Найти своё место в жизни

В Тюмени состоялась IV ежегодная Международная конференция в области креативных индустрий

Мир стоит на пороге четвертой промышленной революции. С одной стороны, она может изменить нашу жизнь к лучшему, с другой — заставляет задуматься о проблеме занятости, исчезновении ряда профессий, миграции квалифицированных профессионалов.

В Тюмени состоялась IV ежегодная Международная конференция в области креативных индустрий
Участники пресс-подхода — Алексей Кудрин, Владимир Якушев, Александр Дюков. admtyumen.ru.

— Это лишь небольшая часть проблем, с которыми мы столкнемся в самое ближайшее время, — отметила на открытии ежегодной Международной конференции в области креативных индустрий Нонна Матеркова, директор и основатель фонда Calvert 22.

Конференция с тематическими сессиями и мастер-классами для творческой молодежи состоялась в Тюмени на минувшей неделе.

Добавим, что Calvert Forum уже пять лет исследует лучшие мировые практики в области новой экономики. Конференции Calvert Forum проходили в Воронеже, Санкт-Петербурге, Казани. А ныне городом ее проведения стала Тюмень. Этому предшествовало двухлетнее исследование креативной среды сибирских городов. Специалистов интересовало: каким образом удержать талантливую молодежь в Сибири? Как создать комфортные условия для предпринимательства и творческого роста молодых профессионалов? Как изменить образовательную систему, чтобы она соответствовала потребностям времени?

В результате исследования родилось бесплатное мобильное приложение News Travel Guide, где можно найти самые необычные и интересные места Тюмени. Известно, что поток туристов в «оцифрованный» город с его отраслями и достопримечательностями увеличивается на 20–30%. Руководитель фонда Calvert 22 выразила надежду, что новое приложение позволит привлечь в Тюмень еще больше российских и иностранных туристов.

Для обмена опытом, обсуждения лучших мировых практик в области креативных индустрий в Тюмень съехались лучшие умы со всей России и даже из-за рубежа, авторы различных проектов, дизайнеры, архитекторы, IT-специалисты, деятели искусств, урбанисты, ученые.

В работе конференции приняли участие председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, губернатор Тюменской области Владимир Якушев, председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, креативный директор Crafts Council Анни Варбертон (Лондон), директор фонда «Креативные практики» Денис Щукин и другие.

— К началу 2030-х годов вследствие растущего использования роботов в США и Германии более трети всех рабочих мест могут оказаться под угрозой, в Великобритании и Японии — около четверти. Прежде всего, речь идет о работниках обрабатывающей промышленности, торговли, административных аппаратов, а также о занятых в финансах и страховании. Кого будут сокращать меньше всего? Ответ очевиден: наиболее востребованными будут люди творческие, креативные, — прокомментировал управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков.

Член попечительского совета фонда Calvert 22, а также заместитель председателя экономического совета при Президенте РФ Алексей Кудрин уверен: в России необходимо расширять возможности для самореализации талантов, радикально улучшать качество городской среды в регионах.

— Самым зримым образом новой технологической революции станет цифровизация, — сообщил Алексей Кудрин. — В ближайшие годы спрос на программистов в России, занимающихся оцифровкой данных, вырастет в десятки, а то и сотни раз. Цифровые данные при использовании в управленческих решениях в разы повысят производительность труда. Цифровизация приведет к исчезновению ряда уровней управления и в производстве, и в сервисе. Благодаря цифровизации уже через десять лет треть профессий в мире отомрет. Изменятся модели госуправления. Многие решения будут приниматься автоматически, в один клик. И эти возможности предоставляет как раз сектор креативных индустрий.

По словам бывшего министра финансов, в настоящее время страна проходит сложный путь осмысления того, как увеличить темпы роста экономики. На протяжении последних десяти лет он составлял всего 1%. Россия ежегодно уменьшала свою долю в мировом ВВП. И экономисты ищут ответы на вопрос, как переломить эту тенденцию. За ближайшие 6–8 лет России нужно удвоить несырьевой экспорт, чтобы оставаться устойчиво растущей экономикой и показать свою конкурентоспособность.

