Андрей Степанов рассказал, как в Тюменской области реализуются права детей

Недетский разговор с детским омбудсменом

В Тюменской области началась разработка региональной программы проекта «Десятилетие детства», который призван обеспечить преемственность задач Национальной стратегии действий в интересах детей, сохранить приоритет вопросов защиты и обеспечения прав и интересов детей в государственной политике России.

Недетский разговор с детским омбудсменом
Фото автора.

В разработке и исполнении этого документа принимают участие органы государственной власти, представители родительской и педагогической общественности, институтов гражданского общества. Для этого в регионе создана специальная рабочая группа, возглавляемая заместителем губернатора Ольгой Кузнечевских.

Проект направлен на развитие инструментов материальной поддержки семей и инфраструктуры детства, повышение доступности качественного образования детей, их культурное и физическое развитие, создание индустрии детских товаров и обеспечение детей качественными продуктами питания.

Активное участие в рабочей группе принимает уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов, который на днях провел необычную пресс-конференцию на тему «Детям об их правах из первых рук». Уникальность мероприятия заключалась в том, что вопросы задавали не матерые журналисты, а в качестве «акул пера» выступили дети, обучающиеся в мастерской журналистики детского медиа-холдинга «Академия радости», где их учат, в том числе, выстраивать разговор с представителями власти. Кстати, одно из условий встречи гласило, что омбудсмен будет отвечать на вопросы без предварительной подготовки.

— Я ожидал эту встречу с волнением, потому что с такой аудиторией, как вы, часто встречаться не приходится, и взял с собой целый портфель материалов, — сказал, приветствуя ребят, уполномоченный.

Наш корреспондент присутствовал на мероприятии и послушал откровенный разговор омбудсмена и юных журналистов. О том, как исполняются права детей в Тюменской области, какие усилия прилагает региональное правительство, что нового ждет регион в этой сфере и какие проблемы решает уполномоченный по правам ребенка, читайте в нашем материале.

На защите детей

Анна Григорьева, десятиклассница:

— Андрей Эдуардович, ваш стаж работы — более двадцати лет. Изменилось ли за это время отношение к правам ребенка и почему возникла потребность в данной профессии?

— Интересный вопрос. Я полагаю, что отношение к правам ребенка, безусловно, изменилось, равно как и к правам человека. Правовая грамотность людей растет, в нашем государстве происходят серьезные демократические изменения, повышается ответственность за гражданина и за все, что с ним происходит, и в связи с этим появляется большое количество вопросов. Потому что не все владеют определенным правовым образованием, и для уточнения, определения своих прав возникает много вопросов, и по детям, соответственно, тоже. Качественные изменения в нашем обществе вызвали запрос на правовые формы разрешения конфликтов и спорных ситуаций. И запрос по моей нынешней службе достаточно большой. Если говорить о моем опыте, то я больше педагог и в должности уполномоченного по правам ребенка нахожусь три года.

Наиболее логичным мне кажется такое объяснение: дело в том, что сегодня права детей реализуются в разных ведомствах. Более 19 ведомств занимаются реализацией прав детей: на образование, здоровье, жилье и так далее. Но не бывает такого, что одно из них нарушается, а другое — нет. Зачастую нарушения идут в комплексе, а компетенций в рамках одного ведомства не хватает. И вот здесь компетенции уполномоченного как раз закрывают эти межведомственные проблемы. Я считаю, что такой надзор за состоянием прав детей и их восстановлением и есть моя главная задача.

Государство — враг или друг детства?

Дарья Светлова, ученица 11-го класса:

— От кого, по статистике, чаще всего приходится защищать детей — от родителей, учителей или государства?

— Сейчас у меня в работе есть интересное исследование, которое провели работники правового управления Тюменской областной Думы. Они отработали с большим количеством независимых экспертов вопрос реализации прав ребенка на территории Тюменской области. В целом вывод таков, что права детей в нашем регионе осуществляются в полном объеме, и те случаи, когда они нарушаются, чаще всего связаны с субъективными вещами и действиями взрослых, как правило, близких родственников, и в определенной степени с необходимостью доработки законодательной базы. Это, заметьте, не я говорю, а независимые эксперты.

Чаще всего, к несчастью, права детей нарушаются со стороны родителей. И не всегда намеренно. К нам в службу поступает более одной тысячи обращений в год, и большая часть касается нарушений жилищных прав детей, причем не напрямую. Например, родители взяли ипотеку и не смогли рассчитаться по тем или иным причинам. Затем следует судебное решение о выселении из квартиры. В итоге ребенок остался без жилья. Какова причина нарушения? Кто нарушил права ребенка? Государство, банк, застройщик или кто-то другой? Родители действовали из лучших побуждений и не справились с ситуацией, тем не менее, права ребенка пострадали. Или родители занимали жилое помещение незаконно — вовремя правильно не оформили отношения с муниципалитетом... Сегодня помещения, принадлежащие городу, приводят в порядок в соответствии с законом и семье говорят: вы занимаете помещение незаконно, вот решение суда — выселяйтесь. Нарушаются права ребенка? Конечно. Муниципалитет нарушил? Не совсем. Чаще всего родители ненамеренно, просто по незнанию опять привели к тому, что права ребенка нарушены.

К счастью, можно констатировать, что в Тюменской области правоохранительные и государственные органы контролируют и выполняют в полном объеме то, что на них возложено: в первую очередь образование и здравоохранение. Права ребенка выполняются на достаточно высоком уровне, однако, поскольку дети находятся в системе взаимоотношений «человек — человек», а это всегда субъективно и эмоционально, нарушения прав ребенка все же происходят.

Единый телефон доверия детей — 117

Анастасия Никулина, ученица 9-го класса:

— Недавно я провела опрос среди учеников 5–6 классов и выяснила — они не знают, что такое телефон доверия. Скажите, планируется ли какая-либо информационная работа в этом направлении?

— Телефон доверия — достаточно дискуссионная тема, потому что некоторые считают, что это канал, чтобы поябедничать на родителей или учителей. На самом деле, существует интересный психологический эффект, когда чужому человеку легче сказать что-то сокровенное и обозначить проб­лему, с которой ты живешь и которую надо разрешить. Рассказать маме и учителям — стесняешься, с друзьями переговорить тоже не очень удобно. И благодаря телефону доверия такая возможность есть. Мы всегда напоминаем учебным учреждениям, чтобы у них был стенд с информацией о телефоне доверия.

Федеральный уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова выступает за то, чтобы номер единого детского телефона доверия был не длинным — 8-800-2000-122, который трудно запомнить, а коротким — 117. И сейчас работа над этим ведется. Планируется, что в качестве пилотного региона по внедрению такого короткого номера детского телефона доверия — 117 — выступит Тюменская область. Причем речь идет не только о том, чтобы позвонивший ребенок мог рассказать о каких-то своих внутренних проблемах или конфликте, а оператор такого детского телефона должен быстро и четко понять, что с ребенком что-то случилось, он в беде, пожар… и быстро сориентировать соответствующую экстренную службу. В первую очередь это будет способствовать детской безопасности. Ребенок, попав в сложную жизненную ситуацию, не останется один, наедине со своими сомнениями и тревогами. Это хороший, нормальный инструмент для работы над детской безопасностью.

Есть ли у детей право на тайну переписки в социальных сетях?

Анастасия Болдырева, ученица 7-го класса:

— Учителя прямым текстом говорили нам о том, что взламывали наши страницы в социальных сетях и проверяли нашу переписку. Нарушает ли это право на тайну личной переписки, которое прописано в Конвенции о правах ребенка?

— В Конвенции о правах ребенка действительно написано, что ребенок имеет право на тайну переписки. Но для меня очень сложный вопрос, где граница между правами ребенка и правом родителя управлять этими правами. Здесь, прежде всего, стоят вопросы безопасности, здоровья, жизни и смерти. Родители несут полную и всеобщую ответственность за благополучие своего ребенка. Иногда ребенок может сам заблуждаться, иногда его используют: втягивают в противоправные действия.

Должны ли родители контролировать переписку детей? Если есть тревожные симптомы, что может произойти что-то непоправимое, то обязанность родителя — принять все меры для обеспечения безопасности ребенка. Но родитель сам определяет их пределы и объемы.

Службу «контрразведки» и примирения — в каждую школу

Тюменская область стоит сегодня особняком в сфере защиты прав детей. Например, в школах региона работает уникальная для страны служба — служба института инспекторов по охране прав детства. Она была введена по инициативе губернатора Тюменской области Владимира Якушева. В России такого больше нет нигде. Эти люди стоят на страже интересов и прав учащихся и призваны разрешать конфликты между детьми и педагогами. Кстати, телефоны сотрудников службы должны быть размещены в каждом учебном заведении.

— В эту службу был очень жесткий отбор, предъявлялись строгие требования, причем далеко не каждого опытного человека туда принимали. Именно эта когорта людей стоит на страже интересов ребенка. Любой учащийся может обратиться напрямую к инспектору, — заявил омбудсмен.

Кроме того, по словам детского уполномоченного Степанова, сегодня в каждую школу региона внедряется специальная служба медиации, иначе говоря, примирения.

— Процесс идет на всех уровнях. Медиативные технологии как универсальный инструмент разрешения социальных, бытовых и межличностных конфликтов сегодня реализуются в разных сферах. Например, есть судебная практика и досудебное разрешение. Но заниматься этой деятельностью может только тот человек, который получил соответствующий сертификат о том, что он обладает такими профессиональными знаниями. В Тюменской области уже существуют подобные специалисты в разных сферах, и в том числе в образовании. В каждой школе есть своя медиативная служба и педагоги, прошедшие специальное обучение, — сообщил Андрей Степанов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру