Тюменские казаки бережно хранят вековые традиции и верно служат Родине

Служу Отечеству, казачеству и вере православной!

15.12.2017 в 11:24, просмотров: 4350

История казачества – это неотъемлемая часть прошлого Сибирской земли и всей страны, а также важная составляющая настоящего и будущего России. Сегодня казаки охраняют общественный порядок, заботятся об окружающей среде, занимаются патриотическим воспитанием молодежи.

Тюменские казаки бережно хранят вековые традиции и верно служат Родине
Казаки с детства учатся умению обращаться с лошадьми, а позже осваивают джигитовку и рубку шашкой. Фото автора.

Под защитой атамана

- Мы относимся к реестровым казакам, то есть берем на себя обязательство служения государству. Таких направлений насчитывается четырнадцать. Так, например, организация воинского учета казаков – это сотрудничество с военкоматами, подготовка казаков к службе в рядах Вооруженных Сил РФ, – рассказал атаман Южно-Тобольского отдельского казачьего общества Николай Белослудцев. – Замечу, что казаки проходят срочную службу во всех родах войск страны, в том числе, по желанию, и в казачьих подразделениях. Как правило, руководство военкоматов в этом не отказывает, если казак признается годным по состоянию здоровья.

Кроме того, тюменские казаки занимаются совместно с сотрудниками полиции охраной общественного порядка: для этого существуют официально зарегистрированные казачьи народные дружины, которые ведут работу как в крупных городах типа Тюмени и Тобольска, так и в небольших населенных пунктах юга области.

Казаки региона взаимодействуют с представителями МЧС России по Тюменской области, осуществляя мероприятия по противопожарной безопасности, и с сотрудниками УФСИН, контролируя поведение условно осужденных граждан. Недавно заключили договор о сотрудничестве с пограничной службой по охране государственной границы с Казахстаном.

Отлично зарекомендовали себя казачьи кадетские классы, которых на сегодняшний день в области насчитывается одиннадцать.

Заметим, что в регионе реализуется уникальный проект – казачий учебный центр. Его задача – воспитание подрастающего поколения в духе православной веры, физически крепкого, преданного Родине. В центре осуществляется предвойсковая подготовка: молодые люди овладевают строевым шагом, навыками обращения с казачьим оружием.

Казаки, являясь людьми верующими, строго соблюдают православные догматы, где четко определены роли мужчин и женщин в семье.

Мужчина – это воин-землепашец, в любой момент готовый встать на защиту Родины, любящий и ценящий семью, уважительно относящийся к женщинам, детям, старикам. Если глава семьи – казак, то и вся семья считается казачьей.

Женщина-казачка, хотя и не несет военную службу и не принимает участия в казачьем круге, является первой помощницей мужа, вдохновляет его на подвиги. Это хранительница домашнего очага. Абсолютно каждая казачка находится под защитой атамана и может просить у него защиты и помощи.

Тюменские казаки стараются, чтобы их дети, вне зависимости от пола, с младых лет воспитывались в казачьих традициях. Это соблюдение Божьих заповедей, защита Родины, любовь к семье, почитание старших.

В Тюменской области комплексно развивается система пропаганды лучших образцов казачьей культуры, возрождаются вековые традиции.

Во славу земли Сибирской

9 декабря тюменские казаки отпраздновали 435-летие Сибирского казачьего войска.

Юбилейное мероприятие, прошедшее на базе «Казачьего подворья» в Нижнетавдинском районе, получилось, как всегда, ярким и захватывающе интересным.

- Наш праздник приурочен к 435-й годовщине образования Сибирского казачьего войска, которая отмечается 19 декабря и совпадает с одним из самых значимых православных дат – Днем памяти святого Николая Чудотворца. Он считается покровителем казаков, - пояснил Николай Белослудцев. - Поскольку на Николу Зимнего обычно бывают сильные морозы, решили не рисковать и провести мероприятие немного раньше срока.

Казаки доказали: они не только петь да плясать умеют. По первому зову казаки готовы защищать любимую Отчизну, потому много времени и сил уделяют физической подготовке. Конно-спортивные соревнования «Кубок Ермака» были тому подтверждением.

Команды-участники с блеском прошли эстафету, состоящую из шести этапов: сбор-разбор автомата Калашникова, метание ножей по мишени, стрельба из пневматической винтовки, элементы рукопашного боя, верховая езда.

Бурю оваций, как всегда, вызвал показ традиционных казачьих дисциплин: рубка мишени на стойке вперед, рубка лозы по меткам, рубка лозы под шапкой, рубка веревки и укол вывешенной мишени. Тюменские казаки отлично владеют шашкой, нагайкой и джигитовкой.

Отличительная черта казачьих праздников – вовлеченность зрителей в происходящее действо. Гости праздника, представители силовых структур региона продемонстрировали освобождение заложников, задержание вооруженных преступников и другие элементы спецопераций.

Во время концертной программы «Гуляй, казак!» с участием творческих коллективов Центра русской культуры, вокального ансамбля украинской и казачьей песни «Водограй», молодежного коллектива «Чаривницы» тюменцы водили хороводы, пели, танцевали, катались на лошадях, участвовали в казачьих забавах.

- На первой Масленице, проведенной в «Казачьем подворье», было максимум 15 гостей. Затем их стало 150, на следующий год – 750, далее – полторы тысячи человек, а в 2017 году – уже три тысячи, - рассказал Игорь Вьюхов, атаман Нижнетавдинского хуторского казачьего общества, глава «Казачьего подворья».

Батюшка из казачьего рода

Один из самых почитаемых святых у казаков – Николай Чудотворец.

- По народному преданию, именно он являлся атаману Ермаку Тимофеевичу перед решающими сражениями на Чувашском мысе и Абалакском озере, - пояснил иерей Владимир Язов, настоятель Казачьего храма в честь преподобного Серафима Саровского, председатель комиссии по взаимодействию с казачеством Тобольско-Тюменской епархии, духовник Южно-Тобольского отдельского казачьего общества.

За плечами настоятеля тюменского храма – учеба в училище искусств и индустриальный институт, полтора десятка лет успешной работы фермером и... новый поворот в жизни. Он ведет рубрику «Вопрос священнику» на сайте Тобольской митрополии и любит петь.

По отцовской линии батюшка из казачьего рода, по матери – потомок тюменского купца. У него шестеро детей и столько же внучат. Сын отца Владимира достойно продолжает традиции рода, служит в Кантемировской дивизии танкистом, как в свое время дед – подполковник, участник Великой Отечественной войны.

Храм Серафима Саровского на Казачьих Лугах в Тюмени – казачий. Церквей с таким статусом раньше в регионе не было. Историческое решение было принято на заседании епархиального совета Тобольско-Тюменской епархии и одобрено митрополитом Тобольским и Тюменским Димитрием.

- Основная забота – воцерковление казаков, – говорит иерей Владимир Язов. – В этом направлении сделано немало. В прошлом году вышел приказ атамана Южно-Тобольского отдельского казачьего общества генерала Николая Белослудцева об аттестации личного состава. Перед принятием присяги надо подучиться, воцерковиться, исповедаться, принять причастие. Нужно знать Закон Божий, историю казачества, традиции, оружие, устав. Только после этого комиссия решает, принимать в казаки или нет.

Развивается кадетское движение. При Южно-Тобольском казачьем обществе есть Тюменский православный казачий учебный центр. В его состав входят более 20 инструкторов-преподавателей и свыше ста кадетов в возрасте от семи до 18 лет. Они занимаются в основном при областном обществе ДОСААФ. Среди бывших кадетов немало тех, кто поступил в духовное училище. Подрастает хорошая воцерковленная смена.

На основе работ ученых, краеведов можно заключить, что именно с Казачьих Лугов ушла дружина Ермака в XVI веке в сторону Тобольска. Луга были очень удобным местом для стоянки в отличие от исторического центра с его высоким берегом. К тому же для зимовки требовалось много дров, а в центре их взять было негде. Также для нужд дружины требовалось немалое количество воды – с крутого берега Туры не слишком удобно каждый раз спускаться и подниматься. Другой же берег реки – Зарека - затоплялся. Позднее эту землю (Казачьи Луга) государство подарило казакам за их ратные подвиги.

Существуют глубокие духовные основания для того, чтобы современный храм Серафима Саровского был построен именно здесь. Почему казачий храм носит имя именно этого святого? Подсказку дала современная история. В 1991 году от Москвы до Дивеево состоялся крестный ход с мощами Серафима Саровского. Казаки взяли на себя охрану мощей преподобного, а святой принял под свое покровительство казачество. Кстати, и в других регионах храмы в честь Серафима Саровского становятся казачьими.

- Мои предки по материнской линии – крупные тюменские купцы-кожевенники Кочневы (артель «Братья Кочневы» обрабатывала 25 тысяч шкур в год – Тюмень до революции славилась кожевенным делом), – поделился Владимир Язов. – Они были православными меценатами, служили в Вознесенско-Георгиевском храме старостами. По отцовской линии мои предки – донские казаки. После подавления Булавинского восстания в начале XVIII века ушли на Урал. Под Екатеринбургом была образована станица Некрасовская. Оттуда родом Черданцевы, Исаковы, Язовы. Они служили государству, участвовали в войнах, в том числе в гражданской - по ту и другую сторону. Кто-то ушел с Колчаком, а тех, кто вернулся, расстреляли... В прошлом году побывал в родовой казачьей станице Некрасовской под Екатеринбургом, встретился с местными казаками Язовыми. Что характерно, выходцы оттуда – люди неравнодушные, талантливые: врачи, ученые, артисты, журналисты, военные.

Батюшка выразил сожаление, что за годы советской власти многие благочестивые традиции были утеряны или искажены. Мужчина должен быть первым, и основание тому – Священное Писание: муж – глава жены, она ему помощница, а дети находятся в послушании у родителей. До революции мужчины были не только воинами, но и учителями, врачами, церковными старостами, псаломщиками. Женщинам отводилось почетная роль – быть помощницей, совестью мужа (а не шеей, куда хочу, туда верчу!), рожать и воспитывать детей.

- Чтобы не ошибиться в выборе своей половинки, необходимо твердо усвоить, что брак не предполагает развода. Если не смогли сберечь семью, то (мое мнение) не следует искать и новых отношений. Муж (жена) – не перчатка. Советую не торопиться с выбором единственного и неповторимого. Дружите год-два, дружба должна быть чистой, без сожительства. За год общения увидите достоинства и недостатки будущего супруга. Спросите себя, сможете ли нести эти его недостатки всю жизнь. Если да – подавайте заявление в загс, получив благословение родителей, - уверен Владимир Язов. - Настоящий мужчина должен брать всю ответственность на себя, любить свою жену, как сказано в Священном Писании. Должен быть верующим, ведь вера дает силы. Возьмем ХХ век, когда сильные на вид мужчины нередко ломались, предавали близких, а сильные верой люди являли стойкость и мужество, подвергаясь репрессиям, шли на Голгофу, в ссылки. Поэтому мужчина обязательно должен быть сильным духом.

Самобытная яркая культура

Тюменцы с удовольствием изучают традиции, обряды и быт казаков. Не так давно одна из дочерей иерея Владимира Язова – Полина вышла замуж. Молодые после окончания венчания в церкви при выходе из храма прошли через «коридор», образованный обнаженными шашками казаков. Этот обряд, как считается, защищает новобрачных от злого глаза и бед. Кроме того, новоявленным супругам связывают руки рушником, чтобы брачные узы были крепкими и нерушимыми.

Молодой муж урядник Андрей Зайцев в учебном казачьем центре обучает ребят основам казачьей культуры, в том числе владению традиционным казачьим оружием.

- Господь сопровождает меня на выбранном пути. Будущих сыновей и дочерей тоже буду воспитывать в исконных традициях казачества, - говорит он.

Еще одна дочь иерея Владимира - Алина является участницей ансамбля казачьей песни «Любава». Репертуар для ансамбля собирается с миру по нитке: по наследству, от бабушек и дедушек, на просторах Всемирной сети и даже на казачьем круге. Ансамбль молодой, но уже через полтора года существования стал лауреатом первой степени Всероссийского фестиваля казачьей культуры «Злата горка».

- Нрав и красота казачьей культуры пережили века, закрепившись в фольклоре: танцах, песнях, частушках, сказках, - считает Алина Язова. - Нынешнее поколение казаков, их дети и внуки будут достойно продолжать и сохранять традиции предков во славу земли Сибирской.