На увеличение доли сектора креативных товаров и услуг в структуре российского экспорта направлен проект «Мастера Сибири», реализуемый фондом «Креативные практики» в партнерстве с программой социальных инвестиций «Родные города» ПАО «Газпром нефть» при участии фонда Calvert 22. Проект рассчитан не только на популяризацию новых товаров и брендов, но и дальнейшую интеграцию молодых предпринимателей — художников, дизайнеров, ремесленников, программистов — в структуру российской и мировой креативной экономики. Некоторые из них уже имеют возможность работать в рамках международных контрактов.

По данным Кудрина, собственным предпринимательством в России занимаются около 6% населения. Еще 2% хотели бы открыть свой бизнес. Это мало. Чтобы экономика была энергичной и динамичной, 2% желающих заниматься бизнесом — недостаточно. Отбор стартапов, система поддержки бизнеса должны стать приоритетом государственной политики.

Как оценивает потенциал инновационно-креативного сектора в структуре региональной экономики губернатор Владимир Якушев?

— Он будет активно развиваться. И главная задача власти — обеспечить условия для его развития, — подчеркнул глава региона. — И здесь велика роль образования. Мы не совершим никаких революций, если система образования не будет соответствовать потребностям времени. Именно внутри вузов и должна формироваться креативная среда. И мы стараемся двигаться в этом направлении. Кроме того, наши города должны иметь совершенно другое лицо, в них должно быть комфортно и уютно. Поэтому мы поддерживаем креативные молодежные проекты, театральное движение, музейную жизнь, молодежное предпринимательство. За последние три года 120 региональных стартапов инновационной направленности получили поддержку в виде субсидий на сумму 360 миллионов рублей. В 2017 году авторы стартапов получили возможность получить по 3 миллиона рублей на три года под 3% годовых.

Александр Дюков рассказал, что компания начала интересоваться сектором креативных индустрий уже давно. Причин несколько. Во-первых, компании небезразлично социально-экономическое развитие регионов, где она ведет свою деятельность. Во-вторых, творчество в области технологических инноваций делает компанию современной, гибко реагирующей на вызовы времени. Тем более что конкуренция в сфере ТЭК обостряется, а условия добычи углеводородов ухудшаются. Поэтому для сохранения эффективности, как в нефтедобыче, так и в розничных продажах, без креатива не обойтись. Так, например, у «Газпром нефти» уже есть мобильное приложение, позволяющее оплатить заправку топливом, не выходя из автомобиля.

В рамках одной компании невозможно найти все необходимые ресурсы для решения возникающих проблем. Поэтому ПАО «Газпром нефть» выступает за развитие креативного сектора как части экономики России в целом.

— Мы генерируем огромный спрос на инновационные продукты и решения и открыты для любого партнерства! — подчеркнул Александр Дюков.

Ключевой целью конференции стала выработка практических рекомендаций по развитию креативного сектора, которыми могли бы воспользоваться не только представители творческих профессий, но и предприниматели, чиновники, представители отраслей культуры и образования, молодежные и общественные объединения.

Тематические сессии были посвящены креативной среде Сибири, образовательным проектам в сфере креативных индустрий, инструментам городского развития и социального проектирования. Организаторы конференции продолжили работу с молодежью серией мастер-классов, презентацией магистерской программы по креативным индустриям Школы перспективных исследований в Тюменском госуниверситете (ТюмГУ) и стартап-сессией «Digital-проекты в городской среде». Авторы лучших стартапов отправятся на стажировку в Лондон, где креативные индустрии, по словам Алексея Кудрина, обеспечивают в экономике прирост порядка 15% в год.

Не забыть про человека

Очевидно, что тема креатива родилась не вчера и не сегодня. Еще в 1990-е как-то в одной из аудиторий ТюмГУ шла перекличка по фамилиям.

— А где у нас Лева? — спросила преподаватель.

В это время в дальнем углу со скрипом распахнулись дверцы шкафа, и студенты увидели, что их одногруппник сидит в шкафу и держит в руках зонтик, точнее, просто ручку от зонтика со спицами, с которых свисает новогодняя мишура.

Смешно? Интересно? Креативно? Трижды «да». Потому что многие хотели бы на это посмотреть, рассмеяться, расслабиться, задать автору данного творческого акта вопросы. В конце концов, это неожиданно и продаваемо, поскольку привлекает внимание.

Те же принципы справедливы и в производстве товаров и услуг.

Когда-то в те же 90-е годы прошлого века один философ, который сейчас носит православную бороду, говорил нам, студентам, о развлекательности как одной из функций журналистики. Если вещь, явление, процесс, продукт не развлекают — они неинтересны и коммерчески провальны. Некреативны!

