SMART Sity — город для горожан

В Тюмени обсудили «умные» безопасные дороги

12 ноября 2017 в 10:25, просмотров: 1033

В областном центре на очередном заседании пресс-клуба «Неформат» обсудили инновационный подход к развитию «умного города» Smart Sity, эффективность городской инфраструктуры Тюмени, планы и перспективы развития. В дискуссии приняли участие строители, архитекторы, проектировщики и разработчики.

SMART Sity — город для горожан
Олег Данилов и модератор Сергей Пантелеев. Фото автора.

В последнее время Тюмень стабильно занимает лидирующие места российских рейтингов по благоустройству и комфорту, нередко оставляя позади столичные города. В этом году департамент социологии финансового университета при Правительстве РФ назвал Тюмень городом с наиболее высоким качеством жизни, оценив 37 городов с населением более 500 тыс. человек. Критериями оценки стали состояние системы здравоохранения и безопасность населения, деятельность образовательных учреждений, материальное благополучие жителей города, работа коммунальных служб, сроки и качество ремонта жилья, благоустройство города и состояние дорожного хозяйства. Тюмень также заняла вершину рейтинга среди российских мегаполисов, составленного изданием «Русский репортер».

От хорошего — к умному

Город не собирается останавливаться на достигнутом, и вершины российских рейтингов — лишь этап на пути к глобальной цели. Тюмень превратится в Smart Sity — так называемый «умный город». В этой концепции сегодня развиваются около 2,5 тыс. городов всего мира. «Умный город» — это интеллектуальная цифровая система, максимально эффективно, комфортно и безопасно управляющая ресурсами городских служб и благоустройством.

По словам руководителя проекта Smart Sity в Тюмени, заведующего кафедрой автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин Тюменского индустриального университета Олега Данилова, наш город уже сделал первые шаги в этом направлении. Но ученый считает, что полноценный Smart Sity еще не построен ни в одной стране мира, и даже Барселона, Сеул и Сингапур не являются «умными» в полной мере. И в нашей стране не рассчитывают построить все и сразу, поэтому здесь выбрано 50 пилотных городов, в каждом из которых будет формироваться одна из отраслевых подпрограмм Smart Sity.

Высокое качество тюменских дорог — первое, что замечают иногородние гости, и в целом дорожно-транспортная система в нашем регионе хорошо развита. Поэтому эксперты предлагают тюменцам разрабатывать в качестве пилотного именно это направление, прогнозируя лидерство в сфере транспорта. Кстати, у нас уже реализованы многие «умные» сервисы и программно-аппаратные решения. Например, в сфере транспорта успешно работают две автоматизированные системы управления — АСУ дорожным движением и АСУ пассажирскими перевозками.

Директор МКУ «Тюменьгортранс» Алексей Санник рассказал об автоматической информационной системе диспетчеризации, признанной аналитическим центром при Правительстве РФ лучшей в стране. Эта система контролирует все взаимоотношения предприятия с перевозчиками, включая формирование актов приемки выполненных работ, расчет выплат и мониторинг устранения нарушений по жалобам пассажиров. АСУ направляет заявления потребителей как компании-перевозчику, так и специалистам Тюменьгортранса, которые контролируют работу с жалобами тюменцев. Следующим этапом совершенствования системы станет автоматическое оповещение служб Тюменьгортранса о нарушении средством общественного транспорта установленной схемы движения, пропуске остановок и т. д., на которые горожане часто жалуются.

В эту модель будет интегрирована пока отдельно работающая схема управления дорожным движением, которая повысит комфорт и безопасность на городских дорогах и улучшит параметры дорожного движения. Система объединяет более трехсот светофоров, часть их автоматически переключается между режимами в зависимости от показателей датчиков, оценивающих интенсивность транспортного потока и передающих данные на центральный сервер.

По словам Алексея Санника, сервисом «Яндекс-пробки» они не пользуются, так как Яндекс и аналогичные компании применяют не прозрачные методики, поэтому их данные не могут использоваться для работы системы. Мониторинг дорожной ситуации также осуществляется с помощью обзорных камер в центральной части и на окраинах города. В будущем система позволит предсказывать интенсивность движения и дорожную обстановку, разрабатывать соответствующие режимы работы светофоров, а также информировать водителей и пассажиров о ситуации на дороге с предложением оптимального построения маршрута.

Где взять комфортные и безопасные дороги?

Схему развития автомобильных дорог в Тюмени представил заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков, заявив, что она построена на принципах Smart. На схеме отражены объекты, предусмотренные генпланом, которые будут построены в ближайшее время. Замначальника областного строительного управления добавил, что существует аналогичный районный проект «Безопасные и качественные дороги», а разработка в масштабе области называется «Федеральные дороги и транспортный коридор на Ямал».

Дороги в Smart Sity должны быть не только комфортными для водителей, но, в первую очередь, безопасными. Развитие зарубежной автопромышленности дает возможность предположить, что вскоре за рулем авто вместо человека будет робот — автопилот станет так же привычен, как, например, автоматическая коробка передач. А пока наиболее доступным и реальным способом повысить безопасность и комфорт дорожного движения в городе стала тенденция отказа от личного автомобиля в пользу общественного транспорта. Поскольку никто добровольно не хочет следовать примеру европейских городов, власти намеренно сокращают количество парковок, особенно в центре, организуют платные стоянки и стараются сделать жизнь автомобилистов максимально неудобной. Проекты благоустройства общественных пространств в последнее время следуют заявлению «город — для людей, а не автомобилей».  

Однако не все готовы в одночасье отказаться от привычного комфорта. Известно, что определенный контингент людей, для которых важно производить впечатление на окружающих, скорее, будут экономить на одежде и еде, чем на способе передвижения. Но город не безразмерный, а его экономическое благополучие в данном случае имеет оборотную сторону в виде повышенной степени автомобилизации, превышающей даже европейские показатели. Поэтому хоть что-то для автомобилистов делать все равно нужно. Таким шагом в их сторону стал проект реконструкции одной из главных городских улиц.

В результате его реализации одна из центральных улиц станет магистралью непрерывного движения с разрешенной скоростью порядка 80–100 километров в час. Авторы проекта уверены, что это улучшит дорожную ситуацию, а пешеходам безопаснее пользоваться надземными переходами, нежели обычной «зеброй». По результатам работы с имитационной моделью проекта в утренние часы пик параметры дорожного движения на этой улице улучшатся в три раза, а в вечерний час пик — в два раза. Идея сделать из центральной улицы скоростную дорогу без светофоров вызвала широкий резонанс, вышедший за пределы нашего города. В Тюмени у этого проекта также немало противников.

Председатель правления Тюменского отделения Союза архитекторов России Андрей Табанаков предложил, прежде чем создавать «умный город», сначала построить нормальный.

— Не так давно на круглом столе обсуждались проблемы, которые могут возникнуть на улице Мельникайте в связи со строительством магистрали непрерывного движения, — напомнил он. — Смоделировали движение автомобилей — а жизнь? Давайте тоже ее смоделируем и посмотрим, удобно ли будет людям жить на такой улице? Вам нравится улица Пермякова? Там сейчас красиво, когда все объекты заслоняются загородками? Через все кольца перекинуты переходы, подъезжаешь — и не понимаешь, куда ехать, потому что дороги уже не видно, все застроено. Это красиво? Это «смарт»?

Андрей Табанаков заявил, что в Тюмени отсутствует архитектурная стратегия развития города, без которой опасно проектировать значимые проекты. Он обратил внимание на избыток парковочных площадей у крупных гипермаркетов вблизи городской черты и их недостаток у центральных торгово-развлекательных центров. Еще одной проблемной чертой Тюмени, по его мнению, является моноцентричность, от которой страдает большинство российских мегаполисов.

— Как было, так и остается, никто не делает выводов, — подчеркнул архитектор. — Строим радиальную дорожную схему, но транспортники прекрасно знают, насколько она неудобна.

В качестве более удобной альтернативы он предложил пример Нью-Йорка с его «стрит» и «авеню», подчеркнув, что в моноцентричном городе никогда не избавиться от транспортных проблем, сколько развязок ни построй. Табанаков также предложил сделать «карманы» на кольцевых развязках, чтобы автомобили, не поделившие дорогу, не мешали полдня остальным участникам дорожного движения.

Искусственный интеллект на страже безопасности

По словам руководителя проекта Smart Sity в Тюмени Олега Данилова, многие из функций «умного города» можно воплотить уже сейчас. В Тюменском государственном университете ведется работа с обучаемыми нейронными сетями. Вуз совместно с Тюменьгортрансом реализует проект по распознаванию автомобильных номеров на стоянках.

— Наши магистры разрабатывают технологию распознавания номеров, которые могут быть грязными, искусственно грязными, не читаемыми в темноте или на машине, поставленной под углом, — пояснил Данилов. — Нейронная сеть распознает образы и читает такие номера.

Участники дискуссии добавили, что, если горожане будут намеренно нарушать правила и законы, воплощение концепции «умного города» будет непростым. Тем не менее, ученые уверены, что через три года уже будет заметен реальный результат.






Партнеры