Учёные обещают через пять лет создать эликсир бессмертия

Жить вечно — реально?

Наверное, каждый из нас временами задумывается о том, что жизнь слишком коротка, что годы не красят человека. И каждый нет-нет да и вспомнит про эликсир вечной молодости и здоровья. Его искали с древнейших времен. Ищут и сейчас.

Жить вечно — реально?
shutterstock.com.

Однако повод для гордости заключается в том, что российские ученые вышли в лидеры в этом поиске. Тюменским криологам из Института криосферы Земли СО РАН принадлежит целая серия патентов, связанных с открытием в вечной мерзлоте уникальных живых бактерий Bacillus Frost, возраст которых составляет миллионы лет. Более того, лет через пять, после завершения научных исследований и испытаний, ученые планируют вывести на рынок комплекс биологически активных препаратов нового поколения Anti-Aging System, омолаживающих организм человека, препятствующих развитию возрастных заболеваний и продлевающих жизнь.

Комплекс доклинических исследований влияния Bacillus F на высшие организмы был проведен на базе Тюменского научного центра СО РАН, Национального фармацевтического университета (Украина), Чангхуа Госпиталя (Тайвань). Ученые уверены: на основе штамма Bacillus Frost возможна разработка нового поколения натуральных, безопасных и эффективных лекарственных препаратов и биологических добавок. Выделенные из реликтовой бактерии биологически активные вещества уже сейчас превосходят по эффективности ныне существующие фармпрепараты и обладают активной иммуномодулирующей, адаптогенной и геропротекторной активностью, увеличивают продолжительность жизни в экспериментах на животных и насекомых.

Сведения о наличии в мерзлоте живых бактерий появились в России еще в конце XIX века. Во льду Антарктиды были обнаружены бактерии, грибы, диатомеи и другие микроорганизмы. Так, возраст цианобактерий составляет около 500 тысяч лет. Описаны живые организмы, извлеченные из Гренландского ледника, древней вечной мерзлоты Якутии и Колымы, ледяных жил Аляски.

Академик РАН, ученый-мерзлотовед с мировым именем, руководитель Тюменского научного центра СО РАН Владимир Мельников напомнил, что чудо-бактерии Bacillus Frost были найдены в древней мерзлоте реки Алдан в Якутии в 2004 году. В МГУ его коллега, завкафедрой геокриологии доктор геолого-минералогических наук Анатолий Брушков стал одним из первооткрывателей волшебных свойств Bacillus Frost. В числе этих свойств — необыкновенная живучесть, способность размножаться после четырехчасового кипячения и помещения в спиртовой раствор, а также увеличивать иммунитет, двигательную активность и продолжительность жизни подопытных мышей и мух.

Более того, сообщается, что Анатолий Брушков поставил серию опытов на самом себе с использованием бактериального раствора. И теперь выглядит на 30 лет моложе своего биологического возраста.

В Тюмени ученые использовали Bacillus Frost для опытов по излечению рака у собак. Заболевание остановить не удалось, однако у собак выросла продолжительность жизни, причем на пике болезни лабораторные животные умирали без обычно сопутствующих болезни мучений.

В настоящее время исследовательские работы по изучению древнейших микроорганизмов ведутся в университетах Японии, США, Швеции. Из имеющихся в распоряжении автора документов следует, что российскими учеными на 2018–2019 годы разработана программа научно-технических работ по теме «Молекулярно-генетические основы выживания древних бактерий в условиях вечной мерзлоты». Примерная стоимость работ — 26 млн рублей. Прежде всего, ученых интересует природа длительной жизнеспособности бактерий.

Речь идет о том, чтобы до конца разгадать, какие механизмы отвечают за удивительные свойства Bacillus Frost. Cпособность бактерии длительное время сохранять жизнеспособность при низких и высоких температурах, в экстремальных геологических и геохимических условиях предполагает существование механизмов, предотвращающих накопление повреждений и старение.

Геном Bacillus Frost содержит 600 неизвестных генов. И получается, что любые внешние воздействия против них бессильны.

Анатолий Брушков полагает, что эти механизмы защиты, вероятно, крайне эффективны и могут представлять принципиальный интерес для биотехнологий и медицины, в частности — для лечения рака и продления жизни человека. Представления о механизмах живучести бактерий ученые намерены получить путем сравнительного исследования их геномов, структурных и биохимических особенностей. Эти механизмы можно запатентовать и перенести в живые клетки человека с помощью современных методов молекулярной биологии.

— Выделив из мерзлоты микроорганизмы, способные жить в течение миллионов лет, мы, по сути, вплотную подошли к разгадке древней тайны вечной жизни, — отмечает профессор.

В рамках комплексных исследований планируется решить целый ряд новых научных задач, оценить возможность использования штаммов древних бактерий для биомедицинского назначения, исследовать воздействие бактериальных штаммов на лабораторных животных, изучить возможности передачи адаптивного потенциала древних бактерий на физическое состояние животных, их нервную, иммунную, эндокринную и кроветворную системы.

На основе полученных данных ученые смогут определить стратегию дальнейших научных разработок по выделению из штаммов древних бактерий веществ, обладающих выраженными биологически активными свойствами.

Анатолий Брушков полагает, что сегодня у тюменских ученых имеется опыт успешного решения сложных научных задач в содружестве с ведущими исследовательскими центрами России и других стран. Использование общей методической и инструментальной базы и взаимодействие институтов-участников проекта делают целесообразным его реализацию с центром в Тюмени, где древние микроорганизмы были выделены и изучены впервые. Предполагается, что в проекте смогут участвовать государственные университеты Москвы и Тюмени, институты СО РАН биологического профиля и зарубежные учреждения — Каролинский институт (Швеция), Университет Джона Хопкинса и Медицинский центр Маунт-Синай (США).

Что еще почитать