Педагоги обсудили вопросы здоровьесбережения детей и подростков

Терренкур для детей и взрослых

8 ноября 2017 в 09:00, просмотров: 870

Ключевой проблемой здоровьесбережения детей дошкольного возраста и школьников, по признаниям специалистов, является отсутствие преемственности здоровьесберегающих технологий в воспитании обучающихся дошкольных и общеобразовательных учреждений г. Тюмени.

Педагоги обсудили вопросы здоровьесбережения детей и подростков
Участники дискуссии — Наталья Малярчук, Антонина Сидорова и Евгений Беляев. Фото Надежды Сизовой.

На прошедшем в школе №63 круглом столе его участники постарались определить зоны ответственности по решению этой проблемы для педагогов, школьников и родителей. Особое внимание уделили применению технологий по сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях, а также появлению тенденций в молодежной среде, негативно влияющих на их отношение к здоровью.

Как отметила начальник отдела воспитания департамента образования администрации города Тюмени Анастасия Абакумова, перед государством стоят задачи по формированию у семьи, родителей и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщей профилактике заболеваемости, внедрению здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка. Для решения этих задач разрабатываются федеральные и региональные программы, данной тематикой озабочены общественные организации, учреждения дополнительного образования.

И все-таки каждый раз обнаруживаются пропущенные звенья. Дети в промежутке от 7 до 17 лет теряют до 70% своего здоровья. И на выпуске из школы многие имеют целый набор хронических заболеваний. Некоторые школьники и школьницы бывают замечены в употреблении алкоголя, психоактивных веществ, курении и даже беременности с последующим абортом.

Интересные подходы в здоровьесбережении предложили участники городского проекта «Молодые лидеры в образовании». Педагоги представили образовательный проект «Лига здоровья», главная идея которого — создание системы повышения квалификации педагогов в данном вопросе и организация в школах отрядов охраны здоровья из числа учащихся.

Отметим, что авторами образовательного проекта «Лига здоровья» являются заместители директоров детских садов, методисты Информационно-методического центра, учитель физической культуры, воспитатели. Все они — участники проекта «Молодые лидеры в образовании».

— Нас поделили на группы, и каждой поручили разработать проект на определенную тему. Нашей группе досталась тема «Здоровье­сберегающие технологии в основной школе». Проект предназначен для детей с раннего возраста и их родителей. Он рассчитан на год, но мы намерены сделать его долгоиграющим. Это своего рода каркас из подпрограмм под названием «Виды здоровья». Речь идет о вопросах здоровьесбережения, охраны жизнедеятельности, психологического сопровождения детей и взрослых. Главная задача проекта — создать мотивационное поле для здоровьеформирующей сознательности у детей и их родителей. Проблема в том, что, пока ребенок маленький, родители следят за его здоровьем, сном, отдыхом, режимом дня. Но по мере взросления школьника на первое место выходит его успешность. Родители не разрешают гулять, спать, отдыхать и тому подобное, все нацелено на успехи в учебе… И наш проект направлен на то, чтобы восстановить необходимый баланс, утвердить мысль, что успех зависит и от здоровья, в том числе, — рассказала методист Информационно-методического центра (ИМЦ) г. Тюмени Антонина Сидорова.

Критический возраст для школьника — 14 лет. Школьники начинают отдаляться от родителей, становиться более самостоятельными. И педагогам хочется, чтобы проект «Лига здоровья» сплотил и детей, и взрослых, чтобы интересно было и тем, и другим.

В рамках проекта предполагается создать несколько волонтерских отрядов по охране здоровья. Они пройдут обучение по четырем модулям: «Я и дом», «Я и школа», «Я и природа», «Я и город». Изучая эти модули, дети вступят в некую соревновательную игру, станут зарабатывать очки, участвуя в тренингах и квестах, выходя на улицу, изучая способы борьбы со стрессами и помощи сверстникам.

Не останутся в стороне и педагоги, которым в рамках проекта предстоит овладеть методиками здоровьесбережения школьников.

— Площадками для реализации проекта станут шесть школ города Тюмени, расположенных на его окраинах, в поселках Мыс, ММС, Казарово и других. Так получается, что на них меньше обращают внимания, они удалены от учреждений дополнительного образования, реже участвуют в каких-то городских мероприятиях. Поэтому нам важно создать для учащихся этих школ здоровьесберегающую среду, переформатировать их досуг, подключить сознание учителей к методическому терренкуру и овладению практик здоровьесбережения. Полагаем, что нам смогут помочь ведущие специалисты тюменского здравоохранения, МЧС, других учреждений и ведомств, — добавила сотрудница ИМЦ.

— А разве школьных уроков физической культуры, различных спортивных состязаний недостаточно?

— Для нас главное — пробудить у школьников желание ходить на эти занятия, дать понимание, что им это нужно.

Доктор педагогических наук профессор Института психологии и педагогики ТюмГУ Наталья Малярчук четко расставила все точки над i.

— Чтобы какое-то качество было в ребенке, надо, чтобы сначала оно было в родителях, — сказала она. — А чтобы зажечь в ребенке огонь, педагогу нужно самому иметь его в себе!

Она пояснила, что само по себе здоровье не может быть целью образовательных отношений. Но это одно из важнейших условий достижения жизненных успехов школьника. При этом здоровье раскладывается на физическое, духовно-нравственное и социальное.

Педагог рассказала о салютогенной модели в работе над позитивными изменениями в жизни и о том, что физическое здоровье необходимо обязательно увязывать со всеми остальными видами здоровья. И тогда факторы риска, которые медицина рассматривает как набор угроз и патологий, в салютогенной модели будут выглядеть как ресурсы. Есть личные ресурсы, и есть ресурсы окружающих людей, а есть общее ресурсное поле социума. И тут важны правильные методологические подходы в работе со школьниками, учителями, родителями.

— Мы воспитываем детей для служения другим! А иначе зачем ему жить в обществе? И если ребенок усваивает эту мысль, то все остальное, чем он живет, приобретает значение, мотивирует его к позитивным изменениям, — подчеркнула Наталья Малярчук.

Психолог высшей категории, главный специалист Центра внешкольной работы «Дзержинец» Галина Прокопенко отметила, что в молодежной среде растет мода на депрессивное восприятие мира и свои перспективы. Здоровый оптимизм становится редкостью. И свою роль здесь играют родители, а дети уже воспроизводят домашнюю атмосферу в своей эмоциональной жизни. У них растет компьютерная зависимость. Во многих регионах среди молодежи набирает силу идеология тюремно-воровских сообществ. Девочки-подростки все чаще делают аборты. Настоящей эпидемией вот-вот станет культура вейп-курения. Что со всем этим делать? Нет ясного представления. Но что-то делать нужно. Например, так, как это делают в «Дзержинце», реализуя профилактические проекты «Безопасное взросление», «Радостное взросление» и другие. 

Воистину, телесное здоровье начинается в головах и душах.





Партнеры