Тюменская компания-разработчик замахнулась на серьёзную конкуренцию с федеральными игроками

Куда идёт IT-бизнес?

29 ноября 2017 в 09:00, просмотров: 2514

Экономику Тюменской области обычно связывают с такими ее драйверами, как строительство, производство полимеров, нефтесервис, нефтедобыча, агропром. Тема IT еще несколько лет назад приходила на ум в самую последнюю очередь. Но сейчас благодаря усилиям власти и бизнеса ситуация меняется.

Тюменская компания-разработчик замахнулась на серьёзную конкуренцию с федеральными игроками
Специалисты тюменской IT-компании «Esoft». Фото автора.

О том, что необходимо сделать, чтобы cфера IT стала полноценной отраслью региональной экономики, рассказал генеральный директор компании Esoft Антон Щукин.

Напомним, что на данный момент в компании трудятся около 140 программистов. Поначалу в риэлторской компании «Этажи» появился отдел, где специалисты разрабатывали различные решения, связанные с риэлторской деятельностью. Примерно года два назад они начали создавать продукты, которые позволяют анализировать бизнес-процессы. Ведь эффективность бизнеса достигается не просто путем сбора данных, их накопления, но и путем анализа узких мест. Так произошла некая трансформация: люди перестали делать отчеты — их выдавала IT-система, формировать свой календарь — по той же причине.

Выяснилось, что подобные системы уже существуют. Однако они очень дорогие, и по цене, и по обслуживанию — до 14 млн рублей в месяц. Посчитали и решили, что своими силами их можно делать гораздо дешевле, быстрее, удобнее, с адаптацией под российский бизнес.

С чего начать?

По словам Антона Щукина, Тюменский госуниверситет (ТюмГУ) и Тюменский индустриальный университет (ТИУ) ежегодно суммарно выпускают около 300 IT-специалистов. Но все они куда-то пропадают. Более того, большинство из них мало что знают о текущей IT-реальности, о современных системах и подходах. Лишь 5% выпускников готовы выполнять какие-то задачи в этой области. Остальные обучались по программам, которые уже давным-давно устарели, языкам программирования, которые уже не используются. Нынешняя динамика такова, что новые языки программирования появляются в мире еженедельно. Каждый месяц — новая платформа для разработки свежих компонентов и средств. За последние 5–7 лет количество специализаций в IT-сфере увеличилось кратно. И каждый год появляется какая-то новая специализация.

Увы, большинство выпускников местных вузов превращаются в системных администраторов, которые настраивают какие-то сети, либо уходят в другие профессии, не сумев адаптировать свои знания к имеющимся реалиям.

— Создавая компанию Esoft, мы начали собирать практически новую команду, — рассказал Антон Щукин. — Поначалу нас было около сорока человек. На текущий момент — уже 140. К концу 2017 года план — 150 сотрудников. 40 процентов из них — студенты. Но мы надеемся, что это будущие профессионалы, которые будут разрабатывать и создавать новые продукты. Все они прошли обучение в школе программирования, получили представления о новых языках и продуктах. Поначалу мы ожидали, что в школу обратятся человек пятьдесят. К нашему «ужасу», желание пройти обучение изъявили около трехсот человек — в шесть раз больше, чем мы могли обучить. После первоначального тестирования сразу отсеялись около 30 процентов. Остались двести человек. Все равно много. При выяснении мотивации, хотят ли они создавать что-то новое, отсеялись еще десятки человек.

В офисе Esoft целый этаж был переоборудован под учебный класс. Мы закупили большое число компьютеров и приступили к трехмесячному курсу обучения. За это время слушатели получили представление об основах web-разработки, современных языках программирования и современных подходах. В процессе обучения отсеялось еще около 40 процентов слушателей. И остались 70 человек. На экзамен пришли 60 человек. Сдали — 40. И всем этим ребятам было предложено пройти стажировку и трудоустроиться в компании Esoft, работать над живыми проектами. На текущий момент 22 слушателя остались трудиться в нашей компании в качестве специалистов. Остальные готовы прийти к нам в компанию после окончания учебы в вузе и защиты диплома.

— В чем отличие программы обучения в вашей компании от вузовской?

— В том, что мы включили в нее обширный практический материал без какой-либо теории. Только живой проект, практическое техзадание. Чуть позднее в сотрудничестве с ТюмГУ появился еще один очень интересный проект: сотрудники Esoft начали преподавать студентам вуза. И вуз выразил готовность меняться. В следующем году этот же проект стартует в ТИУ.

Справка МК

Компания Esoft — первый резидент IT-инкубатора Тюмени. Команде проекта уже десять лет. Но самостоятельный бизнес у нее сложился недавно. Уже на старте в Esoft принято формировать культуру использования информационных технологий, а именно создавать IT-экосистему для малого и среднего бизнеса. Ныне в компании разрабатывают комплексные решения по управлению бизнесом, позволяющие адаптировать его к современным реалиям и сэкономить на автоматизации.

— Чем в настоящее время занимаются сотрудники компании Esoft, какие продукты они создают?

— Основной упор — на создание IT-экосистемы по управлению бизнесом. Это набор из четырех основных компонентов, позволяющих управлять процессом работы компании, делать ее прозрачной и оперативно реагировать на возникающие трудности. Например, сейчас клиенты могут поступать в систему по самым разным каналам: через соцсети, телефон, различные мессенджеры, электронную почту и т.п. Система omnilead позволяет агрегировать различные каналы в одном окне. Соответственно, с ними проще работать. Следующий этап — это CRM-системы, инструмент управления взаимоотношениями с клиентами, отслеживание этапов сделок, хранение различных данных. Очередной компонент — это управление задачами как внутри компании, так и вне. И основное новшество — это система бизнес-интеллекта, позволяющая видеть все бизнес-процессы и управлять ими. В нее можно подгрузить любые данные, строить на их осноке любые отчеты и графики.

К сожалению, востребованность IT-решений в России пока что слабая. В Европе, США, Израиле айтишники — это не сисадмины, а специалисты, создающие некие продукты для широкого потребления и некие системы для повышения эффективности.

Крупные компании уже давно используют IT и прекрасно понимают, что это такое и зачем. При масштабности их задач автоматизация какого-либо рутинного процесса почти сразу же дает колоссальный эффект, в том числе с точки зрения экономии расходов. Средний бизнес также стремится использовать IT-продукты. Самая большая проблема — с малым бизнесом. Понимание, как увеличить продажи с помощью CRM, есть не у всех. И здесь для нас основной задачей является продвижение IT-ценностей, продуктов, полезных малому бизнесу. Его представители ощущают проблемы, но не видят возможности их решить при помощи IT-продуктов. Хотя эта тема ушла уже далеко вперед: информационные системы думают за человека и предлагают ему решения, о которых он не догадывается, услуги определенных врачей, определенные препараты и т.п. Таких примеров много.

— Антон, все ищут крупных инвесторов, хотя инвестировать в проекты могут обычные граждане со своих смартфонов, были бы только электронные платформы. Вам интересна эта тема?

— Я убежден, что это направление нуждается в развитии. Более того, вместе с правительством области мы начали заниматься одним из таких проектов. У нас появился портал IT-tyumen.com, он заполняется, и на нем будут размещаться вакансии в сфере IT и IT-проекты каких-либо компаний, нуждающиеся в инвестициях. Теперь важно понять, насколько это интересно микроинвесторам. Если процесс будет подхвачен, то его можно транслировать и на другие отрасли. Тем более что в мире эта сфера уже развита. Тем, кто инвестирует, затем предлагаются различные скидки на товары либо денежные отчисления. В России таким образом, например, был реализован проект по производству 3D-ручек. Бюджет для организации их производства был собран в кратчайшие сроки, и теперь эти ручки продаются по всему миру.

О трендах

— Все говорят, что часть привычных нам профессий со временем исчезнет…

— Это неизбежно. Все видели, как прямо на глазах исчезли турагентства. Выжили те, кто освоил IT-сферу. То же самое происходит с такси. С юруслугами. Впереди — переход в IT-сферу ряда услуг здравоохранения. И все эти процессы будут только ускоряться и расширяться. Важно анализировать эти тренды и работать с ними, чтобы не оказаться в хвосте состава. За последние год–полтора в регионе создано много программ и льгот по развитию IT-компаний. Лидируют Сколково, Казань с ее Иннополисом, Екатеринбург, где ведется строительство целого IT-города. Тюменская область ставит перед собой не менее амбициозные задачи.

— Что необходимо для того, чтобы создать в региональной экономике полноценный IT-кластер?

— Нужна потребность в IT! На данный момент в нашем регионе она невелика. Спрос на IT у компаний появится только с пониманием того, что необходимо как можно скорее переходить на IT-процессы. Если нас сравнить с Екатеринбургом или Новосибирском, строящих IT-город, создающих офисы IT-компаний в 14 этажей, то это сравнение будет далеко не в нашу пользу.

Второй вариант — это создание особой экономической зоны с предложением переехать туда крупным IT-компаниям.

И третий, самый важный фактор — это развитие университета с современными обучающими программами, вокруг которого должна формироваться соответствующая IT-среда.

— Как этот спрос, эту потребность формировать?

— Только через повышение культуры и понимание того, что происходит с экономикой и жизнью в целом, тех преимуществ, которые дают IT-решения. Сейчас в помощь людям, создающим бизнес, приходят роботы, чат-боты и прочие IT. И здесь важна синергия этих двух сторон.

— Какие сверхзадачи ставит перед собой ваша компания?

— Первая цель, которую мы поставили перед собой, — за полгода создать конкурентоспособный IT-продукт среди той продукции, которая присутствует на рынке уже 10–15 лет. Мы создали ряд таких продуктов. И 90 процентов из них уже успешно конкурируют на рынке. Нашу продукцию используют более 40 компаний, а мы собираем обратную связь, чтобы устранить все недостатки. Вторая цель — увеличение продаж, массированный маркетинг, выход на зарубежные рынки уже весной следующего года. Для Европы и Азии наши продукты значительно дешевле. И последний целевой вектор — это продвижение IT-отрасли, ее развитие, обучение предпринимателей пользованию IT-решениями.

— Нужны ли вам конкуренты на региональном уровне?

— Конкуренты нужны всегда. Это один из основных факторов, влияющих на скорость развития.




Партнеры