Народ в настоящее время соскучился по креативу — и в политике, и в экономике, и просто в жизни. Ему претят застой, стабильность, несменяемость картинки за окном, одна и та же зарплата, одни и те же лица. И власть, кстати, это понимает. Даже выборы президента не обходятся без креатива. Поскольку несменяемость российской власти, депутатов, чиновников многих уже раздражает, как и микроскопичность каких-либо положительных перемен в стране, народ решил превратить грядущие выборы в фарс: в кандидаты в президенты подались горе-бизнесмен Полонский, ночная телеведущая Чехова, порноактриса Беркова, полуведущая-полуобщественница Собчак… Не хватает народу креатива!

Не зря говорят, голь на выдумки хитра. Если с утра не нужно идти на завод (вкалывают роботы, а не человек), то чем заняться? Креативные индустрии — самое то. В настоящее время креативная экономика в мире, а в ее создании преуспели Сингапур, Япония, Великобритания, развивается семимильными шагами: по 8–9% в год, а в Великобритании, как уже было отмечено выше — аж 15%.

Изменения в экономическом ландшафте носят радикальный характер. Это уже случалось: на смену конной тяге пришли двигатели внутреннего сгорания, и мир изменился до неузнаваемости. Нынешняя модель экономических отношений как совокупности занятости населения, сферы образования, производства необходимых услуг и товаров — это новый перелом. Старые навыки и знания, как бы ни красили человека, теряют свою востребованность, привлекательность, коммерческую составляющую. Учить строить сани, когда кругом несутся автомобили, бессмысленно.

Видно, что с появлением и развитием креативной экономики, а это хенд-мейд, искусство и культура, кино и ТВ, дизайн и архитектура, реклама и маркетинг, мода и ремесла, СМИ и цифровые технологии, возникает целый комплекс проблем и вопросов. И их решение также нуждается в креативных подходах.

Ну, например, где у нас в России эффективные настройки производственно-потребительской системы?

Что у нас происходит в сферах электронного правительства и госуслуг? В судах, МФЦ, ГИБДД, управлениях судебных приставов вновь собираются какие-то безумные очереди.

Недавно одна моя знакомая вернулась с отдыха из Алтайского края. И до сих пор в шоке. Там, где она отдыхала, электроэнергию подают два часа в сутки. Очевидно, что креативные индустрии там возникнут не благодаря, а вопреки. Чем еще заниматься при отсутствии электроэнергии?

А если серьезно, то многим из нас хочется слышать ответы на вполне резонные вопросы. Креативная экономика — это хорошо. А кому это выгодно?

Известно, что 70% сельского населения Индии сидят на дешевых синтетических наркотиках. Эти люди и их труд никому не нужны. Вместо них всю необходимую продукцию производят крупные корпорации. Они могут себе позволить и креатив, и инновации. Мы идем в этом же направлении?

В 50–80-е годы прошлого столетия ключевой задачей КПСС считалось «повышение благосостояния и благополучия советского народа». Как этой цели добивались, вопрос второй. Но она — эта цель — хотя бы была! А что теперь? Ныне она вовсе исчезла из политического лексикона и не является критерием для принятия программ экономического развития. Как будет решаться эта проблема в условиях роста креативной экономики? Кто воспользуется ее плодами? Не грозит ли нам война людей и машин?

Прошу не понять меня неправильно. Мы все за креатив! Лично мне хочется за неделю выучить французский и итальянский языки. Иметь набор разного рода гаджетов и 3D-принтеров: «Личный портной», «Личный повар», «Личный дизайнер», «Личный доктор» и т.п. Только за всеми этими яркими креативными планами, проектами, мечтами и творческими радостями где-то вдали мерцает одинокая, грустная, неприкаянная душа россиянина, которому нужно платить, платить и платить: за квартиру, услуги ЖКХ, новые зубы, операцию, ипотеку, кредит, образование детей, ремонт автомобиля, земельный участок и т.д.

Кто ныне печется о повышении благосостояния россиян как основной цели государственной политики? Отдельные личности? Сумасшедшие романтики? Идеологи креативной экономики? Герои России? Куда он потерялся, этот огонек, мерцающий вдали?

В конце концов, креатив важен во всем. Не только в творческих профессиях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру