак.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру